Михаил Фокс. Читательский обзор. Сентябрь-2018

Большой Литературный Клуб
       О Пушкине, Монферране, дыме столетий и стихах


         Жуковскому


Когда, к мечтательному миру
Стремясь возвышенной душой,
Ты держишь на коленях лиру
Нетерпеливою рукой;
Когда сменяются виденья
Перед тобой в волшебной мгле,
И быстрый холод вдохновенья
Власы подъемлет на челе,—
Ты прав, творишь ты для немногих,
Не для завистливых судей,
Не для сбирателей убогих
Чужих суждений и вестей,
Но для друзей таланта строгих,
Священной истины друзей.
Не всякого полюбит счастье,
Не все родились для венцов.
Блажен, кто знает сладострастье
Высоких мыслей и стихов!
Кто наслаждение прекрасным
В прекрасный получил удел
И твой восторг уразумел
Восторгом пламенным и ясным! (С).

[А.С.Пушкин Собр.соч.в 10-ти томах. М.,1981. Т.1. С.202-203.]

   Нынче исполнилось 200 лет  этому программному для молодого поэта стихотворению. Написанное весной 1818 года, впервые оно было напечатано в "Сыне отечества" (1821, №52) под названием "К Ж*** по прочтении изданных им книжек "Для немногих" ". Жуковский восторженно откликнулся на стих в письме к князю Вяземскому(от 17 апреля 1818г.) :" Чудесный талант! Какие стихи! Он мучит меня своим даром, как привидение!" А  П.А.Вяземский спустя неделю пишет из Варшавы А.И.Тургеневу (письмо от 25 апреля 1818г.) :" Стихи чертенка-племянника чудесно хороши. В дыму столетий! Это выражение – город. Я все отдал бы за него, движимое и недвижимое. Какая бестия! Надобно нам посадить его в желтый дом: не то этот бешеный сорванец нас всех заест, нас и отцов наших. Знаешь ли, что Державин испугался бы дыма столетий? О прочих и говорить нечего!"
   Внимательный читатель ещё раз всмотрится в текст стихотворения и раздражённо спросит:" Какой там "дым столетий"? Нет там никакого дыма..." И будет категорически прав. Но в первой самой редакции стихотворения Пушкин не мог не откликнуться на важное событие русской культурной жизни – выход в феврале 1818 года первых восьми томов "Истории государства Российского" Н.М.Карамзина – и решился в стихе, обращённом прежде всего к Жуковскому, упомянуть и Карамзина, и Батюшкова, который был полон желаний продолжить карамзинское "направление" на поэтическом поприще. Вот эти строки, впоследствии не включённые Пушкиным в своё собрание сочинений:

Смотри, как пламенный поэт,
Вниманьем сладким упоенный,
На свиток гения склоненный,
Читает повесть древних лет.
Он духом там – в дыму столетий!
Пред ним волнуются толпой
Злодейства, мрачной славы дети,
С сынами доблести прямой;
От сна воскресшими веками,
Он бродит, тайно окружен,
И благодарными слезами
Карамзину приносит он
Живой души благодаренье
За миг восторга золотой,
За благотворное забвенье
Бесплодной суеты земной –
И в нем трепещет вдохновенье! (С).

http://pushkin-lit.ru/pushkin/stihi/stih-152.htm
[ Пушкина много не бывает ]]


    Действительно, "золотой век" поэзии! Сегодня таким выражениям как "в дыму столетий" уже не суждено стать поводом для восторгов и надежд, а тогда все горизонты "поэтического" только открывались пытливым умам и сердцам и, казалось, до этих горизонтов рукой подать. И полсотни человек во всей России – не больше! – что-то понимали в поэзии. И "дымом" последующих – 19-20 столетий – не только  заволокло всё предыдущее, исказив зачастую до неузнаваемости то, что казалось понятным эпохе Карамзина и Пушкина, но и буквально выело глаза и души новым поколениям. Про современные контексты нашего пребывания в мире и понимания его лучше промолчу. И, понятно, что не ради этого, скорее всего лежащего на поверхности, сравнения эпох и "дымов" я обратился к стихотворению Пушкина, к его почти забытой первой редакции. Во-первых, хотелось обнаружить в современных стихах нечто подобное "дыму столетий", дабы сердце ёкнуло и открылось бы прежде невиданное, во-вторых, как всегда потянуло разглядеть – что же скрывают авторы в чаду или в задымлённых фантазиях своих поэтических конструкций, а в-третьих...Про то, что в-третьих – об этом скажу уже в финале своего путешествия в ландшафтных загогулинах сентябрьского лонга БЛК.
   И, кстати, "дым столетий" оказался очень созвучен тренду лонга. Прошлый августовский был населён котами, колоколами и лунами. С лунами в сентябре тоже неплохо. И птички, и рыбки вернулись...Но в лидерах "дым" и разные его состояния или даже специально оговорённое его отсутствие – 5 стихов. Больше только про мёд) – 6 стихотворений. В общем, мёд с дымком и много всякого не слишком вкусного...
   В первом же стихе лонга – Ольга Суханова "Хотела щедрый стол и тёплый дом" – http://www.stihi.ru/2017/08/29/4584


