Советы Оптинских старцев-123

Борис Ефремов 2
СОВЕТЫ ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ

(Хроника начала духовной жизни)

ИЗ Антония ОПТИНСКОГО

Все ропщущие суть люди пустые и
неблагонадёжные; а смиренные сердцем
и бездерзновенные — и без просьбы
и искания будут удостоены милости
Божией!

21.10.18 г.,
Память святых отцов VII Вселенского Собора

... Ропщущие — поднимающиеся против Бога. Смиренные и бездерзновенные — осознанно покорные воле Творца. Так я понял суть этого высказывания. И в сотый раз подивился, как пришлось оно кстати. Объясню — почему.

Слабая вера в то, что скорби и болезни даются нам только на пользу — вот ропот против Господа. А у меня то полная вера, то какая-то половинчатая, то втайне почти никакой. И такая тоска наплывает, когда нет веры. Бог даёт понять, что ждёт меня впереди, если не вернусь к смирению и вере от дурацкой депрессии.

Но продолжу изучение книг святых отцов. На этот раз начинаю переписывать (перепечатывать) одно из слов Феофана Затворника.
называется —

«Слово в день рождения
императора Александра Николаевича.
Цитаты и комментарии)

ВОЗРОЖДЕНИЕ РОДА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО

Итак, кто во Христе, тот новая тварь.

2 Кор. 5, 17

Подобает вам родиться свыше (Ин 3, 7), говорит Господь уже рождённым и живущим, — и подобает с такою неотложностию, что аще кто из рождённых по плоти не родится еще и свыше, не может даже видеть царствия Божия (Ин. 3, 3). Так это для каждого человека, но не иначе и для целых обществ, и для человечества, которое Пророк видел под образом поля, полного костей, оживавших только Духом по гласу с неба чрез уста Пророка. Всем нужно новое рождение, или возрождение, как падшим, и хотя живущим, но живущим ложною жизнию, или, можно сказать, мертвенною.

(Многие из нас понимают, что жизнь наша идёт как-то не так, не радостно, не благодатно, не полной мерой. А что нужно, чтобы жизнь направить по верному руслу, никто не знает, или знают лишь немногие. Святитель Затворник был из тех избранных, которые владели Истиной. Читая его слово, вы в этом убедитесь. — Б.Е.)

Потребность возрождения, по осязательному повреждению человечества, чувствовалась всеми и всегда. История представляет собой попытки идти у нему у всех народов и отмечает на страницах своих красными письменами лица, которые брались за это дело,  или, по крайней мере, строили планы и предлагали теории. Но как природа человека всегда и везде одна и та же и нужды падшего у всех одинаковы, то один только может быть и истинный способ возрождения, пред которым все другие должны быть сочтены мнимыми, призрачными, ложными. (Вполне убедительный аргумент. — Б.Е.)

Истинное возрождение, как жизнь, может истекать только от Источника всякой жизни — только аще кто во Христе, нова тварь. О сем едином истинном возрождении — в применении к нашему отечеству — намереваемся предложить вам, брате и отцы, слабое слово наше ныне, в день рождения Благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича, и потому, что от рождения недалека мысль о возрождении, и потому особенно, что на это наводят надежды, которыми окружена колыбель Его, и верные начатки осуществления их в благополучное Его царствование.

Основания всеобщему возрождению уже положены. Божественные востановительные силы ниспосланы в мир и действуют в человечестве. По благоволению Божию и мы с первых лет нашей государственной жизни соделались причастниками их, восприняли их вседушно, сознали цену, испытали действие. Нам остаётся теперь только пребывать под благотворным влиянием и расти, восходя от силы в силу, в том же духе. (Действительно, лучше того, что дал Сам Господь, ничего быть не может. Да беда в том, что подавляющее большинство современников наших ничего об этом не знают и знать не хотят, дьявольски пленённые наглым зазнайкой атеизмом. Он уже и в годы Феофана Затворника вовсю растлевал людей. — Б.Е.)

Между тем иногда слышатся рассуждения возбуждённых умов, которые мечтают о нужде нам какого-то другого возрождения, напрягаются содействовать ему и чают некоторого в том успеха, по образу, может быть, тех, у которых приходится нам многое заимствовать и перенимать, которые точно отмечают у себя период возрождения по новым самоизобретательным началам, не тем то есть, какие указаны Господом, Восстановителем всяческих. (Вот отравленные роднички атеизма, слившиеся потом в могучие реки! — Б.Е.)

Так не увлечься бы нам вслед их и в сем отношении, не сдвинуться бы, подобно им, и себе с Божественных оснований возрождения, давно положенных в нас и благотворно действующих среди нас! Вот что побуждает нас предложить вашему вниманию краткое изложение того, как совершалось истинное возрождение человечества, какого свойства возрождение, каким хвалятся наши учителя, и что затем следует делать нам.

Вот как шло возрождение рода человеческого.

(Продолжение следует)