Когда мы у лотосных стоп II

Шестаков Юрий Николаевич
Мои воспоминания о становлении сахаджа йоги в г. Шымкенте (Республика Казахстан)

Предыдущие главы в сборнике "Место, где свет".

1994 год   


Международная пуджа Шри Ганеше, назначенная на следующий день, проводилась в России впервые. Шри Матаджи, одетая в малиновое сари, размахивая веером, сразу же после аарти, предложенного Ей сахаджа-йогинями, начала лекцию. Выглядела Мать очень динамичной, собранной, и сразу же повела речь о главной цели создания Шри Ганеши, без которого невозможно достижение четвёртого измерения осознания. С уровня нашего человеческого осознания мы можем подняться только благодаря Ему, который является символом невинности в нас. Невинность неуничтожима, даже если над ней соберутся густые тучи наших ошибок – после получения самореализации невинность восстанавливается. Испытываю интересное чувство – перед мысленным взором проносятся лица тех моих знакомых, которым эти слова Шри Матаджи очень бы помогли в решении своих проблем. Ведь многие люди, совершив ошибки, либо стараются об этом не думать, либо испытывают чувство вины. А если бы они получили реализацию и обратились к Шри Ганеше за помощью, сколько судеб удалось бы спасти от деградации или душевного кризиса! Шри Матаджи говорит о простых вещах, но эти, вроде бы известные истины, предстают в новом свете. Несмотря на все виды религиозных ограничений, касающихся поведения, морали, общество сегодня разлагается в нравственном смысле. Никто не может без просвещения исповедовать ту или иную религию. Делать это по-настоящему весьма сложно. Например, в Библии сказано, что если ваш правый глаз совершит грех, вырвите его. Или, если правая рука согрешит, то есть сделает что-либо против чистоты Шри Ганеши, отсеките её. Весь зал при этом смеётся, представляя себе после слов Матери истинных христиан современности. Ведь добрая половина мира считает себя таковыми! Евреям был дан шариат, но они не приняли его из-за чрезмерной строгости законов, предпочтя ему обряд у Стены Плача. Мусульманам Мохаммед разрешил наказывать женщин, но только в случае, если сам мужчина чист и невинен. К чему привели эти жёсткие каноны всех религий, предназначавшихся для исправления людей, и наведению порядка в обществе, мы все знаем из истории и повседневной жизни. Мы лишь научились изворачиваться, лицемерить и наказывались чаще всего не те, кто на самом деле заслуживал этого, а святые, хорошие люди. Во имя Бога религии убивают столько людей! «Я считаю, что люди могут стать невинными только в сахаджа-йоге» – с возвышенной, даже восторженной интонацией переводит слова Матери Юра Васильев. Состояние сегодня очень бодрое, не то, что вчера на концерте Нишантхана, внимание очень чётко фиксирует всё вокруг происходящее, всё, что говорит Шри Матаджи. Оказывается, раньше я достаточно узко представлял себе смысл слова «невинность». Невинная личность обладает широким набором качеств, которые столь прекрасны и полезны. И этому нам надо учиться у своих детей, замечать проявление невинности у них, поощрять и самим подпитываться ею. Невинность растворяет эго и агрессивность, она позволяет нам не видеть поверхностного, а замечать и ценить самое главное. «Дети хотят видеть сердце человека. Если человек любящий, дети будут рады ему, к какой бы расе он ни принадлежал и какую бы религию он не исповедовал». Невинный человек никогда не будет скучать. Он всегда видит красоту, и даже если находится в одиночестве, пребывает в хорошем расположении духа. Я и раньше замечал, что многие люди предпочитают быть серьёзными и неподступными, озабоченными и слегка раздражёнными, это показывает, что они надёжные, деловые, основательные. А расслабленными, раскрепощёнными, излишне весёлыми могут быть только несерьёзные, беспутные, ненадёжные люди. Такие понятия убивают всю радость общения, как здорово, что в сахаджа-йоге я нашёл то, что искал, слова Шри Матаджи мёдом льются на сердце: «Только с помощью невинности можно переступить свои ограниченные представления… Шри Ганеша, пребывающий у вас на затылке как Маха Ганеша, начинает влиять на глаза. Похоть и жадность исчезают из глаз. Поскольку вы становитесь истинно нравственными, вам не надо выкалывать свои глаза и отсекать руки. С воссозданием Шри Ганеши вы создаётесь как невинные святые. Старайтесь уважать свою невинность. Она сделает вас молодым и счастливым».
