Итоги 24 ЛС Центробежная сила в хайку

Клуб Золотое Сечение
Дорогие друзья!

 Подводим итоги нашего очередного конкурса из серии «Лепестки сакуры» по теме «Центробежная сила в хайку» в разгаре самого замечательного времени года, располагающего к созерцанию и размышлению. На этот раз мы пытались работать над правильной во всех смыслах расстановкой слов в хайку, включающих инверсию, а также  над удобством чтения  при разночтении, расстановкой эмоциональных и смысловых акцентов, придании тексту поэтичности.
У нас было 9 участников и 27 работ. Все авторы серьёзно отнеслись к конкурсу и проголосовали, но насколько объективно каждый делает вывод сам. Напоминаю, что к оценкам прибавляется 5 баллов за соблюдение формы 5-7-5. Ниже приведены наши работы с комментариями и оценками в новой записи – согласно полученным итоговым оценкам. Кстати, последнее весьма поражает своей разбросанностью. Надеемся, что в дальнейшем участникам будет легче приходить к согласию и взаимопониманию. Но на этот раз, вот наши результаты:

1-е   место:
14) клёны у дома
  среди седых туманов
   шлейф листопада
*                (автор Татьяна Янковская)
Комментарии:

5-7-5; красивая картинка, но "седых" - оценочно, "шлейф" - красивость, множественное число; инверсия уместна.
- Шлейф – это метафора. Седых – олицетворение. Седым может быть человек. Вот,  расположите старика в тумане – образ и так заиграет. И потом, как это могут быть туманЫ? Листопад среди туманоВ. Получается, на каждой полянке свой туман? Разночтение, однако, имеется. 1-2, 2-3 строки.
По второй оценке – ассонансная рифма: туманов-листопада. Множественное число напрягает. Метафора, олицетворение.
- Настроение - взвешенное состояние. Туман/шлейф придают неопределённость
5-7-5 Долой прилагательное «седых» - оно всё портит, обезличивает, нивелирует вкус и послевкусие. А так картинка замечательная, пахнет осенью.
- «седых» - лучше заменить, «шлейф листопада» - метафора, инверсия оправдана, образ сложился.
1. Понравилось! Инверсия уместна. Есть разночтение. И главное, замечательно исполнена тема конкурса: от дома - к клёнам и дальше; от листопада (через седые туманы) до наступающей в перспективе зимы. Оценка: 10
2. Замечаний нет. Оценка: 5
 - Красивая картинка. Только седые туманы смутили, очень уж штампованный образ, прошу прощения.

Оценка: 7+3, 7+4, 7+2, 8+4, 7+4, 6+4, 10 + 5, 7+4=59+30 +(5)=89+5=94

2-е   место:
9) морось над морем
 облюбовали чайки
  сломанный шезлонг
*                (автор Иррациональное Число)
Комментарии:

5-7-5; очень нравится! инверсия есть, но всё гармонично, в каждом слове - осень
- (по-моему, было бы лучше первую строчку поставить последней);
- Понравилось, красиво. Но, глагол прошедшего времени – самое слабое место, ибо ещё и олицетворение. Провал ударения в последней строке. Иначе поставила бы самую высокую оценку.
 - Мо-мо! Не явное киго.
- нравится больше всех, инверсия уместна
1. Инверсия уместна. Разночтения нет. Тема конкурса недостаточно раскрыта. Оценка: 5
2. Нет Киго. Метафора («облюбовали чайки»), глагол в прошедшем времени. Оценка: 2
- Мне понравилось! Картинка вырисовывается очень хорошо. Только тоже точка просится после первой строки.
- Понравилось!!! 2 части 5+12 без видимой связи. Нет разночтения и хоть этот приём создаёт объём стиха, но не стоит придумывать специально поворотную строку – только чтобы сделать «перевёртыш». Как и всякий приём, поворотная строка хороша там, где она уместна. Я не считаю это ошибкой, чтобы занижать оценку, но во 2-ой строке глагол прошедшего времени, совершенного вида, инверсия, не нарушающая гармонию, олицетворение, в 3-ей строке – провал ударения. КИГО – осень. Передаётся настроение пейзажа сезона.

