Книжная полка-60. Юнна Мориц. Стихи

Единомышьленники
Привет всем авторам площадки. Злобный Мышалет напоминает, что Книжная полка ждет своих авторов и читателей. Мы продолжаем обсуждать взволновавшие нас книги.

Осень - время для хороших книг, в особенности - для  стихов.

Сегодня Даша Павленкова поделится с нами впечатлениями от прочтения книги стихов Юнны Мориц "По закону - привет почтальону".

Страница автора эссе: http://www.stihi.ru/avtor/pavlenkova

Итак, слово Даше: "Могу с удовольствием признаться в том, что я очень люблю стихи Юнны Мориц. Их можно найти в интернете, но и печатную книгу в руки взять приятно.
Мне повезло, что такая печатная книга у меня есть. Она издана в 2005 г. в издательстве «Время» с названием «По закону — привет почтальону».
Не так давно Юнна Мориц отпраздновала свой день рождения, она родилась 2 июня 1937 года.
Вот отрывок из ее недавнего  стихотворения:

Должны мы признаться, что хуже мы всех, 
Должны мы угробить себя без помех, 
Улечься в гробу добровольно, рядком 
И гвоздики в крышку забить молотком! 
Но нет на хозяйстве у русских рабов 
Ни гвоздиков столько, ни столько гробов, 
Рабы не умеют создать и продать 
Такую продукцию и благодать! 
Рабы вместо этих гробов и гвоздей 
Вколачивать в космос умеют людей, 
И первыми в космосе были рабы, 
Которых рабами считают жлобы, 
Чья шваль русофобская, денег мешок, 
Мечтает Россию стереть в порошок! 
***   

Юнна Мориц родилась в Киеве 2 июня 1937 года. В этом же году её отец был арестован. Он был освобожден через несколько месяцев, но после перенесённых пыток стал быстро терять зрение. По словам поэтессы, слепота отца оказала чрезвычайное влияние на развитие её внутреннего зрения. 

В 1954 году Юнна стала студенткой филологического факультета в Киевском университете, и сразу же стали появляться её первые стихи в периодических изданиях. В 1961 году она заканчивает очное отделение Литературного института имени Горького в Москве, и тогда же выходит первая книга Мориц «Мыс Желания», которая повествует о ярких впечатлениях поэтической души, о плавании на ледоколе «Седов» по Арктике. Также выходит ряд стихотворений для детей в журнале «Юность», которые очень полюбились читателям. Но в период 1961-1970-х годов книги Юнны Мориц не издавались — она попала в «чёрные списки советской цензуры». На это Юнна отвечала творчеством — «И в черных списках было мне светло...». 

Вторая книга «Лоза» вышла в Москве лишь в 1970 году. Затем были книги лирики: «Суровой нитью» (1974), «При свете жизни» (1977), «Третий глаз» (1980), «Избранное» (1982), «Синий огонь» (1985), «На этом береге высоком» (1987), «В логове голоса» (1990)... Не издавались ее стихи и в период 1990-2000 годов. Но это не останавливало творческих порывов поэтессы, и она продолжала писать. Наиболее известные книги Мориц последнего десятилетия — «Лицо» (2000), «Таким образом» (2000), «По закону — привет почтальону!» (2005) и другие. Особой популярностью пользуются у читателей ее книги стихотворений для детей — «Большой секрет для маленькой компании» (1987) и «Букет котов» (1997). Долгие годы поэтессу не выпускали за рубеж, несмотря на сотни приглашений от международных фестивалей поэзии, форумов, университетов и СМИ. Но стихи Мориц переведены практически на все языки Европы, а также на японский, турецкий и китайский. 

Их переводили Лидия Пастернак, Стенли Кьюниц, Уильям Джей Смит с Верой Данем, Томас Уитни, Дэниэл Уайсборт, Элайн Файнстайн, Кэролин Форше. На её стихи написано много песен. 

Юнна Мориц является обладателем премии имени А.Д. Сахарова — «за гражданское мужество писателя», российской премии «Триумф», итальянской премии «Золотая роза».
 Юнна Мориц — победитель Московской книжной ярмарки 2005 года в номинации «Книга года», обладательница премии имени А.Дельвига 2006 года, премии «Вместе с книгой мы растём» на книжной ярмарке в Москве 2008 года и премии Правительства РФ за книгу «Крыша ехала домой» (2011). 

