Пионерка

Посторонний Смолин
Пионерка.

     Я хочу  рассказать  про человека, которого  знал несколько лет . Сложность  наверное  в том, что  я тогда  был еще  подростком, а та  про  которую я хочу  рассказать,  была моим  классным  руководителем. Звали её Вера  Александровна . Кроме  прочего она была учителем  химии. Вере  Александровне в  ту  пору  было не более  сорока  лет , наверное. Наше негласное  её прозвище было « Фикса». Прозвище это произошло от её словечка « фиксировать» . Поэтому  и  Фикса. Она  так  и  говорила-« …зафиксируйте  это  в  своих тетрадях». Она  стала  нашей  классной  руководительницей  в  седьмом  классе. В то  время  , в школе  учились десять лет, ну если полное  среднее образование, конечно. Нам  тогда  было по тринадцать - четырнадцать лет и шел 1983 год.  К тому  времени в стране была так  называемая  «эпоха застоя» . Было официально принято, на  государственном  уровне, что  в  стране успешно построен развитой социализм и  мир был  поделен  на  социалистический  и  капиталистический лагерь. Никто в руководстве  страны не  сомневался  в  правильном  историческом  курсе  нашей родины, СССР. Построение  коммунистического общества  в те  годы перешло в легендарную  сторону и на  мой  вопрос  взрослым, когда же он , коммунизм ,наступит - никто вразумительного ответа  не давал. В лучшем  случае отшучивались. Середина  восьмидесятых это не только застой  в обществе, это еще ложь  партийной  номенклатуры. Все  абсолютно знали, что быть первым секретарем  это  хорошо. Партийный билет давал возможность карьерного роста, сытой жизни и наличие  привилегий.  К тому  времени  уже  существовал дефицит внутри  страны. Да   и много было такого , чего   не было уже в пятидесятые и шестидесятые годы. Дело в том , что  ребятам моего возраста не  казалось чем то ненормальным  то, как мы все жили. Мы были рождены  в это время. Наоборот, нам  казалось, что «Пионерская Зорька»  по  утрам и « Будильник»  и « В гостях у сказки» по воскресеньям это навсегда, как и все, что происходило кругом. Это только  кухонные  разговоры давали  представление  о том , что вообще  делается  в  стране. 
Что касается  меня,  то до середины  четвертого класса я учился  в городской средней школе  номер семнадцать . Школа была на хорошем  счету, достаточно сильная. Но случилось так, что наша семья переехала в Парфеново и я  перевелся  в школу  по месту жительства , в тридцать девятую…
В то время существовала   всесоюзная  пионерская  организация с ее  атрибутикой  и  традициями, и  ленинский  комсомол. Идеология социалистического государства тоже была. Дети  воспитывались  в духе социалистического общества. Но не  все  так было гладко. Я не  случайно упомянул о том, что стал учиться  в новой школе. Это была  огромная  разница. В тридцать девятой  школе  был культ хулиганов и было принято между пацанами  прежде  всего, что учится хорошо это «западло». Тридцатьдевятка  как  бы  представляла  собой негативную кальку тогдашнего общества. Откуда взялся тот  нигилизм  у нашего поколения? Наверно  в следствии того, что ничего не  менялось. Прежде  всего взрослые  и , конечно  в меньшей степени дети знали, что беспокоится о завтрашнем  дне не  стоит.  Анекдоты того времени  были  более  чем  красноречивы.  « Наше   правительство делает  вид что платит нам, а мы делаем  вид, что  мы работаем». Поэтому наверное  разгильдяйство и очковтирательство процветало. Идеи  Маркса, Ленина стали  догматичными, в них не  то чтобы  сомневались, просто к ним относились уже  со скептицизмом.  Сталин был на помойке  истории, как тиран, диктатор  и  автор жутких репрессий  тридцать седьмого года, создатель ГУЛАГа . Людей  заставили  позабыть , что заслуга  Сталина в создании первого в мире социалистического государства -« построение  социализма  в отдельно взятой  стране». Культ личности  развенчан. Хрущев тот вообще - «кукурузник»! Простой народ видел неравенство  партийцев и обычных людей  и  это  раздражало… А дети  подспудно  впитывали  это. Одновременно все смотрели  в сторону  «загнивающего  Запада» , ходило мнение, что от такого «загнивания»  мы бы и  сами  не  отказались. Тряпки и ширпотреб «оттуда» ценился  всегда  высоко, отсюда  и пренебрежительность  к  отечественной продукции.