Пуджа началась с поклонения Шри Ганеше. Вперёд позвали детишек, которые заполнив полукругом сцену, начали по очереди старательно поливать водичку на стопы Шри Матаджи. Вижу Фаткуллину Яночку, в числе прочих, вышедшую делать пуджу. Невозможно не заметить, какую любовью и нежность выражают в этот момент глаза Матери! Давая внимание на детей, Она, наверное, видит в них воплощение своей мечты и надежды. Им после нас предстоит строить новое здание общества грядущего Золотого Века, общества без ссор и войн, без зависти и агрессии. Настроение Шри Матаджи по невидимым каналам разливается в душах всех йогов, которые с энтузиазмом и вполне осязаемым посвящением начинают петь баджаны. Ансамбль задаёт непривычно быстрый темп, песни во славу Ганапати исполняются как марш, с чётким перестуком таблы и долака, слова впечатываются речитативом в сознание, торжественно поднимая каждого на уровень реального ощущения присутствия внутри и вокруг самого Шри Ганеши.
Вызывают лидеров стран и крупных российских сахаджа-центров. Поднимаются на сцену Дерек Ли  и Дэвид Спайро из Англии, Александр Сергеевич Солодянкин из Тольятти, там уже находятся Валентина Ивановна из Москвы, доктор Богдан. Остальных я не знаю, да и не в этом соль, будешь отвлекаться на личности, упустишь главное. Они начинают предлагать Матери растопленное масло, мёд, молоко, кефир, сахар, символизирующие различные элементы природы. Смешавшись, эти продукты составляют амрут, сладчайший напиток, ценный по своим питательным свойствам, и, главное, провибрированный самой Шри Матаджи. Его даже сравнивают с амброзией, которая вышла в глубокой древности в результате пахтания океана сурами и асурами. Мы продолжаем свои радостные песнопения, каждый баджан исполняется в таком же чеканящем шаг ритме, темп каждой песни неизменно убыстряется в конце, устремляясь, словно разбегающийся самолёт в небо, к высотам Божественной радости. А во время долгой паузы, когда есть возможность перевести дух, углубиться внутрь себя в своём внимании, чувствую, как усилились вибрации. Несмотря на то, что я изрядно разогрелся и вспотел, на голове идут сильные прохладные потоки. Это настолько вдохновляет, наполняет смыслом всё действо, давая ощущение причастности к самой важной работе по коллективной трансформации мира. Ведь вибрации Шри Ганеши, которые Мать даёт нам сегодня почувствовать и впитать, растекутся вскоре по всем странам и весям, чтобы сработать и там. Через наши поступки, слова и внимание, Его невинность и могущество, так или иначе будут влиять на любого, с кем мы будем встречаться, жить и работать в своих городах и сёлах. Так будет осуществляться на земном уровне эта великая бескровная революция внутри человеческих существ.