Оценка: 9+5, 9 + 4 , 7+3, 3+3, 9+4, 5 + 2, 7+4, 8+2= 57+27 +(5)=84+5=89

3-е место:
19) На пианино
 Букет кленовых листьев
   Дождь над городом
*                (автор Наталия Белоус)
Комментарии:

5-7-5; первое слово - предлог, это не очень хорошо; третья строка никак не связана
с первыми двумя, нет напряжения между частями, инверсия здесь роли не играет.
- Смотрите, некоторые поняли здесь задание буквально: раскручивание от частного к общему, но не должно быть так наглядно очевидно: листья-пианино-город-дождь. Почему? Потому что, в картинку не вписывается и потому – искусственность налицо! Не поэтично, инверсия – обстоятельство впереди – смущает и убивает впечатление. 5-7-5 Картинка хорошо рисуется, создает настроение, но в качестве хайку выглядит очень просто, нет изысканности. Первая строчка сложна для прочтения из-за «провисания» ударения.
- осень присутствует, но пианино, почему-то, с дождём не очень вяжется.
 - Понравилось! Осенняя соната.
- Рассмотрим приём сужения поля зрения. Этот приём широко использовался старым японским мастером Бусоном, поскольку он, будучи художником, обладал обостренным зрением. В основном этот приём сводится к тому, что в первая строка начинается с широкого взгляда на мир, во второй переходим к среднему плану, а в третьей - к единичному. Подобное я вижу в этом хайку. Но нет напряжения между частями, разночтения, первая строка начинается с предлога, автору удалось обойтись без инверсии, КИГО – осень. Хайку весьма цельно и легко воспринимается. Передаётся настроение пейзажа сезона. Внутренняя красота пленяет и завораживает

Оценка: 4+2,9+4, 3+4, 8+4, 6+4, 5+3, 8+4, 9+4=52+29 +(5)=81+5=86

4-е место:
12) пылает костёр
 у проезжей дороги
   кусты спиреи
*                (автор Арина Шик)
Комментарии:

5-7-5; видимо, спирея похожа на костёр; инверсия не портит, но особо не зацепило.
- Неувязка - костёр один, кустов много. Сравнение/метафора.
5-7-5 Кусты спиреи – это очень красиво, но причём здесь костёр и дорога. Если речь об общей окраске, то это не так, цвета разные у спиреи и пылающего костра. Почему это связано между собой? Где смысл? У меня оч. Много вопросов.
- видимо, спирея красная и её надо воспринимать как костёр, но может костёр – это костёр…все не просто)Но,впечатлило.
1. И отсутствие инверсии уместно. И разночтение есть. Однако, почему-то этот пылающий костёр вызывает у меня беспокойство, чего не должно быть в жанре хайку. Гармония картины нарушается. Тема конкурса не достаточно раскрыта, хотя вдохновляет и радует дорога (это моя тема). Оценка: 4
2. Нет Киго (Разные сорта спиреи цветут в разное время, но, в основном, летом. Может, так и написать: цветы спиреи?). Оценка: 3
-  Красивая картинка, особенно если спирея розовая или красная, представить можно хорошо.
- Многим известно высказывание Роберта Фроста: «Поэзия без правил - всё равно, что теннис без сетки». Сказанное распространяется и на хайку. Понравилось!!! Есть 2 части, разночтение, но инверсия нарушает смысловые акценты. КИГО - осень, кусты спиреи похожи на костёр у дороги, хоть увидела это на фото. в живую видела только цветущую спирею и это красиво. Автор хайку не называет чувство, а вызывает его, подводя читающего к развёртыванию своей цепочки ассоциаций.

Оценка: 6+4, 10+5, 4+3, 6+4, 7+4, 4 + 3, 6+3, 7+3= 50+29+(5)=79+5=84

5-е место:
6) листья на стекле
 луна отражается
  в зеркальных лужах
*                (автор Янковская Татьяна )
Комментарии:

5-7-5; инверсий не вижу; возникает вопрос - на каком стекле листья?
кажется, что на лобовом стекле автомобиля - картинка рисуется именно так;
"зеркальных" - оценочно; множественное число.
- 3-я строка метафора. Две части взаимодействуют. Провал ударений в 1 строке. Нет разночтения. Иначе, я бы поставила высокую оценку.
- Сравнение.
 - 5-7-5 много предлогов, возвратный глагол, но мне нравится - картинка дышит природой.
- красивости многовато, дыхание осени ощущается.
 - 1. Понравилось! Это хайку полно поэзии и наводит меня на глубокие философские размышления. Отсутствие инверсии уместно. Разночтения нет. Тема конкурса раскрыта: стекло дома или автомобиля - лужи, луна. Оценка: 6
2. Негармоничен «провал» в первой строке: 10001 + 0100100 + 01010. Оценка: 4
-  Включила фантазию, представила картинку. С некоторым трудом, но получилось

