Хорошо ещё, что они там живут

Ольга Ботолина
- Туда очень трудно добраться, практически невозможно, - запугивала телеведущая программы "60 минут" Ольга Скабеева телезрителей и участников дискуссионного шоу, говоря о том, как тяжело было заезжим итальянцам путешествовать по Пинежской земле, ища выбранную ими глубинку для фотосессии в модный журнал. А именно – деревню Чикинскую Пинежского района Архангельской области. Как выясняется, по «гиблой северной земле» - в деревне пара-тройка жилых домов да несколько полуразвалившихся церквей. Припомнились и размытые дороги, и непролазная тайга…
   
   Вечер. Свободная минутка. Надо бы заглянуть на программу "6о минут" - что новенького, о чём намечается спор? Прилипаю к экрану с открытым ртом: Ольга Скабеева знакомит участников дискуссии со скандалом, случившимся на этот раз не где-нибудь в Сирии, Иране или Украине, а... на родном моём Пинежье! Случаются ещё на Пинежье чудеса!
   На экране  - поезд Москва-Архангельск, затем на Карпогоры, переправа через Пинегу от деревни Чёшегоры, на которую 14 лет, до отъезда из родительского гнезда, смотрела я из окна... Паром движется к родному берегу моей деревни Пиринеми. Чуть не падаю в обморок...
  Царапнула по живому небрежность ведущей: до выхода передачи в эфир не мешало бы подвериться в правильном произношении названий населённых пунктов и реки: ЧЁшегора (не ЧешегОрЫ), ПИнега (не ПинЕга).
  Ну, и зачем это иностранцам приспичило покорять Богом забытую северную глубинку, где люди скромны и сдержанны в поступках и одежде, прямолинейны и бесхитростны, веками свято чтят традиции предков и до сего дня придерживаются нравственных устоев?  И не вписываются в «тренд» вседозволенности и свободы без удержу и без границ.
 Сумятица растревожила душу: усатые манекенщицы в пестрых костюмах позировали с крестами на фоне деревенских улиц и церквей российской глубинки! Таких «чудес» на Пинежье, думаю, ещё не бывало. В телевизоре мнения прозвучали разные, большинство аналитиков считали, что скандал раздули на пустом месте, и потому «много дыма из ничего». Ведь специалисты гламура старались устроить ультрамодную фотосессию для ведущего глянцевого итальянского журнала - шутка ли: «такая вся» в Дольче Габбана и Гуччи! Радоваться якобы надо такой неслыханной удаче какой-то зачуханной глухой деревеньке. И, скорее, было больше недоумения среди влиятельной публики по поводу возникшей бучи в северной стороне, нежели желания разобраться в причине недовольства жителей деревни и района. Да и вряд ли представителям первопрестольной с позиций либерализма с руки судить-рядить про наш северный край, народ и его устои. Неспроста же поднялся на Пинеге скандал! Восстал народ против заезжих гастролёров. И не в чести оказались у местных жителей незваные именитые личности, вероломно посягнувшие на их территорию и нарушившие душевный покой.
  По ходу просмотра передачи всколыхнулись в памяти отголоски народной мудрости, запечатлённые в сознании именно на Пинежье, в школе ещё: «не в свои сани не садись», «в чужой монастырь со своим уставом не ходят», «в чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив», « в гостях воля не своя», «у Сидора обычай, а у Карпа свой», «что город, то норов; что деревня, то обычай»… Припомнилась частушка: «мы не ждали вас, а вы припёрлися»… Они ярче обычных слов высвечивают суть происходящего.
   К сожалению, не все выступающие на дискуссии представились по фамилии, имени-отчеству, чтобы я могла их назвать, но некоторые вопросы, заданные пинежанкам по скайпу, помню. К примеру, один из них: «Вы что, не интересуетесь модой, а носите то, что есть в сельском магазине и бабушкином сундуке?».  Молодая пинежанка ответила с достоинством: «Наша молодёжь в курсе и трендов, и брендов. А бабушкины платки и шали мы носим не потому, что модно, а потому, что это память».
  Как предположила госпожа Скабеева, наверно, не так уж и плохо, что теперь о пинежской глуши узнают аж в самом Милане – столице итальянской моды! Да только северянам гиганты моды не указ! Им чхать. Им не до чужой Италии, они живут тут и сейчас, на родной земле, в родном краю, на своих любимых лугах и просторах. Нету среди пинежан предателей. Для них закон - что местные люди скажут!
Не зря же, когда стилист Влад Лисовец взволнованно-раздражённо спросил: «А что, вот такие развалины, которые мы видим на фоне ярких, звёздных моделей, эта нищета и разруха - разве красиво?» - другая девушка-патриотка парировала: «Пусть и старая деревня, и разваливается, мы дорожим своей родной землёй, её историей и красотой нашего Пинежского края». И созвучна ответу народная поговорка «мы хоть и нищие, но – гордые!». И это действительно так. Такие они упёртые, родные мои земляки, уверенные в своей правоте.
Видно, прониклась шоу-публика к пинежскому люду и выдохнула с «привкусом» то ли безысходности, то ли сочувствия, то ли надежды, то ли снисходительности с намёком на уважение: «Хорошо ещё, что они там живут!».
   Бабушка-старейшина в кокошнике и наряде «из сундука» уверенным тоном подвела черту под возникшим якобы «из ничего» спором, почему не понравился неблагочестивый «ведьмакин шабаш»: «Женщина должна оставаться женщиной».
***
   Месяц крутились в голове мысли об уже подзабытом на сегодняшний день событии. В Интернете много мнений «за» и «против». Со слов замглавы администрации Пинежского района по социальной политике Надежды Выучейской (портал «Регион29»), «старшее поколение считает, что фото, мягко говоря, странных моделей на фоне духовных объектов архитектуры выглядят ужасающе». А районный пресс-секретарь администрации Ирина Акопян прокомментировала ситуацию так: «В этой деревне есть старинные храмы, их восстанавливают. У тех, кто видел фото, мнения разные: не знаем, плакать или радоваться…». Я не ханжа, было дело - тоже приезжала в деревню в «американских» джинсах, а могла бы «в платьице, и к дому – босиком…». И мама журила меня: «Ну, ты, девка, из моды – вон!». Воспоминания о противоречиях поколений потом отразила я в стихотворении "Соседке":
- Ой, что-то, девка, ты давно не наезжала.
На городах-то все одно - не то.
Чего-то ты порато исхудала.
Аль от учебы, али сушит кто?
Куды ты подевала свои косы?
Каку-ту моду выдумали нонь,
Все своенравны стали, своеносы.
Уж молодежь-то нынешню не тронь!
И на себя-то стала не похожа,
Совсем как парень, брюки-ти надев.
А я и впрямь подумала: не гоже
Старинные традиции презрев,
Везти в деревню город -
Ведь могла бы
Приехать в платьице, и к дому - босиком!
Так нет, иду степенно, величаво,
Траву ломая острым каблуком.
Она свое:
- Совсем уж стара стала.
Не до фасону мне, не до красы.
Мне только помереть уж и осталось,
Одни воспоминанья от косы.
Нога болит. И наперед прогнозу
Погоду мне диктует завсегда.
Непрошено в глазах блеснули слезы -
Как жизнь, солено-горькая вода.