 Хотела щедрый стол и теплый дом,
да детям на ночь песенку простую.
А выпало – навылет, на излом,
запрет на письма и на поцелуи…
А выпало – дороги, поезда
и дым мостов, горящих за спиною,
вагонных окон мутная слюда, 
остывший чай и сердце ледяное.
Что выпало – то выпало. Мое. 
Запутана клубков небесных пряжа,
и бесполезно расплетать витье.
Мне знать – чужое, и мечтать о краже,
и дальше с этим жить, как все живут –
улыбки втайне да украдкой взгляды,
да встречи лишь по несколько минут.
И не скулить, и не просить пощады.


обнаруживаем этот самый пресловутый "дым" – "дым мостов", сжигаемых героиней за собой. И всё узнаваемо, понятно и банально.
Стихи такой направленности я называю для себя "черномырдинскими", ориентируясь на самое известное его высказывание – "хотели как лучше, а получилось как всегда". Сколько  уже таких стихов написано – о несовпадении мечтаний и реальности. И о терпении. "И дальше с этим жить, как все живут".

И следующий стих – Жиль де Брюн "узкоколейка" – http://www.stihi.ru/2017/03/13/8578

В унылом краю
зарастает узкоколейка.
Гибнут ненужные люди и-мне-налей-ка.
И даже песни о них потом не поют.

Обходчик-лешак
палит по небесным белкам.
Самогон нечист и в стаканах досадно мелко.
Все пьяно каются, а потом грешат.

И нет никого,
кто на дни разменяет вечность,
отменит судьбу и приросшие к душам вещи,
добудет солнце из хмари над головой.

Здесь лес – Монферран,
а трясина – почти Трезини.
Здесь лось на путях глупо сватается к дрезине,
словно ещё ни разу не умирал.


конструирует схожие психологические реакции у читателей. Только вместо дыма – "хмарь над головой". И концепт несколько иной – "#омаленькомчеловеке". Но вот исследование в финале взаимоотношений лося и дрезины завело сию узкоколейку в тупик. А ведь был замах на концепт пушкинского масштаба "в дыму столетий"... Я имею в виду предшествующие встрече лося и дрезины строчки:

"Здесь лес – Монферран,
а трясина – почти Трезини. "

   Известный и достаточно популярный концепт биполярности культуры как таковой – система классицизм-барокко – вводится в контекст природного бытия. Монферран как один из крупнейших мастеров позднего русского классицизма и Трезини – ярчайший представитель барокко. И тут же оказываются рядом – хтоническое и олимпийское, аполлоническое и дионисийское (Ф.Ницше). И маленький человек из разряда "и-мне-налей-ка" разгоняет хмарь над головой и добывает солнце из небесного котлована...
Вспомним из пушкинского "Жуковскому" –

"Блажен, кто знает сладострастье
Высоких мыслей и стихов" (С). 

Наконец-то в третьем стихотворении – Михаил Замятин "шана това" – http://www.stihi.ru/2018/09/13/8414
появляется один из главных "героев" лонга – мёд.

Пронзительней жгучего перца
Покажется гречневый мёд,
Когда в однобокое сердце
Раскаянье осень зальет.

Когда, разукрасивши местность,
Свершится её листопад,-
Деревья утратят трехмерность,
Каркасы стволов заскрипят.

И ветер, воздушные дыры
Заштопав стежками дождя,
Назначит меня пассажиром,
Пейзаж за окном наклоня.