Оценка:  6+3, 8 + 3; 6+3, 5+2, 8+4, 6+3, 6 + 4, 6+4=51+26 +(5)= 77+5=82

6.  5) хрустальный ларец
   вспыхивает луч солнца
       на каплях дождя
*                (автор Елена Графская)
Комментарии:

- явное сравнение. Где взялся хрустальный ларец? И где капли, на чём? Картинки не вижу. Ларец висит в воздухе и сверкает в каплях дождях на солнце. Мне не хватило чего-то. А искусственность напрягла. А киго?
- Рассказ о...
5-7-5 Прилагательное, картинка рисуется, но само произведение не получилось изящным (ИМХО), может быть из-за первой очень прямолинейной строки.
- смущает хрустальный ларец – метафора, искусственный образ
1. Мне понравилось, интересное хайку. Вызывает ассоциации и размышления. Отсутствие инверсии уместно. Разночтения нет. Тема конкурса раскрыта: ларец - луч солнца на капле дождя… Оценка: 6
2. Нет киго. Оценка: 3
- Знаете, мне понравилось! Действительно капельки дождя под солнцем вполне могут напоминать маленькие хрустальные ларцы! :) Красиво!
 - Приём парадокса. Одна из целей хайку запутать читателя настолько, чтобы в нём проснулся интерес. Использование парадокса пробуждает интерес и даёт читательской мысли толчок, когда прозвучало последнее слово. Высшая правда не выразима словами, и в то же время слова применяются для её выражения. «Все вещи воспринимаются как существующие и несуществующие одновременно,-пишет Т.П. Григорьева,-все вещи пребывают в пути, в процессе перехода из Бытия в Небытиё...Вещь нереальна, не существует в том смысле, что каждый свой миг приближается она к исчезновению...». В хайку нет КИГО,нет разночтения. В 2-ой строке сбой ритма - ударные слоги 5 и 6 - вспЫхивает лУч сОлнца, нарушена плавность звучания.Инверсия уместна.
Оценка: 8 + 4; 6+2, 3+3, 6+4, 5+3, 6 + 3, 8+4, 8+3=50+26 +(5)= 76+5=81

6.  25) цветы паслёна
   в рассветной изморози
       сладкие плоды
*                (автор Романник)
Комментарии:

 5-7-5; так цветы или плоды? наверное, что-то одно из двух; "сладкие" - оценочно.
- Сладкие – оценка, и причём, невещественная. Паслён сладкий – не знаю такой. Но разночтение есть 1-2,2-3 строк.
5-7-5 Нет глаголов, очень гармонично изложено. Только вот магии нет. Понятно, что автор находится в поисках лекарства для долгожительства, или просто любит эту ягоду. Но и только!
-сложилось впечатление, инверсия оправдана, нравится.
1. Отсутствие инверсии уместно. Есть разночтение. Тема конкурса не раскрыта. Оценка: 4
2. Это пейзажная лирика, нет человека. Оценка («сладкие»). Множественное число. Оценка: 2
- Понравилось!
- В хайку сказано всё, домысливать нечего, содержит две части, разночтение. Две части об одном. Нет напряжения. Присутствует оценка автора в 2-ой и 3ей строке. Рисуем хайку – паслён, изморозь.

Оценка:  5+3, 5+4, 8+3, 6+4, 7+4, 4 + 2, 8+4, 5+4= 48+28+(5)=76+5=81

7. 1) рябь на воде
в отражение неба
 падает листок
 *                (автор Татьяна Шадуя)
Комментарии:
4-7-5;нравится, картинка чёткая; инверсия присутствует вполне гармонично;
минус - нет человека.
- Подряд два предлога через слова – дробит восприятие. Между частями ставится «потому что», поэтому напряжение не наступает – всё об одном. Одна часть поясняет другую. Провал ударений в 1,3 строках нарушает гармонию и поэтическую составляющую, поэтому инверсия смущает больше, чем гармонично вписывается.
- Нет киго.
-   4-7-5 Мой фаворит. Из замечаний – только форма
1. Инверсия уместна. Разночтение отсутствует. Тема конкурса «Центробежная сила в хайку» не раскрыта. Оценка: 4
2. Это пейзажная лирика, нет человека. Оценка: 3
Понравилось по задумке. Только картинка не совсем сложилась: если на воде рябь, отражение неба тоже рябь, в которую листок падает. Чуть бы еще додумать…
- Дух одиночества.Хайку - это поэт и его пейзаж, и связь со временем года. Но КИГО нет - рябь на воде бывает весной, летом, осенью; листья падают и летом и осенью. Цель поэта - наблюдать природу и интуитивно усматривать её связи с миром человека, чего я не увидела, хоть и человек увидел эту красоту. Первую строка начинается с ударного слога, задающего ритм. И это не плохо. 2 части - 4+12, но присутствует видимая связь между частями (между ними легко ставятся слова "так как"). Есть инверсия, она приемлема и уместна, этим автор избежал стыка ударений – листОк пАдает, и сделал акцент на слове «падает». Провал ударений в 1-ой и 3-ей строке, два предлога подряд через слово. И хоть не всё в поэзии можно объяснить теорией...мне оно понравилось своей задумкой.