Социальная  среда   нашего района предполагала пьянство отцов, впрочем ничего удивительного в этом  не было. Как  однажды мне сказал один из ребят, с которым  я жил в одном  дворе- « а у  кого  отец не пьет?» Да , в  самом  деле , загнивал  не только Запад, но и в нашей  стране  было не  все нормально. Самыми чувствительными   к тому что происходило были , конечно же  взрослые  и это понятно, у них перед глазами прошла жизнь  страны, и были еще  живы  их отцы, ветераны Великой  Отечественной  войны, так у нас стало принято называть  вторую мировую. Им, взрослым , тогда  видимо тоже было не понятно, почему когда то цены  снижали, а потом  возник дефицит и откуда  он появился? Вывод делался один – коммунисты «скоммуниздили»!
Видимо  поэтому , будучи достигнутым возраста   сорока восьми лет я имею возможность  сравнивать  и  анализировать события, касающиеся страны и людей и себя самого. Почему  я  сейчас  об этом  пишу, да наверно потому что с возрастом  все  становится  на  свои  места. Много , чего было не понятно  в детстве, становится  ясным теперь.
 Вернусь к тому человеку, которому посвящен этот  рассказ.
 Вера  Александровна , как  и мы когда то была детищем  своего времени. Время  шестидесятых , когда  она  была  октябренком  и  пионеркой дало ей  хороший  идейный  фундамент, и ту правоту, с которой  она  жила. Вера  Александровна  искренне считала, что воспитывать  нас, подростков  нужно в идейном духе, держаться  подальше  от того, что может морально разложить. « Алкоголь, наркотики  и  секс»- этого прежде  всего нужно  опасаться  молодым  людям  и  девушкам – так  она  говорила нам.  Рассказывала  для  примера жуткие  истории про болгар, которые  на вечеринку  пригласили  девушку  к  себе  в общагу, напоив ее  коньяком шприцом потом закачивающие коньяк  в сиськи , и как  потом  высасывали его от туда …Девушка  потом  умерла  , с  ее  слов  от  сепсиса. Неизгладимое  впечатление, надолго вызывающее  отвращение  к шприцам, иголкам! Наша классная  делала  все от нее  зависящее, что бы мы  вырастали хорошими  людьми. На  классных собраниях, когда  нужно было как  следует «вытянуть»   нарушителя  дисциплины или  двоечника она  прибегала  не  к  ору на провинившегося. Орание  ни к  чему  бы  не  привело. Она делала так, что бы над ним смеялись  все. Это было очень действенным. И хотя  мы  все ненавидели за  это Фиксу, я сейчас понимаю, что это было наиболее  верным  педагогическим  решением. После  этого высмеянный виновник само  собой  как то  исправлялся.  « Ну  вот, скажем  Смолин – непонятно что  из него  получится , какая то  туманность  Андромеды! , а  вот Вова  Зубарев ничего, работать  будет ,женится , и все хорошо , если  не  сопьется…» - так  примерно  говорила  на  наших классных часах  Вера  Александровна. И так  почти  про  каждого. При  всех.
В то  время , когда  возник  в  обществе прецендент недоверия  к коммунистам , она не переставала  верить в  идеалы и не давала  нам  повода  усомниться  в  этом. « То же мне, песни… Поручик Галицин, белая  кость, белая  гвардия! Сколько  красноармейцев  полегло в гражданскую  войну, защищая  молодую Советскую  власть. А  сейчас  мы  идеализируем  белых офицеров!»- вот  о чем  она  говорила  с  нами с горькой  иронией. Вера  Александровна старалась создать  хотя бы  подобие  социалистического соревнования на  уборке  моркови. Традиционно в  сентябре, когда  еще  было относительно сухо,  в  бабье  лето  , старшеклассников   средние  классы  вывозили  на  уборку  моркови  в  подшефный  колхоз.  Количество  собранных ведер отражалось в дневнике, с соответствующими записями «… двадцать восемь ведер. Молодец!  Тридцать четыре  ведра!! Молодец!!» - казалось бы  просто запись, а  приятно. Вера  Александровна была хорошей руководительницей. Видимо она  очень  старалась растить  нас , как  будущих  строителей коммунистического общества. Но мы были еще  детьми и многое не понимали.