И лучик, нежданный и тонкий,
По стулу взобравшись на стол,
Разрежет на рыжие дольки,
Хрустящие трупики пчёл.

   Но мёд явно какой-то неправильный, возможно, именно поэтому "неправильные" пчёлы и были подвергнуты вивисекции в финале стихотворения).
   Проще говоря, только каша бывает гречневой, а мёд всегда гречишный. И никаким иным, собранным с цветков гречихи, он быть не может. Мелочь, имеющая значение для восприятия всей образно-смысловой системы стихотворения. И поэтому более пристально начинаешь вглядываться во все эти "каркасы". И замечаешь, например, амфиболическую конструкцию – "раскаяние осень зальёт".
Что чего зальёт? Кто-то скажет: и так понятно, что осень здесь главный персонаж, вот она и заливает. А вот не соглашусь. Осень  в русской поэтической традиции поэтизм самого широкого спектра действия – её тоже можно залить куда  угодно и кому угодно.
   Третью строфу с наклоном пейзажа выделю как удачный пример использования механизма "остранения" в создании авторской поэтической картины мира.

Четвёртый стих – Виталий Айриян "вспоминая Уитни Хьюстон" – http://www.stihi.ru/2018/08/09/3982


А у тебя опять семь пятниц на неделе
и тысяча причин не думать обо мне.
Сквозь изморозь рассвет продрался еле-еле
остаться почивать на матовом окне.
И слыша, как внизу вовсю картавит ворон,
листая февраля короткую тетрадь,
ты опускаешь взгляд и поднимаешь ворот,
халатом запахнув стареющую стать.

И долго будешь ждать, пока дымящий кофе
разбудит до конца проснувшуюся плоть,
устало вспоминать любви, разлуки, строфы –
всё то, что не смогла душа перемолоть,
когда в последний раз, пронзительно и грустно,
в намоленной тиши застуженного дня
заплачет по тебе крылатый голос Хьюстон,
застыв на высоте сияющего дна.

   Начать стихотворение с фразеологизма – это надо обладать поэтической смелостью. Или, по крайней мере, неким филологическим нахальством. Тут или надо развить сей расхожий образ в череду узнаваемых и художественно сильных конкретных образов и ситуаций. Кстати, сразу вспомнился один из героев вступления к обзору князь Вяземский со своим стихотворением "Семь пятниц на неделе" –

"...
Семь пирамид, семь мудрецов
И семь чудес нам древность славит,
Владыке снилось семь коров,
Рим семь холмов подошвой давит,
Семь городов входили в спор
О славной грекам колыбеле,
Да и везде, как на подбор,
Семь пятниц на одной неделе..." (С). 1825г.

   Или же сотворить некое подобие парадокса, развенчать сию идиому, совершить этот самый, указанный выше, "подвиг" "остранения".
   Но, увы, начало пропало втуне. Зато далее последовали перлы – "продрался еле-еле остаться почивать...", "стареющая стать", "проснувшаяся плоть"...И кто же листает "февраля короткую тетрадь" – ворон, неизвестно зачем приделанный к тексту, или героиня стиха, опускающая взгляд? И, конечно же, любимый авторами стихов такого рода приём "триады", когда перечисляется нечто важное для описания ситуации или для передачи состояния героя. "Любви, разлуки, строфы" – сия абстракция точно ведёт к усталости. Тем более, помол сих материй при помощи души не состоялся. И оксюморон в финале тоже провалился до самого дна. Успел ли он просиять – известно, скорее всего, только автору. Есть такое трудноопределимое понятие относительно авторского стиля – "чувство языка". Вот в данном стихе явные проблемы с выражением этого чувства.

   Далее в лонге резко возрастает количество популярных в последнее время на БЛК "жалостливых" стихов. С точки зрения социальной психологии вполне объяснимое явление – депрессии, фрустрации и прочие, образно говоря, фобии и мании требуют своего воплощения в самых разных форматах и поэзия в этом смысле – не самый плохой формат. Компенсаторная (психотерапевтическая) функция искусства, однако...Или более концептуально – углубляющийся кризис идентичности требует жертв.  Вербальных практик хватит ненадолго, но они подготовят общество к более практическим ритуалам перехода к новой идентичности.
Кстати, в этом контексте можно упомянуть стихотворение Инги Сташевска "Здесь" –   http://www.stihi.ru/2017/01/06/2198

 Здесь гора – направо, леса – налево,
Запотело небо – протри платком.
на столе – горбушка ржаного хлеба,
И течет холодное молоко
Белопенной речкою из кувшина,
( Вспоминай кисельные берега!)
У соседа слева – под лавкой шило,
У соседа справа – ручной наган.
Повезло родиться (и пригодиться).
К иноверцам ненависть – на века!
К инородцам.
Здесь хорошо – туристом,
Из окна вагона. В руке – бокал.