Оценка: 8+4, 10 + 5, 5+3, 2+2, 9+4, 4 + 3, 6+4, 6+2=50+27=77

23) Чио-Чио-Сан
 позирует художнику
    бабочка во сне
*                (автор Елена Графская)
Комментарии:

- Тоже красиво! Очень даже. Я бы не сказала бы, что красивость, потому что завораживает. Разночтение, осень. Мне очень понравилось! Провал ударения в 3 строке.
 - Сравнение
5-8-5 Нарушена форма, олицетворение, но мне очень нравится. Мой второй фаворит.
- невесомое. картинка очень нравится.
1. Стихотворение интересное, но не в духе хайку. Оценка: 1
2. Это не хайку. Оценка: 1
- Мне понравилось. Мадам Баттерфляй. Только у спящей бабочки крылышки сложены бывают
- Завораживающая картинка. Интересное сравнение, но это не хайку, а сенрю – здесь главное человек и всё, что связано непосредственно с человеком и тем, что с ним происходит, природа присутствует фоном. Инверсия уместная. КИГО –нет, провал в 1-ой и 3-ей строке, есть разночтение.

Оценка:  8+4, 10+5, 3+3, 9+4, 8+4, 1 + 1, 6+4, 5+1=50+26=76

8. 3) Веник на крыльце
   Возле кустов малины
       Комочки листьев
*                (автор Наталия Белоус)
Комментарии:

5-7-5; инверсии не вижу; - картинка рассыпается, веник на крыльце - понятно,
а где кусты малины, тоже на крыльце? и что такое "комочки листьев"?
впрочем, я не садовод, может что-то не поняла.
- получается, что крыльцо возле кустов малины. А дом? Наверное, неважно)))
Комочки листьев – это как? Может, кучки? Но это как-то не поэтично. И уменьшительное на –чки не ахти. И снова две части, объясняющие одна другую. Веник-то на крыльце, а потому сметённые листья под малиной. А могла быть и не малина. Причём здесь это? И где поэзия?
 - Два предлога через слово. Разночтения нет. Поэтому первая оценка не выше 5. Провал ударений в 1 строке.
- На и возле
5-7-5 Много предлогов, комочки – уменьшительное, но, на мой взгляд, послевкусие есть: сезон закончился, сад убирают.
- картинка сложилась, два предлога, как недочет. Впечатлило.
 - Идея понятна и построен стих правильно, хотя цельная картинка у меня как-то не сложилась. Прошу прощения
- Человек своим сознанием творит свой мир. А почему бы и нет. Основной инструмент для создания хайку - это наши пять или шесть чувств. Хайку должны основываться на том, что прочувствовали, а не на том, что думаем. Главный инструмент хайку - это слова, создающие образы, которые читатель может увидеть в своём воображении. Автор показывает вещи, ведущие его по пути, по которому шла его авторская мысль. И это прекрасно. но автору хочется второй строкой раскрыть, подчеркнуть, пояснить, дополнить первую. Связь между первой и второй строкой - как струна. Перетяни - и не звучит. Недотяни - тоже. А здесь также присутствует видимая связь между частями, нет напряжения, разночтения, нет инверсии, но есть два предлога подряд через слово, провал ударения в 1-ой строке, неуместно применено слово «комочки», да и ещё в уменьшительной форме…бывает КОМОК из снега, грязи, глины, комок в горле…комок нервов. А из листьев – кучи??? Если только это не заболевание у малины, при котором листья скручиваются и опадают, создавая небольшие комочки из скрученных листьев. Тогда нет КИГО. Что подразумевал автор, вопрос.

