Михаил Окунь. Экспертный обзор. Сентябрь-2018

Большой Литературный Клуб
Разговоры о поэзии в критических статьях последнего времени всё более приобретают вид, будто некая лженаука, уже отгородившись своей методологией, обзаводится и новоизобретенным языком, понятным только «посвященным». Попробуем этого избежать.
Из предложенных 33 стихотворений отобран шорт-лист – 10 стихотворений. В изначальном корпусе  стихов порадовало практическое отсутствие «исконно-посконной» ноты и столь расхожего нынче  «актуального» мусора. В большинстве это вполне внятные стихи, авторы которых хотят вести диалог с читателем, а не переплевывать через губу, что он-де «не подготовлен».
Авторам, не нашедшим своей фамилии в шорт-листе, советую не огорчаться (хорошо понимая, что такой совет легче дать, чем ему последовать). Поэзия – дело жёсткое и субъективное. Отложите стихи на время, перечтите их снова, вспомните, что далеко не всегда то слово лучшее, которое лежит под рукой. Впрочем, в той или иной степени это касается всех пишущих, а потому обойдемся без общих мест. Хотя, увы, тут не отделаешься любимой присказкой Георгия Иванова, заимствованной им у З. Гиппиус: «Если надо объяснять – то не надо объяснять». Объяснять, хоть и кратко, придется.


1.ОЛЬГА СУХАНОВА «Хотела щедрый стол и теплый дом» http://www.stihi.ru/2017/08/29/4584  квота ГР за редактирование отборочного тура.

«Женское» стихотворение, «прямое лирическое высказывание».  Рифмы решительные. Напряженность чувства подкупает. Будем надеяться, что замечание рецензента 10-х гг. (естественно, прошлого века), обращенное к А.А.А.: «Анна Ахматова мучается не потому, что ее оставил возлюбленный, а потому, что это ее профессия» здесь неуместно.


2.ЖИЛЬ ДЕ БРЮН «узкоколейка» http://www.stihi.ru/2017/03/13/8578 квота ГР за редактирование отборочного тура

Подмечены и «ненужные люди и-мне-налей-ка», и «самогон нечист и в стаканах досадно мелко». Эти детали делают стихотворение. В третьей строфе автор впадает в неоправданный пафос. Монферран и Трезини  в четвертой строфе, при всей неожиданности их появления, оказываются на месте.


3. МИХАИЛ ЗАМЯТИН «шана това»
http://www.stihi.ru/2018/09/13/8414  номинатор Термитник поэзии

Вновь стихотворение, построенное на зорко подмеченных деталях: «каркасы стволов», «пейзаж за окном наклоня», «хрустящие трупики пчёл». Но стоит напомнить автору, что с пассажами типа «раскаянье осень зальёт» надо быть аккуратней, имея в виду дотошного читателя, формально желающего знать,  кто же что зальёт в «однобокое сердце».



4. JAG «Юрмальское»
http://www.stihi.ru/2018/09/13/2266 отборочный тур для резидентов

Ностальгический детский мир Балтийского побережья по-своему, как точку возврата, увидел автор, скрывающийся под аббревиатурой JAG. Но и двенадцати строк этого стихотворения  хватило  понять, что увидена эта точка возврата уже из «точки невозврата».


5. ИРИНА РЫПКА «Корень страха»
http://www.stihi.ru/2018/08/16/3602 отборочный тур для резидентов

Веет холодом, тоской, смертью... Автор добилась того, чего хотела. И я, как читатель, неожиданно для себя обнаруживаю, что и мне вопреки здравому смыслу тоже хочется заглянуть туда, где веет холодом, тоской, смертью...


6. РАДИО-АКТИВЕН «В прокуренной кухне»
http://www.stihi.ru/2010/08/24/93 отборочный тур (квота Ольги Ведёхиной)

Вспомнилась чеченская проза А. Бабченко. Трудно брать на себя ответственность судить  стихи такого рода. Замечательна находка  – больница (госпиталь?) – как лимб Дантовского ада.


7. ВЯЧЕСЛАВ ПАМУРЗИН *** («Кто про что, а вшивый про баню...»)
http://www.stihi.ru/2018/09/15/8148 номинатор Марина Намис

«Москва... как много в этом звуке //Для сердца русского слилось!..» Да, много, но нынче уже не совсем так (точнее, совсем не так), – не по Александру Сергеевичу.
«Я навеки тебя забаню, //Дорогая моя столица...»,  «Ласки родины нелюбимой...» – не  пожизненный рефрен «Пред Родиной вечно в долгу...», а, наконец,  это и о долге страны перед своим гражданином. (По счастью автор, в отличие от рецензента, в патетику не впал.)
 

8. НАДЕЖДА КОГАН (ШЛЯХОВА) «Фонарный столб»
http://www.stihi.ru/2007/06/04-2517 номинатор международный поэтический клуб «Рифма»

Автор приложила немало усилий, чтобы сделать «хорошее стихотворение». И, надо признать, ей это удалось. Увиденное – запечатлелось, в родство старого фонаря с вязом и черемухой поверилось.


9. ПОТАПОВА ПОЛИНА «в эфире только птицы...»
http://www.stihi.ru/2018/09/14/9137 номинатор международный поэтический клуб «Рифма»

Стихотворение создает некое «эфирное» настроение – радостное, но в то же время отчасти и тревожное, печальное. И всего этого уже немало...

10. СТЕП «Лошадка»
http://www.stihi.ru/2006/03/17-1815 номинатор Ильдар Харисов

Незатейливо, мило, живописно... Не в каждом же стихотворении должны разверзаться «бездны»; в конце концов, стихотворение – не философский трактат.