 Потом  случилось ПРЕДАТЕЛЬСТВО. Вернее сказать  оно случилось  и  раньше. СССР перестал существовать . Холодную  войну  выиграли США, не  без  помощи тогдашней элиты  коммунистической  партии. Общество было опьянено , одурманено какой то небывалой  свободой. Свободой  чего? Личности!? Личность, согласно новым  экспортным демократическим  принципам была превыше государства, и  семьи. Страну  захлестнула небывалая , мутная  волна того, от чего нас  так  бдительно  по  отечески  охраняло государство и идеология. «Железный  занавес» рухнул и в  стране в одночасье  появилась не прикрытая  наркомания, проституция, бандитизм. Девяностые  годы…Это горе коснулось наверное  всех. Резко общество  стало  разделяться на «бедных» и «богатых». Под маской демократических перемен бывшие областные, краевые  партийные  руководители заделывались лютыми  и  беспринципными капиталистами. Этого нельзя было не  понимать  и не  видеть , нельзя было просто  закрыть глаза. Все, чего добился СССР  рушилось прямо  на  глазах.
 Наше поколение, рожденных в семидесятых годах первое  приняло  удар на себя. Не было дворов, где бы  в подъездах ребята бы не кололи героин, заражаясь сами, заражая  других гепатитом  и ВИЧ  инфекцией.
Нас, школьников  уже  старших классов, Перестройка   коснулась тоже. Нам  тогда  казалось, что  мы  можем  все. Ветер  перемен, про  который  пели « Скорпионз» кружил  головы. Мы тогда  отказались от руководства  нашего  класса Веры  Александровны.
 Мы  предали ее. Сейчас, спустя  почти  тридцать  с лишним  лет я бы не сделал этого. Но мы были  слишком  молоды. Нам дали  молоденькую учительницу географии, которая  завоевала наше расположение туристической  поездкой  всем  классом в Кунгурские  пещеры… Вера  Александровна , конечно же  переживала  случившееся, я так  думаю. Хотя в школе, на  уроках химии  все  было четко, да и вне занятий Фикса не припоминала нам этого.
Это случилось после  того, как  наш класс закончил десятилетку и вышел в самостоятельную жизнь. Однажды до меня дошла  страшная  весть. Веры  Александровны  не стало. Она  ушла  из жизни тогда, когда  ее дочь стала еще  будучи  старшеклассницей наркоманкой  и  проституткой.
Это  страшное  горе я осознаю по  настоящему  уже  спустя  много-много лет. Система дала  сбой не  сама  по  себе. Предательство  принципов социалистического государства и  идеологии началось гораздо раньше Перестройки Горбачева. СССР начал  умирать гораздо раньше, когда  коммунистическая  элита  партии позволила  себе «барствовать». Сейчас- двадцать  первый  век. И  история  повторяется. Наше  поколение  семидесятых было  отравлено эпохой застоя, анекдотами и диссидентами и как  следствие  этого оно было не  способно  поднять  падающее Красное  Знамя, которое быстро  сменилось царским  русским  триколором. Мы не смогли  удержать  от развала страну, нам  было тогда  по двадцать  лет. А сейчас… А что сейчас? Теперь общество  настолько  изуродовано буржуазной  моралью, что наркомания  и  проституция это лишь цветочки по  сравнению   с  ягодками нынешнего времени. Гомосексуализм, разрушение  института семьи  и брака, социальное не равенство- вот что имеет теперь современная Россия. Точнее  сказать  РФ. Что мы  можем  сделать? Прежде  всего  я думаю, что будущее  страны за обществом  социальной  справедливости. Мне, человеку, которому вот уже  скоро будет  пятьдесят это понятно и  очень  ясно. Возможно это тот  возраст, когда осмысление  прожитого дает возможность  делать   правильные  выводы.
 Я наверно не стал бы таким  какой  я есть сейчас, если бы не Вера Александровна, которая  заложила  несгибаемый  стержень правды в мое понимание жизни. Низкий  поклон ей за  это, и спасибо - пионерке шестидесятых! Будь готов! Всегда готов!