Оценка: 5+4, 7 + 4, 4+2, 3+3, 7+3, 7+4, 5+4, 5+2=43+26+ (5)=69+5=74

9. 24) вечер за окном
     запоздалые листья
        бабочкой летят
*                (автор Татьяна Янковская)
Комментарии:

5-7-5; инверсия бросается в глаза; первая строка никак не связана со второй и третьей,
нет напряжения между частями; листья-бабочки - красиво, но тогда уже следовало сказать "бабочками", а то получается, что все листья летят одной бабочкой.
- А вот здесь, не так… Зачем вечер указывать? Запоздалые – оценка и мост в прошлое. И как могут лететь листья одной бабочкой? Сравнение налицо и причём неудачное. Провал ударения в 1, 3 строках.
5-7-5 А почему листья запоздалые? Потому что вечер? Запоздалый прохожий вечером - - это понятно, а вот листья – не уверена.
- если листья, то почему бабочка в единственном числе, запоздалые - оценочно, инверсия уместна.Картинка понравилась.
1. Инверсия уместна. Разночтения нет. Тема конкурса раскрыта: дом - за окном осень, листья летят, это движение… Оценка: 6
2. Указывать на время суток в жанре хайку не рекомендуется. Есть метафора, оценка. Оценка: 2
-   Идея была хорошая. Но требует додумывания. Листья запоздалые летят бабочкой, как-то не очень. Даже, если вечер за окном

Оценка:  4+3, 7+4, 6+2, 5+4, 6+4, 6+3, 6 + 2, 3+3 =43+25 +(5)=68+5=73

16) скала-останец
 в кружеве пены морской
   стая дельфинов
*                (автор Марианна Заигралина)
Комментарии:

5-7-5; здесь без инверсии легко можно обойтись; "кружево пены" - излишняя красивость.
- Ага! Автор избежал стык ударений во второй строке, но получил неудачную инверсию.
Метафора. Есть разночтение. И это хорошо. Но нет человека и киго.
- Инверсия
5-7-5 Магии не случилось, просто зарисовка. А ведь хорошая была идея! Скалы-останцы известны тем, что дают необыкновенные отражения в воде. Вот бы эту мысль обыграть. Здесь инверсия, как мне кажется, не оправдана. Лучше «в кружеве морской пены», но провисания ударения не избежать, присутствует оно и сейчас.
- кружево пены морской - немного выспренно для хайку, инверсия оправдана.Есть картинка.
1. Инверсия уместна. Есть разночтение. Тема конкурса раскрыта: от скалы-останца - в море, к стае дельфинов. Оценка: 7
2. Нет Киго. Метафора («кружево пены»). Красивая, милая моему сердцу картина, но это пейзажная лирика (нет человека). Может, малыш на дельфине? Оценка: 2
- Красота!!! Басё говорил: «Когда пишешь стихотворение, не позволяй своему сознанию ни на волосок отходить от того, что пишешь. Быстро говори то, что думаешь, и не позволяй себе колебаться в этот момент». Инверсия, но автор думаю не смог без неё обойтись, так как тогда был бы во 2-ой строке сбой в ритме, нарушилась плавность звучания. Нет КИГО, есть разночтение.

Оценка: 6+3, 4+4, 5+2, 2+3, 6+4, 6+4, 7 + 2, 7+2=43+24 +(5)=67+5=72

9.  18) мопед у крыльца
    гладит приблудных котят
        парень в бандане
*                (автор Иррациональное Число)
Комментарии:

5-7-5; очень добрые строчки! хотя "приблудных" - оценочно; инверсия уместна.
-Ой! Прочитайте 1-2 строки – нежелательное прочтение! Нужно разъединяющее тире. Нет киго, нет пейзажа. Это не хайку.
- Мопед гладит котят? Нет киго.
- после «крыльца», лучше бы - знак препинания, инверсия оправдана. Интересное, сложилось настроение.
1. Понравилось! Инверсия уместна. Разночтения нет. Тема конкурса замечательно раскрыта: дом, крыльцо - мопед, который вот-вот умчится; котята, которые скоро вырастут и, возможно, разбегутся… Оценка: 6
2. Нет Киго. Оценка: 3
- Если после первой строки поставить точку, то все понятно. Мне нравится стих позитивом. И развитием событий
- Понравилось, но это сенрю. При написании его допускаются некоторые вольности - нет сезонных слов, зато есть бытовые сценки, текущие события и т.п. Правильнее говорить поэзия, связанная непосредственно с человеком и тем, что с ним происходит. Отсутствует пейзажная лирика. Во 2-ой строке – оценка автора, инверсия, но уместная.