Теперь о книге. Эту книгу мне подарил мой первый муж, и она же мне досталась при разделе библиотеки, вот такая печальная судьба у этой книги, а может и веселая, с какой стороны смотреть.
Издание прекрасно оформлено. В нем много черно-белых иллюстраций, а также цветных вклеек на мелованной бумаге. И картины эти рассматривать такое  же удовольствие, как и читать стихи Юнны.
Художник  - Валерий Калныньш. Валерий Янович Калныньш — главный художник издательства «Время», лауреат премии «Человек книги» в номинации «Главный художник» (2006).
Родился в 1967 году, в городе Обнинске.;Азы ремесла получил в городской художественной школе-мастерской, которые ему помогли поступить в МГХПА им. Строганова. После успешного окончания, через год поступил в другой вуз —МГУП на Факультет Графических искусств и художественного оформления печатной продукции. На последнем курсе, во время защиты своего диплома был отмечен, а потом приглашен на должность главного художника тремя московскими издательствами, в одном из которых — издательстве «ВРЕМЯ» и по сей день работает. За это время оформил в издательстве около тысячи книг и других печатных изданий.


Книга состоит из нескольких самостоятельных тематических разделов, названия которых говорят  о том, что мы найдем в них: «Поэтка», «В тени стрекоз», «Сопротивления чистая лирика», «Там льются лица»,  «Чего и сколько», «Обнаженная натура», «Отсутствуя великолепно».

Приведу отрывки из любимых стихов:

Я - умственный, конечно, инвалид,
Черты безумия во мне преобладают.
Как ни корми, душа моя болит,
Когда другие жизни голодают.
И, кружкой кофе начиная день
В мирах, где качка ритма - как в вагоне,
Я вижу мной ограбленную тень,
Чья кружка кофе греет мне ладони.
И утешает только перевод
С испанского, из дивного поэта,
Который сам - такой же идиот
И шлёт привет, с того взирая света,
И, олуху небесного царя,
Ему я кофе наливаю кружку,
И пузырём - в окне моём заря,
Опилки снега, ветер гонит стружку,
И строки начинаются на И,
Чья ткань соединительная дышит,
Как жабры архаической любви
На глубине, где нас никто не слышит.


***
Люби, как творение Божье,
Себя, моя радость, себя.
Ничтожен, кто Бога тревожит,
Себя самого не любя.
***

Маугли не годен к строевой.
Маугли качается на ветке,
Маугли питается листвой,
Что особо ценится в разведке.
Маугли в разведке боевой
Издаёт немыслимые звуки,
Маугли не годен к строевой,
У него, как ноги, ходят руки.
Маугли по воле роковой
Не владеет даром нашей речи,
Маугли не годен к строевой,
У него шаги нечеловечьи,
У него нечеловечий дар
Исцелять путём воображенья, -
Был бы он отличный санитар,
Если бы не наши достиженья.
Некому подумать головой,
Выполняют план военкоматы, -
Маугли не годен к строевой,
Но забрили Маугли в солдаты.
Всю дорогу бил его конвой,
Опускали человечьи дети.
Маугли не годен к строевой.
Маугли повешен в туалете.
Маугли не понял: почему?!.
- И не надо! - говорит ему
Ангел...- Что тут понимать? Живой
Маугли не годен к строевой.

***
Не оставляй, не оставляй надежд во мне
На эти блага.
Пускай трепещет мгла и бездна в глубине,
Где жизни влага -
Нежнее памяти, которая плывёт
Во сне волнами,
Лаская плоть, лаская этот звёздный плод
В садах над нами.
***

Снится, что я живу
Здесь и сейчас,
Глядит на меня сквозь листву
Солнечный глаз,
Губы листвы дрожат,
Улыбаясь мне...
Это письма снегов лежат
За окном во сне,
За окном, плывущим, летящим
На узел связи,
Где лиственны письма к спящим
В европах азий.

Это счастье для автора  - издаваться многотысячными тиражами, быть любимой. Счастье, когда твои книги ждут, а интервью с тобой — читают. Это очень здорово — находить отклики своих мыслей в чужих мыслях, уметь достучаться до души читателя. При этом не потерять своего лица, быть неприступной и принципиальной, не предавать и не продавать".
***********************************

Мышалет и Даша Павленкова будут рады дискуссии под этим произведением.

Рубрика обновляется по понедельникам и четвергам.