Слог и буква. Значение буквы

Генрих Ужегов
Слог состоит из гласных и согласных. Гласные создают черно-белый набросок, контуры на холсте стихотворения, согласные раскрашивают этот набросок красками Можно отказаться от рифмы, но от работы над буквами и слогами отказываться нельзя. Правильно подобранные буквы и слоги задают настроение и гармонию любому стиху. Человек, не владеющий данной техникой, не может называться поэтом, произведения, в которых царит звуковой хаос, нельзя называть стихами.
   
   Зорким соколом, с провожатыми:
   то ли сам ослеп, то ли все кругом,
   колокольные звоны пятые
   не зовут меня в подкрестовый дом...
                "Цыганский шатер" Инна Молчанова
   
   Набросок создан буквой "о", которая задает настроение строфе - былинную напевность. Стоит обратить особое внимание, что в основном контуры определяются ударными гласными.
   Совсем необязательно создавать набросок на основе какой-либо одной гласной. Каждая гласная задает конкретное настроение, и если необходимо получить эффект смешения этих настроений, можно смело комбинировать.
   
   Из каменного леса,
   Спешит моя принцесса,
   На встречу не ко мне:
   Ведь я лежу в палате,
   В смирительном халате,
   И наблюдаю танец мухи на окне!
                "Из каменного леса" Алексей Караковский
   
   Первая половина приведенного стихотворения построена на гласной "е", задающей тон мечтательности, вторая на гласной "а" - бытовой гласной, привносящей саркастический тон.
   Не менее важная задача - учет фонетического значения согласных, определяющих плотность стиха. Здесь уместно следующее сравнение: гласные характеризуют то, как мы говорим, согласные то, о чем мы говорим.
   
   Живешь, жилы рвешь, раздражаешься...
   Жмуришься на окружающее...
   Жалеешь, что было б иначе надо...
                Алексей Всегдар

   В приведенном примере фонетика строится на согласных "ж" и "р" - благодаря ним стих звучит жестко, самоуверенно. Причем за согласной "ж", дополнительно усиливая ее значимость, следует ударная гласная.
   
   Согласные "с", "к", "ц" и "п" - придают стиху спокойствие, плывучесть.. Выявить эффект, который дает согласная, очень просто - достаточно вспомнить несколько слов, которые с нее начинаются. У этих слов непременно будет общий оттенок - именно этот оттенок и станет главенствовать в стихотворении.
   Не стоит забывать, что сила различных букв неодинакова. Ласковый напев, лелеющий слух, может быть запросто раздавлен согласной "ж". Тональность нежности может быть разрушена гласной "ы". Как следствие, применения определенных букв в конкретном стихотворении следует избегать.
   Необходимо сказать несколько слов и о слогах. Никакой специальной работы над ними проводить не нужно. Основные, значимые слоги строятся из букв, определяющих стихотворение. Если стихотворение проработано на буквенном уровне, то оно проработано и на более высоком уровне - слоговом.

Само понятие "ритм" можно разделить на три уровня:

   Ритмическая единица 1-ГО УРОВНЯ - слог.
   В русском языке слоги произносятся примерно с одинаковой скоростью (есть языки, где имеются долгие и краткие гласные, там конечно слог не будет ритмической единицей). Здесь нарушения ритма возможны вследствие большого скопления подряд идущих согласных - на их произнесение тоже требуется время. В результате длина слога оказывается заметно большей, чем в других местах стиха. Создается ощущение ритмической шероховатости. Но чаще всего встречается такой огрех - столкновение одинаковых или похожих согласных. Примером может служить строка:
  "нам надо б песню запеть..."
   
  Читая эту строчку приходится либо проглатывать буквы, либо выбиваться из естественного ритма стиха. (иногда при этом невольно получается извращенный смысл "с винцом в груди"). Огрехи подобного рода встречаются в чередовании ударных и безударных слогов в стихе.
  Дело в том, что в силу природы языка, идеальное чередование ударных и безударных слогов практически невозможно выдержать. На заре русского стихосложения это пытались делать, но требование абсолютно строго соблюдать чередование накладывает слишком жесткие ограничения. В сколько-нибудь длинных и содержательных стихах появление пиррихиев - (пропусков требуемых ударений) или спондеев (сверхсхемных ударений) неизбежно.
  Для создания стихотворения каждый выбирает стиль, ритм, свои рифмы.
  Часто для того, чтобы соблюдать ритм, многие писатели прибегают к таким словам как "уж, бы, так и т.д.". Это тоже слова, бесспорно, но они совсем не нужны в подобном случае "так уж и мне хотелось бы побыть". Это лишь пример того, что так часто встречается в ваших стихах. Поэтому, не спешите дописывать последнюю строчку и выставлять на показ читателю. Прочитайте внимательно, найдите эти ненужные слова, замените их на более звучащие. Конечно, над этим надо будет подумать.

   Ритмическая единица 2-го уровня - СТОПА, обусловленная чередованием ударных и безударных слогов. Например строчка "буря мглою небо кроет" ритмически запишется /-/-/-/- ("/" - ударный, "-" - безударный слог). Здесь стопа будет /- из двух слогов, где первый слог является первый ударным.

   Ритмическая единица 3-го уровня - СТРОКА. И это - НАИБОЛЕЕ ВАЖНАЯ РИТМИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА имеющая наибольшее самостоятельное значение.
  Значение строки обусловлено тем, что самостоятельной единицей речи является не слог, не даже слово, а ФРАЗА. Человек говорит не слогами, не словами, а фразами (не путать с грамматическим понятием предложения!). При этом фраза не является чем-то постоянным. Так "буря мглою небо кроет" можно произнести как одну фразу. А можно и как две "буря мглою", "небо кроет". Разделение на строки особенно важно, потому что без него не всегда возможно правильно построить речевое прочтение стихотворения. Кроме того, разделение на строки обогащает и внутреннюю ритмику стиха. Если бы не было этого разделения, а шел бы сплошной поток, то стопы ("/-"-хорей) и ( "-/"-ямб) были бы практически эквивалентны - давали бы в итоге ощущение одного и того же ритма.

   Строка может быть типографской и стихотворной. Не следует путать эти два понятия. Стихотворная строка - это РЕЧЕВАЯ РИТМИЧЕСКАЯ единица, а строка типографская - часть предложения, ограниченная рамками абзаца или форматом листа. Поэтому, при печатании любого стихотворения типографская структура стиха должна соответствовать звуковой, а не строиться, как попало. Начинающим поэтам надо помнить ещё одну прописную истину - стихотворная строка это не только ритмическая но также СМЫСЛОВАЯ и ГРАММАТИЧЕСКАЯ единица.. В идеале каждая строка должна представлять собой относительно законченную фразу, как по смыслу, так и по грамматике, что и подчеркивается традиционным написанием каждой стихотворной строки с заглавной буквы. Не понимая этого важного момента стихосложения, некоторые авторы начинают строки с маленькой буквы, разрывают их, хотя эти строки, обязаны по грамматике или смыслу стоять рядом друг с другом. Разрывы фразы или строки авторы называют ПЕРЕНОСОМ. В стихах этого никогда не следует делать, потому что при переносе всегда ломается ритм и звучание стиха становится корявым. Точно так же не следует ставить точки внутри строки. Точки и переносы нередко приводят и к искажению восприятия смысла - если читать согласно стихотворному ритму, и воспринимать строку, как положено - как относительно законченную единицу. А ещё большей ошибкой является перенос на следующую строку части слова. В любом из этих случаев мы получаем либо спотыкающийся ритм, либо спотыкающийся смысл, либо бормотание вместо внятной речи.