Оценка:  9+4, 4+3, 4+1, 1+2, 7+4, 6 + 3, 7+4, 7+1=45+22 +(5)=67+5=72

10.  15) дамское танго
     сквозь тонкую вуаль
        обнажённый сад
*                (автор Елена Графская)
Комментарии:

- Поэтическая красивость. Как это дамское танго на картинке? Разночтение с переносным смыслом. Обнажённый - оценка автора. Да ещё и олицетворение.
 - Дамское?
5-6-5 Нарушена форма, что-то есть в этом хайку, но много прилагательных, целых три. Вот если бы их убрать!!! Задумка хорошая, как-то доработать бы. И потом – почему дамское? Танцуют хозяйка и сад? Может быть сад в воображении хозяйки – дочка? До смысла я не добралась.
- очень много красивых прилагательных, всё утонченно, но для хайку – чересчур, на мой взгляд, инверсия уместна.
1. Инверсия уместна. Есть разночтение. Обе части красивы сами по себе, но не могу сообразить, при чём здесь дамское танго? Разве что действие происходит в саду?.. В общем, не очень-то у меня складывается картина, извините. Тем не менее, тема конкурса своеобразно раскрыта: танго вдвоём - через время и пространство… Оценка: 7
2. Нет Киго (сад может быть обнажённым в разное время года). Метафора («обнажённый сад»). Оценка: 2
 - Что-то у меня не очень связалась картинка.
- Очень много эпитетов. В самом слове «вуаль» уже заложено значение - тонкая прозрачная материя, поэтому слово «тонкая» лишнее. В 1-ой строке – оценка автора. Автору удалось обойтись без инверсии. Нет КИГО, разночтения. 2 части без видимой связи, в 3-ей строке – оценка и олицетворение.

Оценка:  6+4, 6+2, 7+3, 6+4, 6+3, 7 + 2, 5+3, 5+2= 48+23=71

11.  11) прозрачный фарфор
       освещает солнечный луч
         чашка чая в руке
*                (автор Татьяна Шадуя)
Комментарии:

5-8-6; нежность фарфора - это нечто особенное, но здесь какая-то нелепость -
"чашка чая освещает солнечный луч", может быть, после второй строки нужно тире,
тогда получится игра образов - чашка чая в руке как солнечный луч; но в целом картинка красивая.
- Получается при прочтении 2-3 строк, что чашка освещает солнечный луч - это надо разделять тире, например:
*
прозрачный фарфор
освещает солнечный луч -
чашка чая в руке

 - Обе части об одном, 3 строка уточняет обстоятельства увиденного. Взаимодействия нет и напряжения тоже нет.
Но инверсий тоже нет, как и разночтения строк. Оценка присутствует.
 - Фарфор освещает луч.
5-8-6 Нарушена форма, но стоит картинка перед глазами: чаепитие на солнце. Здорово. Прилагательное здесь, я думаю, допустимо, поскольку это не красивость, а констатация внешнего вида и качества изделия (ИМХО).
1. Мне кажется, что инверсия здесь неуместна: получается, что именно фарфор освещает солнечный луч, что несуразно, не так ли? Инверсия искажает картину. Разночтения нет. Тема конкурса не раскрыта. Оценка: 4
2. Нет Киго. Оценка: 3
-  Мне понравилось по задумке. Даже золотистый чай представила. Только не совсем понятно, кто кого или что чего освещает. А картинка вырисовывается, если после второй строки точку поставить.
- Красивая картинка!!! Созерцательность в простоте. Всё ясно вроде и понятно, но инверсия во 2-ой строке нарушает гармонию и смысловые акценты, также провал ударения в 3-ей строке. При прочтении строк 2+3: «освещает солнечный луч чашка чая в руке» - получается абсурд. Из ловушки легко выбраться, воспользуемся советом Н.Леви - применим знак препинания. Нет КИГО, разночтения.

