Визит синицы

Сергей Псарев
                В тот день я работал над рисунком Снетогорского монастыря. Гуляя потом вечером у разлива, мы подобрали на лесной дороге едва живую синицу. С этого момента неприятности посыпались на нас одна за другой. Сперва с машиной не заладилось, потом с близкими людьми приключилась неприятная история. Будто разом мешок какой-то с бедами перед нами открылся. Вроде и не до птички теперь все складывалось. Однако до поры посадили ее в ящик, водой напоили и кошку из комнаты выпроводили. Принялись по другим делам хлопотать, время за полночь ушло. Все у нас потом начало ладиться, успокоилось. Пришло время на свою гостью пернатую посмотреть. Она передо мной, то глазки закатывала, то руку клювом щипала, пока молоком ее из пипетки бедную поил. Едва только посадил ее обратно в ящик, как она уверенно встала на свои ножки, отряхнулась и вылетела из ящика. Села синичка вначале на мой мольберт с рисунком Снетогорского монастыря, почистила там себе перышки, огляделась. Потом повыше перелетела, на люстру, на шкаф книжный села. Понял, что моя птичка набрала достаточно сил для своей прежней вольной жизни. Отворил я окно в ночь, так она разом туда и вылетела.
                Работа над рисунком в ту ночь пошла быстро, выставку тогда готовил по русским православным храмам. Все улыбался про себя и думал, кто же меня в образе этой синицы посетил? Среди моих работ псковские обители занимали особое место. Пока по монастырям ездил, рисовал, всегда рядом со мной птицы были. На псковских дорогах все чаще аисты встречались, а здесь, в Петербурге, синица сама в руки пришла.
                Пришло время рассказать вам о моей новой работе, почему ее именно выбрал. Снетогорский женский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы теперь находится в черте Пскова на Снятной горе. Прежде он мужским был. Построенный близ города на реке Великой, он занимал вершину круглой горы. Название горы "Снятная" или "Снетная" происходило от слова "снеть" - снеток – мелкой промысловой рыбки, которой всегда славился Псков. Удивительной, полной испытаний оказалась судьба монастыря, она достойна написания многих замечательных книг.
                Небесным покровителем монастыря издавна называли князя Довмонта. Литовский князь Довмонт-Тимофей перешел на сторону Пскова в 1266 году. Псковичи приняли князя в родном городе и после крещения, обвенчали на Марфе, внучке Александра Невского. С той поры князь служил верой и правдой Пскову ровно 30 лет и 3 года, пока не умер от тяжелой болезни.
                Самые первые письменные упоминания о Снетогорском монастыре относились к концу XIII века, когда левонские рыцари разорили и сожгли монастырь. При этом был убит его настоятель игумен Иосафет и 17 иноков. Узнав о зверствах католиков, князь Довмонт принял решение без промедления атаковать злодеев. 5 марта 1299 года произошло сражение на берегу реки Псковы, близ церкви Петра и Павла, которое закончилось разгромом латинян. Псковский князь Довмонт с дружиной тогда отогнал их от города и повелел поставить на месте пепелища новый каменный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы.
                Сказывали, что в 1472 году в монастыре останавливалась византийская царевна София Палеолог, совершавшая переезд из Италии в Москву через Восточную Европу и Прибалтику. Она стала великой княгиней московской, женой Ивана III Великого. Ничего странного в том не было. Издавна здесь проходил новгородский тракт, соединявший местные земли с Западной Европой. Потому и войны не прекращались на Псковской земле. Много чужеземцев хотело сесть это на хлебное место, пустить через себя торговые пути.
