Тошнота Сартра. Резюме

Юрий Вигнер
В сартровской "Тошноте" соединяются две идеи: 1) противопоставление (платоновское по духу) физического и психического мира (иначе говоря, существования) - миру идеальному  (бытию), 2) противопоставление "творца" - обывателю.
(1) Существование случайно. Любая из существующих вещей могла бы и не существовать (включая и мир в целом). Это можно выразить, сказав, что любая вещь излишня.
Причастное же бытию "есть", "имеется", "находится" по ту сторону существования. Оно необходимо. (Ясно выразить эту идею онтологической необходимости невозможно.)
(2) Обыватели - это все, кто не создает художественных шедевров, не-творцы. Они обитают в болоте случайного (сидят и "моргают", как сказал бы Ницше). Чем бы они ни занимались, им не отмыться от "греха существования". "Творцы" же имеют возможность приобщиться "бытию", создав удачное произведение (песню, книгу, картину). Посредством такого произведения нечто из идеального мира проникает в мир случайного, и наоборот - творец "изгоняет из себя существование" и приобщается к бытию. Память о нем остается в веках. Его жизнь превращается в "легенду".
Осознав все это, герой (Рокантен) решает попытаться написать книгу - в надежде, что она получится "прекрасной и твердой как сталь", что радикально изменит его жизнь, очистив ее от существования (говоря проще, введет автора в Зал славы).

Обе эти идеи (по отдельности) выглядят не такими уж оригинальными, напоминая о романтизме.
Их соединение, может быть, и не встречалось раньше в литературе.

P.S. Попадалась работа (на английском), в которой утверждалось, что истолкователи слишком увлекаются философским элементом романа и упускают из виду, что это произведение  можно рассматривать как сюрреалистическое.

19.10.2018