Оценка: 8+4, 4+4, 5+3, 1+2, 8+4, 4 + 3, 7+4, 5+3=42+27=69

12.  4) сонная муха
     в зарослях борщевика
        полуденный зной
*                (автор Арина Шик)
Комментарии:

5-7-5; инверсий не вижу; картинка рисуется, но
"сонная муха" и "полуденный зной" - оценочно;
есть природа и нет человека.
- Осень, лето?
5-7-5 Мне не понятен сезон. Если зной, то почему «сонная муха»? Она отравилась борщевиком? Сомневаюсь. Если это осень, то почему «зной»? Какой здесь сезон? Погуглила про муху: когда она спит, нам кажется, что она просто не двигается. Т.е. в условиях природы муха не может быть сонной. Другое дело зимой между рамами - мы видим, как она засыпает. Но это уже совсем другая история.
- не очень сочетается тема осени и полуденный зной,может это лето?
1. Отсутствие инверсии уместно. Есть разночтение. Однако, тема конкурса не раскрыта. Оценка: 4
2. Это пейзажная лирика, нет человека. Непосредственное указание времени суток в хайку не приветствуется («полуденный зной»). Негармоничен «провал» во второй строке: 10010 + 1000001 + 01001. Слово «муха» не поэтично. Оценка: 2
 - Муха сонная, зной полуденный. Все понятно, гармонично в общем, хотя и ;оценочно. Борщевик – такая заразка, пожалуй, только мухам там и хорошо ;лето на дворе
- Поэту хайку свойственно великое воплощать в малом, осознание бренности мира, хрупкости и изменчивости жизни и т.д. и т.п. Картинка рисуется в воображении, но попробуем её нарисовать на холсте: муха, трава борщевик и всё. Как нарисовать полуденный зной – оценка автора. А если полуденный зной, откуда сонная муха – ужалил борщевик своим ядом. Что-то не понятно. КИГО – нет. Инверсии нет и это плюс. В первой строке – оценка автора. Разночтение под сомнением – берем строки 2+3: «в зарослях борщевика полуденный зной» в густых зарослях может быть только полумрак. Получается абсурд. Из ловушки легко выбраться, воспользуемся советом Н.Леви - применим знак препинания. Провал ударения во 2-ой строке

Оценка: 7+2, 7 + 3, 3+4, 4+4, 5+3, 4 + 2, 5+4, 4+2=39+24+(5)=63+5=68

12.  22) иранская хна
    нынче в тренде сезона
      раскидистый клён
*                (автор Арина Шик)
Комментарии:

5-7-5; инверсия не портит; "иранская" - оценочно; "тренд сезона" - не хаечно, но картинка чёткая.
 - Указание. Нет второго прочтения
5-7-5 Написано современным языком, но картинка нарисовалась, и она мне нравится. 
 - Думаю, что прилагательное «раскидистый» здесь уместно, т.к. оно дополняет образ клёна.
- странное, но интересное, «тренд» - не из хайку.
1. Как изобразить, что иранская хна или раскидистый клён в тренде сезона? Оценка: 1
2. Это не хайку. Оценка: 1
- Ассоциации прослеживаются, но картинка все - равно у меня как-то не сложилась, прошу прощения.
- Это больше похоже на сенрю - поэзия, связанная непосредственно с человеком и тем, что с ним происходит, природа присутствует фоном, но понравилось. При написании сенрю допускаются некоторые вольности – оценка автора, наречие – «нынче», невещественное существительное «тренд», нет видимой связи, автору удалось обойтись без инверсии. КИГО – осень, интересное разночтение.

Оценка: 7+3, 6+4, 3+2, 8+4, 5+4, 1 + 1, 5+3, 6+1=41+22 +(5)=63+5=68

13.  7 ) узоры листьев
    в прозрачно-тёмных лужах
         слепое небо
*                (автор Романник)
Комментарии:

5-7-5; инверсий не вижу; "прозрачно-темных" и "слепое" - оценочно, "слепое" - еще и олицетворение; вряд ди в темной луже можно разглядеть узор листьев; есть природа и нет человека.
- 3-я строка олицетворение, узоры – метафора. Присутствие цвета – оценка. Разночтение строк, но… 1-3 строки никак не взаимодействуют, нмв.
- 5-7-5 «Слепое небо» все испортило, слишком прямолинейно, и вообще недопустимо много прилагательных, а задумка хорошая.
- много прилагательных, метафора, инверсия оправдана
1. Отсутствие инверсии уместно. Разночтения нет. Тема конкурса не раскрыта. Оценка: 4
2. Это пейзажная лирика, нет человека. Метафора. Оценка: 3
Простите, смысл не совсем уловила, да и выражение «слепое небо» как-то не очень в сочетании с узором листьев.
-  Приём саби. Дональд Кини считает, что саби - это «недосказанность, намекающая на большие глубины». Д. Т. Судзуки считает, что саби - это «одиночество» или «уединение», которое можно также определить как «несчастное», «незначительное», «достойное сочувствия». Но в хайку слишком много прилагательных несущих оценку автора и олицетворение. Автору удалось обойтись безинверсии.