Тем временем на сцене уже несколько женщин в разноцветных красивых сари, укрывших свои головы в знак смиренности и уважения материнского целомудрия. Пока они помогают Шри Матаджи произвести последние приготовления к аарти, мы восхваляем Богиню, разрушившую страшного демона Махишасуру. Шри Дурга, которую мы воспеваем сейчас, как Махишасура Мардини, всегда откликается на зов своих детей о помощи. Она инкарнируется на земле в тяжёлую минуту, или незримо присутствует всюду, где идёт битва добра со злом. Состояние просто непередаваемо мощное, всё нутро наполнено абсолютной безопасностью и силой. При этом нет ни капли самоуверенности или самодовольства. Вскоре Шри Матаджи предстаёт перед нами в величественной синей короне, украшенной сверкающими в свете софитов бисером и драгоценными камушками. В самом центре короны сватика – главный символ Шри Ганеши, выражающий Его чистоту, невинность, мудрость и проницательность. Лицо Шри Матаджи совсем другое, чем было во время пуджи Дивали. Тогда казалось, что перед нами добрая, щедрая, сострадательная Мать-Лакшми. А сейчас Она смотрит глазами строгого, но справедливого судьи. Будто сам Шри Ганеша, созданный для защиты чистоты и невинности во всей Вселенной, освещает взглядом самые потаённые места твоей души. И хочется стать лучше, чтобы соответствовать своему высокому положению сахаджа-йога. Сердце теперь точно знает, что это не просто слова…
После аарти и раздачи прасада было объявлено, что Шри Матаджи хочет сделать всем сахаджа-йогам, приехавшим в Москву, небольшие подарки. Всех по очереди вызывали к сцене, уставленной огромным количеством коробок, и каждый получал свой сувенир. Сначала девочкам до пяти лет раздали простенькую, но изящную бижутерию, затем пригласили девочек в возрасте до десяти, до пятнадцати и далее по возрастающей всю женскую половину коллектива. Отливавшие золотом и игравшие блеском циркония разнообразные колечки, заколочки, змейки-колье, браслеты, цепочки  женщины  прижимали к груди как самое дорогое, тут же с улыбкой примеряли.  Все пять тысяч сахаджа-йогов в этот вечер получили презент, который Она сама выбирала для покупки в Индии. Возвращаясь на своё место с заветным подарком, йоги с удовольствием показывали его другим, причём многие восхищённо демонстрировали, как перстень или колечко в аккурат одевалось именно на тот палец, который указывал на давнюю проблему в чакре. Меня угораздило почему-то встать в очередь вслед за Геннадием Алексеевичем, хотя двадцатипятилетних ещё не вызывали. И перстень с тремя камушками, который мне дал один из индийцев, помогавших на раздаче, оказался узковат для безымянного пальца, означавшего агию-чакру, а с правого мизинца – пальца сердечного центра – постоянно норовил соскочить. Может быть, кому-то из сахаджа-йогов почтенного возраста надо было прочистить свою правую анахату, а я, выскочив не со своим годом, отнял у него этот шанс? Ну не искать же мне его было для обмена! Понятно, что это шутка, на деле же я радовался наравне с остальными и впоследствии долго носил его до тех пор, пока металл не обтерся, и не выпали камешки. 
Музыкальная программа продолжилась всеобщими танцами. Йоги и йогини водили хороводы, танцевали группками и поодиночке, но это вовсе не напоминало обычную дискотеку. Здесь не было рисовки, вычурности, пошлости, или бесстыдства, которые в молодёжной среде зачастую являются необходимыми, чтобы показать себя современным, продвинутым, уверенным и свободным. Я даже не знал вначале, как мне двигаться, непривычны казались и ритм, и то, как танцевали на индийский лад остальные йоги. Здесь было многое похоже на наши узбекские танцы, но и в них я был не силён. Впрочем, недолго думая, я стал делать, что умею, тем более многие вообще плясали, или как дети, или как исполнители народных танцев. Главное, что они выражали задор и счастье, чистоту и радость сердца. Один крупный кудрявый иностранец вообще прыгал и перебирал ногами, словно медведь на арене цирка, даром, что ещё не катался и не кувыркался. Просто ураган жизнелюбия и весёлости! Я не сдержался от восхищения и похвалил его, назвав это проявлением радости Шри Ганеши, который всегда готов танцевать перед Матерью Ади Шакти, чтобы доставить Ей удовольствие. И тут же, сбегав к своей сумке, принёс ему в подарок парочку фотографий с проявленными на них вибрациями. Парень, много не говоря, увлёк меня за собой, и наш импровизированный поезд, пополняемый другими парнями и девушками, извиваясь и шумя многоязычным хором, помчался между танцующими. По пути я успевал замечать наших – счастливую, возбуждённую Тамару Чумаченко, Айгуль, которую одна из подруг-йогинь, весело приглашая присоединиться к нам, кличет: «Moon Flower», («Лунный цветок»), не уступающую в динамике молодым Розалию Сайделовну, размашисто пляшущего Сеньку. Когда наш интернациональный «состав» пару раз объехал весь зал, мы познакомились с этим иностранцем, усевшись отдохнуть. Сахаджа-йога из немецкого города Мюнхен звали Роберт Хубер или просто Робби. Он показал свои работы, достав из увесистого планшета несколько пачек с фотографиями. Мы, использовавшие пока ещё чёрно-белые плёнки, о цветных фото хорошего качества могли только мечтать. На прошлогодней пудже Дивали я сделал вручную всего несколько снимков в цвете, да и те оставляли желать лучшего. Запад же далеко ушёл вперёд в этом деле, поэтому нетрудно понять, с каким чувством я рассматривал чудесные фотографии природы Индии, сцены жизни простых индусов, фото Шри Матаджи. Последние Робби делал на пуджах с очень близкого расстояния на инопланетной (по нашим понятиям) технике. Они сверкали великолепием красок и излучали просто Божественную благодать. Шри Матаджи говорила о том, каков характер сахаджа-йогов, и, если вам что-то приглянётся, они тут же подарят вам эту вещь. Иногда доходит до того, что вам, при виде чьей-то красивой вещицы, приходится не подавать виду, чтобы не побудить их подарить её вам. В справедливости этих слов в тот вечер я в полной мере убедился. Робби решительно собрал в пакетик десяток самых красивых снимков и безапелляционно вручил их мне, по-дружески потрепав за макушку.