Но всему есть мера. И, видимо, итальянцы перегнули палку, поставив свои цели выше нравов и устоев гордых хозяев. Впредь – наука.
  Не удивляюсь, что пинежанки следом за незваными забугорными гостями высыпали в Интернет ответную фотосессию русского северного костюма: уважьте, мол, полюбуйтесь, модники, настоящими традиционными пинежскими нарядами, ознакомьтесь с местной культурой. Порато любо-дорого! Вошли в азарт и организовали конкурс «Наш ответ Vogue: красота глазами пинежан». Знай наших!

Заметки на полях:

***Поговорка "в чужой монастырь со своим уставом не ходят" означает, что в других краях следует соблюдать те нормы и правила поведения, что приняты в этом месте, и относиться к ним с уважением. Не рекомендуется судить о других обычаях и нравах со своей "колокольни", и уж тем более навязывать другим людям своё мнение - в лучшем случае это неумно, а в худшем вы показываете себя с далеко не лучшей стороны.
***Мода — игра, провокация, возможность заявить о себе. Она бывает разной: изысканной и гротескной, соответствующей классическим канонам и полностью их разрушающей. Не нужно относиться к моде слишком серьёзно. Это всего лишь мода и особый взгляд художников на актуальную тему.

Сентябрь-октябрь, 2018