                Во время Ливонской войны монастырь оказался разорен войсками польского короля Стефана Батория, осаждавшего Псков в 1581 - 1582 годах. Монастырский собор сильно пострадал от пожара, что имело роковые последствия для его фресок. Отчасти сохранившиеся, они теперь единственный памятник первых фресок псковской школы настенной живописи начала XIV века. Снетогоры, в этом отношении, как-то по-особенному жаль. Уж, больно хороши эти фрески. По своей выразительности и цветовой палитре они напоминали мне знаменитые новгородские росписи Феофана Грека. После увиденного и услышанного о их судьбе, иногда хотелось закрыть глаза, уши и ждать изображенного там Страшного Суда.
                В период Смутного времени разорения монастырю следовали одно за другим. Их приносили попеременно осаждавшие Псков запорожские казаки и польские отряды. Наконец, в 1615 году монастырь занял шведский король Густав Адольф. Беды монастыря продолжились и во время Северной войны, в начале XVIII века. В 1710 году здесь произошел крупный пожар, уничтоживший архив, хранивший документы со времен его основания. Огонь с удручающей регулярностью вмешивался в судьбу монастыря, всякий раз угрожая окончательно уничтожить святыню. Всякий раз обитель поднималась из очередного пепелища.
                Осенью 1825 года Александр Сергеевич Пушкин приехал в Псков и посетил Снетогорский монастырь. Поэт в это время работал над трагедией "Борис Годунов" и надеялся найти в Снетогорском монастыре записи преданий, летописи, документы, касающиеся Cмутного времени, которые могли сохраниться в библиотеке древнего монастыря и помочь ему в написании поэмы. Пушкин не мог не знать, что в этом монастыре жил видный русский историк – архиепископ Евгений Болховитинов. Состоялась ли эта встреча для меня так и осталось неизвестным, поскольку письменных подтверждений этому не оказалось. Можно предположить, что Болховитинов не рискнул знакомиться с Пушкиным, как с опальным поэтом, автором антирелигиозной поэмы “Гаврилиада”, чтобы не испортить свою репутацию благопристойного священника и не навлечь на себя недовольство и подозрение Священного Синода. Возможно, и сам поэт не желал этого, ограничившись работой с документами. С этим всем приходилось считаться. А. С. Пушкина сослали в село Михайловское из-за нескольких строк его письма к П. А. Вяземскому, где он сообщал своему другу, что брал у философа - англичанина “уроки чистого афеизма”, то есть безбожия. Митрополит Киевский и Галицкий Евгений, известный в миру как видный историк и археолог Евгений Болховитинов, автор книг по истории Псковского княжества скончался в 1837 году через месяц после смерти великого поэта…
                С XVI века в монастыре существовала церковь Вознесения "под колоколы” с каменной колокольней. Ее крест возносился над уровнем реки Великой на 90 метров. Колокольня была снесена в 1933 году. На моем рисунке видны только ее руины. Однако во времена Пушкина она еще существовала, и он поднимался туда, чтобы любоваться Псковом и его окрестностями.
                Во время Великой Отечественной войны монастырь подвергся новым испытаниям. Здесь находился штаб группы немецких армий “Север”. При этом в Никольской церкви был устроен зал собраний, в соборе винный склад и тир. В послевоенный период здесь снова организовали дом отдыха и детский санаторий. Однако, Рождественский собор был отдан в ведение органов государственной охраны памятников истории и культуры. В 1993 году монастырь передали Псковской епархии. Цепь страданий прервалась, но на долго ли? Знать свое будущее дозволено очень немногим. Здесь задумывались великие пушкинские строки об искушении властью и страхе ответственности за совершенный грех. Что же делал народ? Сначала он просил, заблуждался и поддерживал изменника, проливал свою и чужую кровь, а потом безмолвствовал в финале. Поэт читал отрывки своего произведения императору, знакомились ли с ним другие властители России, неизвестно...
                Давно уже закончилась моя работа над рисунком Снетогорского монастыря, который тоже успел обрести свою небольшую историю, освященную чудесным визитом и человеческим теплом.
                Кто-то мне потом про синицу в руках рассказывал, а ведь она за журавлем в небо улетела...

На фото рисунок автора "Снетогорский монастырь".