В очередной раз поразила та особая обстановка спокойствия, уравновешенности и благосклонности по отношению друг к другу. Особенно абсолютная честность собравшихся здесь людей. Оставляемая на входе в манеж обувь могла пролежать нетронутой несколько дней, разве что постепенно отпихнут её подальше в уголок. Вещи зачастую лежали в открытых сумках, деньги, документы могли быть забыты хозяевами в спешке, или по невнимательности, но они не привлекали ничьего недоброго глаза. Геннадий Алексеевич однажды утром искал какую-то вещь и ему сказали, что она лежит в такой-то сумке в определённом месте. Он полез в сумку, похожую по описанию, да не туда попал. Открывает другую, соседнюю, там пачка денег лежит свободно, неприкрыто. Но и эта не та. Попытался в третью, там браслеты золотые, украшения чьи-то, паспорта, билеты. Он прекратил поиски, пошёл переспрашивать, но его так удивила эта безбоязненность и доверительность хозяев. А стоит ли распространяться на тему, что означали для иных йогов объявления по манежу, что оставленные в прошлом году вещи, они могут забрать в бюро находок! Я уже не говорю о спонтанно возникающих то тут, то там скатертях-самобранках, за которыми можно и со старыми друзьями пообщаться, и с новыми людьми сойтись. Или многочисленных, разбросанных по залу компаниях, без устали на все лады распевающих баджаны. Даршан материнской любви покрыл всех нас, окунув в атмосферу всеобщего братства и любви, безоблачного счастья и наслаждения Реальностью!
С бытовой частью программы, как то кухня, туалет, душевые, хозяева, в общем, справлялись, однако нагрузка на обслуживающий персонал легла немалая. Мусор служащие убирали несколько раз в день, и всё равно, сказать по правде, было грязновато. Не знаю, после этой встречи захотят ли хозяева ЦСКА принимать в будущем такую толпу. Хотя после футбольных матчей в «Лужниках» мусор тоннами вывозят и ничего. Как ни старались йоги быть аккуратными, а всё же не уследишь за всеми, и несколько раз забивалась канализация. Спасу не было от женщин, которых приехало раза в два больше, чем мужчин. Если с утра братья не успевали выстроиться в цепочку в свой душ, или туалет, туда быстренько пристраивалась парочка женщин, уверяя, что они ненадолго, притягивая к себе и остальных сестричек. Особенно тяжело было перед программами, когда каждой женщине надо было, помимо прочего, надеть на себя сари и прихорошиться. Мужчины просто не знали куда деваться, что становилось поводом для того, чтобы позабавиться над нерасторопными..
Запал в душу один случай, произошедший в этой самой очереди. Я уже собрался входить в туалет, как один иностранец, стал мне что-то говорить, то ли по-фински, то ли по-венгерски, указывая при этом на значок с изображением Шри Матаджи. Я думал, что значок может упасть, проверил – крепко прицеплен. А он не унимается, причем говорит уважительно, но твёрдо, настойчиво. Тут один англоязычный друг мне и подсказывает, мол, сними значок, когда заходишь в уборную. Нехорошо, вроде как нечисто это, фото Матери, всё-таки! Мне его мысль пришлась по сердцу, протокол по отношению к Шри Матаджи парень прекрасно чувствует. И безо всякого сопротивления внутри я убрал значок, взяв это в дальнейшем за правило.