Камни вздрагивали от стонов ночью,
А потом, при первых лучах зари –

Забери религию, слышишь, Отче?!
Храм оставь – религии забери!
Тяжкий труд, наверное – в предрассветной,
До-заветной, смутной для всех поре
Сотворить из хищника – человека,
А потом людей превращать в зверей.


...Здесь направо – парк. Пожелтели листья,
Впереди – зимы черно-белый скетч.
Повторяют травы слова молитвы
На одном-единственном языке.


   Я бы назвал этот стих "алармистским". Не стоит бояться таких странных терминов. Кто-то же должен заменить золотых петушков на башнях, чтобы предупреждать народонаселение об опасностях. Тем более, они только и делают, что множатся со всех сторон.  Первая часть, скроенная из расхожих сентенций и фразеологизмов, дополняется зачем-то второй – про Отче, про триаду "хищник – человек – зверь" – очень концептуально неубедительной. 
Близким по смыслам и, главное, по религиозному настроению к предыдущему стиху оказывается стихотворение Юлии Долгановских "Трое" – http://www.stihi.ru/2018/01/28/5959


 Просыпается ночью ребёнок — холодно и темно,
словно в космосе неосвоенном.
— В космосе страшно,
он большой, а я маленький, —
думает мальчик, но
в космос вплывает мама, тёплая и домашняя.

Мальчик спит.
Окружает комнату тишина
и часы на стене молчат — видно, кончилась батарейка.
Женщина думает:
— Я у сына одна,
если вдруг замолчу, то с ним..?

Страх залепляет клейкой
лентой рот, и почти невозможно дышать —
ищет женщина в темноте и находит Бога.
— Он большой, а я маленькая, — думает мать, —
он меня защитит.

Уплывает тревога.
Засыпает женщина, а вокруг тишина —
во сто крат тишиней, чем обычно бывает ночами.
Бог печалится:
— Что будет с ней, если я дотемна
буду занят другими?

Зябко поводит плечами —
всё же холодно нынче в космосе! — смотрит через плечо,
напрягает глаза — мамы нет и давно уже не бывает
за спиной у Бога.
И в груди становится горячо.
— Я хочу быть маленьким.
Закрывает глаза. Засыпает.

Трогательно). Теология от 2 до 5. И Бог какой-то свой, домашний. И мамы с папой не было у него. Полный сирота. Или на батарейках. Потому и засыпает, что кончилась батарейка. И вечный вопрос о наблюдателе. Кто-то же смотрит за ними всеми из темноты. Совсем круглый сирота...Всё же о таких историях хочется читать в прозе. Притчи в прозе более увлекательны и полезны что ли...

Из стихов, получивших пропуск в лонг на резидентском отборе, наиболее сильное впечатление произвела "Ежевика" Александра Крупинина – http://www.stihi.ru/2018/08/16/4846

Коридоры всё  длятся и длятся, пустые, унылые –
повороты, развилки, секретные  закоулки.
Только гнёзда летучих мышей высоко под стропилами,
только эхо тяжёлых шагов  отзывается гулко.

Поэт Водовозов служит в тюрьме надзирателем.
Лицо его грустно всегда, потому что настало
тоскливое время – поэты  свободу  утратили,
штампуют стихи однотипные, блёклые,  вялые.

А в тюрьме где-то варят кукнар, где-то в карты сражаются,
то ли смех за дверями звучит, то ли катятся слёзы.
Не вдаваясь в подробности, с сердцем, исполненным жалости,
ночь за  ночью с дубинкой  идёт мимо них Водовозов.

Как обычно, из камеры восемь доносятся крики.
Появляются, будто во сне, непонятные, странные образы:
сад запущенный, бабочка, солнце, кусты ежевики –
облаками теснятся они  в голове Водовозова.

