Ч. 2 Отечество прозрений и заблуждений. Вступление

Николай Гульнев
     Церковный  деятель,  заведующий  хозяйством  Троице-Сергиева  монастыря,  писатель  Авраамий  Палицын,  после  смуты  времён  Бориса  Годунова  и  самозванцев,  попытался  назвать  причины,  породившие  смуту.  Вот  краткий  перечень  этих  причин,  названных  грехом,  за  которые  Бог  «попустил  наказание  России»: 
 - убийство  девятилетнего  царевича  Димитрия,  младшего  сына  Ивана  Грозного,  в  1591   году.  Под  его  именем  и  выступали  самозванцы  в  1604-12  годах;
 - безразличие  народа  России,  который  ни  во  что  ставил  «неповинную  кровь»,  пролитую  царевичем  Димитрием;
 - решение  с  помощью  Божией  Матери  умалять  принять  царство  Борисом  Годуновым,  а   также  обещание  Бориса  Годунова  при  венчании  на  царство  заботу  о  народе  и  богатство;
 - преследование  Борисом  Годуновым  родственников  умершего  царя  Фёдора,  Романовых  и  других  вельмож.  Поощрение  доносов,  передача  холопам  имений  опальных  господ;
 - эффективная  внешняя  политика  Бориса  Годунова,  и  «подозрительное  мало-душие»  во  внутреннем  управлении;
 - неурожай  и  голод,  мор  в  Москве,  гибель  от  голода  за  2  года  и  4  месяца  127  тысяч  человек;
 - недостаток  сострадания  к  голодающим  при  обильных  запасах  хлеба.  Спеку-ляция  хлебом;
 - скопление  беглых  преступников,  усиление  рабовладения,  расстройство  семей  и  разврат  господ,  образование  шаек  и  конных  разбойников  из  бесприютных  и  опальных  людей;
 - выделение  гнилого  зерна  и  со  мздой  из  царских  житниц  на  просфоры  для  народа,  а  иностранцам – роскошный  стол;
 - увеличение  откупных  цен  и  сборов  в  кабаках;
 - любовь  Бориса  Годунова  к  иноземцам.  Роскошь  в  низших  классах – «все  бо-ярствуют». Стремление  церковников  в  судьи  и  книгочеи  земские,  прилив  невежд  в  церковнослужители.  Святители  не  искали  разумных  и  знающих.  Постройка  своих  церквей.  Яркая  картина  домашней  роскоши  рядом  с  бедностью  церквей.  Все  власти  знали,  кто  он,  Лжедмитрий  Первый.  Роскошь  одежд  у  свиты.  Поляки  мылись  в  банях  из  золота  и  серебра.  Еретики  в  храмах  вместе  с  жидами.  Москвичи  охали  о  замеченных  пакостях,  но  любезно  торговали  с  иноземцами;
 - пьянство  народа  после  убийства  Лжедмитрия  Первого  вместо  молебна  в  соборе.  Безумство  и  небрежение  к  Божиему  Промыслу – никто  не  понял,  что  в  который  раз  избавлены  от  «католических  сетей».  Имея  «неосмотрительное  око»,  не  заметили  очередного  покушения  Папы  Римского  на  Россию; 
 - взаимное  ожесточение  русских  при  царе  Василии  Шуйском,  приводившее  в  дрожь  самих  чужаков.  Вся  беда  от  своих.  Обман  поляками  русских,  которые  сами  смеялись  над  своими  бедами.  Женщины,  захваченные  врагами,  по  выкупе  их,  снова  бегали  к  врагам.  Забвение  общего  блага  из  эгоизма – себе  на  горе;
 - недостаток  патриотической  солидарности.  Наглое  хвастовство  притворной
набожностью.  Строили  красивые  церкви  и  иконы,  а   сами  в  блуде  жили;
 - жестокость  и  пренебрежение  к  бедному  и  низкопоклонство  перед  сильными  и  богатыми.
   
     Палицын  приводит  убийственный  пример  разгрома  и  разграбления  Великого  Новгорода  Иваном  Грозным,  за  что  через  год  Москва  была  сожжена  и  разграблена  татарами.  «Несправедливое  имение,  Богу  приносимое, - Каинова  мерзость».
     Что  можно  сказать  по  прочтении  этих  удивительных,  но  лежащих  на  поверхности,  выводов  и  мыслей  Авраамия  Палицына?  Его  мысли  и  выводы  следовало  бы  выбить  в  камне,  и  вместе  с  утренней  молитвой  перечитывать  каждому  русскому  правителю.  Не  случилось,  не  сбылось.  И  мы  не  можем  в  данном  случае  утверждать,  что  Пророка  в  нашем  Отечестве  нет.  Были  и  есть  Пророки,  но  кто  их  и  когда  хотел  слушать  и  слышать?  Простые  и  мудрые  божественные  истины – это  не  просто  голос  Бога,  а  программа  действий  на  все  времена.  Но  что  для  нас  божественное  слово?  Мы  живём  сиюминутным  и  грешным:

Что  нам  Божественное  Слово?
По  делу  рык  и  шенкеля!
Нам  чаще  Поле  Куликово
И  бородинские  поля,
И  под  огнём  благие  стоны,
И  шёпот – «Пухом  будь,  земля!» 
И  Трубецкого  бастионы
Да  звёзды  древнего  Кремля!
Грехов  и  бед  не  перечислить -
От  них,  пожалуй,  не  сбежать, 
И  там,  где  надо  быстро  мыслить,
Нам  не  дано  соображать!
Ошибкам  служим  и  повторам,
Стремимся  в  горе  Бога  звать,
И  приучились  плакать  хором,
Поодиночке – выживать,
И  ждать – дадут  без  счёта  паек,
И  всех  подправят  наждаком,
Известен  путь  до  чрезвычаек,
А  до  прозрений – незнаком!
Так  и  живём,  не  выживая,
Так  и  ведём  потешный  ряд –
Нам  даль  пророчит  ножевая
И  грохот  дымных  баррикад!
И  всё  не  впрок - века  и  сроки,
И  всё  не  найден  нужный  брод,
Зато,  кто  выше,  все  пророки,
А  все,  кто  ниже,  то  народ!
...Иду!  Дорог  не  выбираю,
Мне  и  вперёд,  почти  назад,
Где  Крест  высок,  там  ближе  к  раю,
Где  злато – там  библейский  ад!
Иду!  Осталась  только  малость,
Дойду  с  надеждой  как-нибудь,
Но  через  вечность  показалось,
Что  бесконечен  Крестный  Путь!

     Россия,  как  по  проложенной  колее,  из  века  в  век,  из  года  в  год  шла  к  своему  несовершенству,  повторяя  прошлые  ошибки  и  совершая  новые.  Есть  историческая  опасность  сохранения  Русской  Государственности  при  такой  беспечности  властей  и  при  постоянном  повторе  одних  и  тех  же  ошибок.