Вырастают слова из небесного Слова единого,
так бывало всегда и везде у поэтов великих.
Он  идёт мимо камер, играя  дубинкой резиновой
и бормочет чуть слышно: "бабочка, куст ежевики".

Где-то падают с веток в траву  краснобокие яблоки,
равнодушное солнце бросает прохладные  блики,
 в лёгком танце осеннем кружит одинокая бабочка
над последним, неплодным, засохшим кустом ежевики.

Исчезает тюрьма, еле слышно бормочет свой стих он
в том саду, где так тихо, где так ослепительно тихо:
"Ежевика, сестра, ты ведь слышишь меня, ежевика.
Ежевика, сестра моя, дочка моя ежевика".

Чистый Монферран! Ясность, цельность, мощь композиции. Не просто тюрьма, а Россия, пронзенная бесконечными коридорами, то открывающими путь в неведомые дали, то тут же становящиеся тупиками. И Водовозов – то ли вечно надзирающий и бдящий, то ли волшебное слово знающий. Но почему-то в большей степени вспоминается надзиратель Косоротов из "Вечного зова" –
https://www.youtube.com/watch?v=mb3uv4ab4IA  , потому как, может быть, и  мечтает Завсемисмотрящий ощутить сладость ежевичной свободы, но камера №8 как же без него? Непорядок будет. И небольшая еще ремарка по поводу С.Довлатова – его почему-то при обсуждении этого стиха пару раз тоже назначили надзирателем. Но он надзирателем не работал, а служил три года во Внутренних войсках, охраняя зону под Ухтой.
Любое культурное пространство – неважно город это или подборка стихов на каком-либо поэтическом конкурсе – предполагает при наличии безусловного или назначенного "монферрана" также значительное количество артефактов, этот самый "монферран" выделяющих ("конструирующих"). Например, в качестве произведения, "растущего" не ввысь, а притулившегося в тени этого самого "монферрана", мы обнаруживаем стихотворение Наташи Дубрау "Мавзолей" – http://www.stihi.ru/2017/07/07/8717

Смотришь в ночное небо порой, а там –
Всё неизменно...
Расставлены по местам
Звёздные постовые – бежать не велено.
Красная звёздочка – время больших забот.
Прячется октябрёнок пугливо от
Строгой луны, похожей на голову Ленина.

Светлое завтра. Да кто бы тогда сказал –
Мама под звёздочкой. Город чужой. Вокзал.
Жизнь перемелется – может быть, станешь злее.

В новое завтра исхожен окольный путь.
Всё вспоминается, как ни тверди – забудь...
Смотрит луна из вечного мавзолея.

А вот все октябрята большой Советской страны знали, что луна похожа на Надежду Константиновну Крупскую, так что выдумка про голову Ленина рождает сразу же большое недоверие ко всему тексту. А если более серьезно, то попытка совместить рассказ о тяжкой доле ребёнка ( и неважно, сколько ему на самом деле лет) и сравнение луны с головой вождя Страны Советов приводит к художественной катастрофе, т.к. вспоминаются в этом контексте прежде всего классические сравнения: "луна сделана из зелёного сыра" или "луна ведь обыкновенно делается в гамбурге; и прескверно делается". И вспомнился почему-то  мавзолей Агостиньо Нето, ангольского поэта, ну и первого президента Анголы заодно. Этот мавзолей, кстати, не хуже любого "монферрана" будет. И немного стихов от ангольского "Пушкина":

Руки жадные на коже барабана,
Всё ускоряющие чёткий ритм,
И от Зайре до Калахари,
До самых дальних гор,
Пылает красный свет
Пожарищ бесконечных,
Озаряя
Порабощённые саванны...
Священная гармония тамтамов
В железном ритме Африки... (С).

[ http://www.africana.ru/literatura/neto/poems.htm ]

Рядом с "Мавзолеем" обнаруживаем некое неказистое сооружение, заполненное народом.
Это я так ощущаю стихотворение Ирины Суворовой 4 "А кто-то там..." – http://www.stihi.ru/2017/10/08/7635

"А вечер плыл бокально-задушевно...
В момент лобзаний пешек и тузов, когда лягушка кажется царевной, а воробьи меняются в орлов, когда со всеми все на всё согласны и в каждом расцветает патриот, особо пьяный вусмерть одноклассник под занавес припомнит анекдот как Ромка Ворон выдал на диктанте, по вечной теме "Кем хочу я быть", сказал – отрезал, быть хочу Атлантом, не до бабла, карьеры и женитьб, когда качает небо, едет крыша,  кому-то надо свой подставить горб...
А сам шкильда шкильдой, в очках и рыжий, и чёлка по-смешному на пробор.
И кто-то выдрав морду из салата, толкнёт щербатой рюмкой небосклон, за чудиков, побривших лоб в солдаты, за "Ворона", за сбитых влёт ворон.
А вечер плыл под тосты и беседы. С нетрезвых глаз привиделось впотьмах, что кто-то там поддерживает небо и этот кто-то – рыжий и в очках."


Слышится какая-то песня, похожая на знаменитых "Атлантов" А. Городницкого, но чем ближе мы подходим, тем всё громче звучит шансонный мотивчик и никаких тебе атлантов. Сплошной Вилли Токарев..."Лобзания пешек и тузов", царевны-лягушки, "а воробьи меняются в орлов" – ? – это даже для шансона "перл перлович"...Какое там "в дыму столетий"? Лексика, образы да и сюжетные все ходы рождают то, что я опять-таки для себя определяю как "стих для одноклассников". Чисто поржать, типа "а помнишь?". Но даже "пьяный вусмерть" (кстати, сей оборот встречается не только в этом стихе) одноклассник не перепутает диктант с сочинением да и с какого перепоя пить вдруг за власти на встрече одноклассников, а только так можно истолковать тост " за чудиков, побривших лоб в солдаты", ибо сами служивые себе лоб не забривают, а делают это во все времена власть предержащие. Не стоит переделывать фразеологизмы.
Заслуживают такие стихи внимания читателя? Безусловно. Но им и место иное отводится. Думаю, на конкурсах стихов "для одноклассников" их ждёт заслуженный успех. 
Кстати, не зря возник образ городских сооружений по ходу нашего вчитывания в стихи лонга, цитата из письма кн.Вяземского о том, что выражение "в дыму столетий" – это город" создает новый ракурс для понимания и отдельного стихотворения и некой, пусть и случайной подборки стихов. Всё, что обогащает понимание – к месту! 


А вот и замёрзший пруд. Это стихотворение Владимира Листомирова "Холодно" –
http://www.stihi.ru/2015/11/25/9448

На какую-либо важную городскую достопримечательность непохоже, поэтому позволю себе весь этот громоздкий текст в обзор не копировать. Все замерзшие пруды похожи друг на друга.
"От холода вянет клевер, лаванда и розмарин." – любимый многими авторами приём "триады". А остальные  растения не вянут от холода? Или в этой троице есть нечто особенное? Но больше о них ни слова...Ещё одна необязательная "триада" – "мне снятся чужие лица, Норвегия и туман". Как некие налезшие друг на друга льдины при замерзании: " как в висок врезается смесь кометы и сонного декабря", " луч в сердце моей планеты врезается на лету и тут же на части бьётся осколками янтаря". И по-детски наивный, квазифилософский вопрос в финале – "Куда исчезает солнце, когда замерзаю я?" Не то, что уткам тут некуда приткнуться, так и прокатиться негде...

Стихотворение Велмы "Нежней..." – http://www.stihi.ru/2010/04/16/3393
чем-то напоминает предыдущее "Холодно". Пресловутыми "триадами", "ледовым побоищем", "северными ветрами" и, конечно же, вопросом в финале. Но действие скорее разворачивается на пляже, хотя герои могут об этом и не подозревать. "Пляж" как некая форма отношений и различных атрибутов, вещественных и поведенческих. Думаю, что 20 век к "городу", "лесу", "реке", "парку" и прочим добавил "пляж" ( о "береге" как архетипе культуры вообще и "пляже" как кенотипе современной культуры интересно размышлял в своё время М.Эпштейн). Обилие штампов и желание героини стать немыслимо нежной привели стихотворение в стан стихов "для одноклассников".

Не все стихи вызвали желание разобрать всё по полочкам и поместить их на определённое место в гербарии или в иную коллекционную ёмкость. Типа какого-нибудь пузырька.
Но вот например стих Софьи Пащевской  "непрожитые жизни наших тел" –  http://www.stihi.ru/2017/05/10/1707   
явно заслуживает подобного внимания за свою пророческую миссию:

"Непрожитые жизни наших тел
толкаются фантомами у входа
в действительность, ступая за предел,
едва не вырываясь на свободу,
но схлопываясь в горсточку частиц,
как только прикоснутся к ручке двери."

"Ручка двери" тоже со временем может стать кенотипом, как бы печально это не звучало.
И есть в этом стихе ещё пара строк диалектико-материалистичекой силы:

"Улыбки на забралах наших лиц
бывали осязаемей материй."

Круче было сказано только в лекциях проф. Лойфмана. Аки свидетель заявляю.

Отмечу по традиции и самое "малобюджетное" стихотворение сентябрьского лонга – Наташа Минковская "Рыбки" – http://www.stihi.ru/2018/07/08/5599
Начало было многообещающим, но всё рухнуло с момента описания "нашего пруда" и окончательно утонуло в рыбном супе на плите...

Понимаю желание номинатора свести воедино Герду и Кая в одном лонге. Но сколько раз они уже встречались в стихах и поэмах. Есть подозрения, что они уже втайне ненавидят друг друга. И эта встреча тоже не обрадовала.

"Герда" Натальи Разувакиной – http://www.stihi.ru/2017/04/06/8418
переполнена инверсиями, чего стоит хотя бы вторая строчка – "через медленных снов километры и слов замерзанье"...
"Человек-ледокол,"человек-перезвон" (мужская аудитория точно тут напряглась))...В общем, какой-то "человек-ледоруб", которого хочется на тот самый замерзший пруд из "Холодно" отправить. Любопытно, за какую сумму Андерсен был бы готов предать героиню?
А вот так вопрос сформулирован, что есть проблема недоверия героини к автору)...

Стихотворение-двойник Романа Смирнова 4 "Оживляя Кая" –   http://www.stihi.ru/2018/08/01/6059

текст для быстрого заму(ма)чивания читателя – корявое "еслибнебыло", "с этимадом не надо рая": поэтическая фонетика на грани фола; "изумления мокрым ртом" – чьим ? "убивая легенду пусть" – это как?
Да дайте уже Каю спокойно замёрзнуть!

И отмечу те стихи, которые украсили лонг безусловно. Не "монферраны" какие, может быть, но радующие взгляд изяществом, отделкой фасадов и прелестными пинаклями в соответствующих местах. Например, стихотворение "Фонарный столб" Надежды Коган – http://www.stihi.ru/2007/06/04-2517 , Степ "Лошадка" – http://www.stihi.ru/2006/03/17-1815 (кстати, мне сразу знаменитая песня Найка Борзова вспомнилась "Я – маленькая лошадка")) и Анна Дэ "Грачи" – http://www.stihi.ru/2018/01/04/6407 .

Но вернёмся к нашим "дымам столетий". Надежды на открытие чего-то небывалого, обозначенные в пункте "во-первых", для моего "внутреннего" читателя не оправдались. В большинстве стихотворений сентябрьского лонга авторы ограничились "дымовыми завесами" для заманивания и запутывания читателей и это самое "во-вторых" было вполне ожидаемым. Ну и наконец, в-третьих, о котором я обещал сказать именно в финале обзора. Зачином разговора о стихах недаром стало стихотворение Пушкина "Жуковскому" – в нём некий образ и самого творчества, и отношений с читающей публикой, ну и что немаловажно – это 200-летний юбилей. И эти 200 лет заставляют нас вспомнить ещё одну знаменитую цитату из той эпохи – " Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится чрез двести лет." [ Н.В.Гоголь "Несколько слов о Пушкине" 1832г.]
Конечно, всё, что пророчествуется о будущем, есть чаще всего метафора. И не стоит под всякой шляпой a la Bolivar искать знакомые бакенбарды. Да и то, что для Гоголя мыслилось как 200 лет, пролетело буквально за восемь десятилетий и к 1917 году поменяло большинство векторов развития (и человеческого в т.ч.). Но надежды не покидают меня. Всё же в мире, где всё больше карикатурных рож булгариных, гречей и шервудов, хочется увидеть живое лицо "русского человека в его развитии". И прочитать наконец-то, что же там на самом деле скрыто в дыму столетий.
А, может быть, кто-то из коллег по БЛК уже нашёл нашего героя? Или хотя бы услышал его голос? А возможно нынешний Пушкин на совсем ином поприще стяжает почести и указывает путь? Ибо время поэзии истекает. Если уже не истекло)...