Оценка: 5+2, 5 + 3, 7+2, 5+4, 5+2, 4 + 3, 3+3, 6+2= 40+21+(5)=61+5=66

13.  8) клен облетает
    цветок герани на пол
       роняет кошка
*                (автор Марианна Заигралина)
Комментарии:

5-7-5; инверсия уместна, картинка рисуется, но нет напряжения между частями.
- Ой! Такой замес не разобрать. Получается, что цветок герани, летя на пол, облетает клён? И потом, клён на улице, а цветок в доме. Как совместить в одну картинку. Цветок летит на пол, мы смотрим вниз – нам не до клёна, облетающего. Весьма нелепо!
Инверсия с полом лезет в глаза. Фонетика ни-на.Нет киго! Нет пейзажа!
- Клен облетает цветок герани?

5-7-5 Нет связи между частями хайку, два глагола – это много, небольшое провисание ударения в первой строке и второй строках.
- всё разобщено, картинка развалилась, кошка уронила)
1. Забавная картинка, понравилась. Инверсия приемлема, но, по-моему, использована не очень уместно. Разночтения нет. Тема конкурса не раскрыта: события разворачиваются из внешнего пространства в дом, во внутренний мир. Оценка: 4
2. Облетают, наверно, всё-таки листья. Оценка: 4
 - Цитируя Бетти Древниок: «В хайку НЕЧТО и НЕЧТО ЕЩЁ соединяются в ярко выраженных образах. Вместе они завершают и дополняют друг друга, превращаясь в ОДНО КОНКРЕТНОЕ СОБЫТИЕ». Приём тесных ассоциаций. Идея сравнения показывает, в чём сходство двух различных вещей или какие у них общие свойства. В данном хайку используется приём сравнения, вот только нужно правильно расставить смысловые акценты. Попробуем - клён облетает/кошка цветок герани/роняет на пол.

Оценка: 7+4, 6 + 4; 4+1, 2+1, 5+3, 3+3, 4 + 4, 6+4 =37+24 +(5)=61+5=66

14.  27) в осеннем саду
    деревья гнутся к земле
         щупальцы-ветки
*                (автор Иррациональное Число)
Комментарии:
5-7-5; первое слово - предлог; инверсия не портит, "щупальцы" - оценочно; прямое указание на сезон.
- 3-я строка явная лишняя по всем критериям: метафора… Множественное число напрягает и теряется концентрация на чём-нибудь одном.
 - Название сезона
- осенний сад – прямолинейно, щупальцы-ветки – образ интересный, хоть и метафора, картинка впечатляет.
1. Инверсия использована уместно. Разночтения нет. Тема не раскрыта. В щупальцах-ветках есть нечто устрашающее, как в фильме ужасов (это может быть опасно). В жанре хайку это не приветствуется. Оценка: 4
2. Нет Киго. Прямое указание на сезон в жанре хайку не приветствуется. Метафора. Оценка: 2
-  Почему ветки-щупальцы? Не очень поняла идею стиха, прошу прощения.
- Просто картинка. В хайку – минимум слов. Поэтому каждое значит очень много. Попробуем нарисовать картинку – сад и деревья, гнущиеся к земле…всё остальное лишнее. Прямое указание на сезон. в хайку необходимо употреблять слово или словосочетание, обозначающее состояние природы на момент, описываемый в хайку. Важны не сезонные слова сами по себе, а образы, которые они вызывают. В 3-ей строке – олицетворение, трёхстишие начинается с предлога. Инверсии нет.

Оценка:  7+2, 6+4, 6+3, 2+2, 6+3, 4 + 2, 3+3, 4+2=38+21 +(5)=59+5=64

15. 13) Астры в букетах
          Часовые пояса
           На карте мира
*                (автор Наталия Белоус)
Комментарии:

5-7-5; не представляю, как связаны астры и часовые пояса, картинка не рисуется.
- Школа, да, определённо школа. Ну, где можно увидеть именно букетЫ? Школа. Но, школа – это не место для созерцания в хайку, сугубо личное невосприятие. Нет уединения, простите, тишины…
 - Части взаимодействуют, ассоциации вытягиваются.
- Ни о чём
5-7-5 Хайковая абракадабра. Много предлогов.
- не поняла, какая связь. не сложилась картинка совсем.
-  Простите, как-то астры с часовыми поясами у меня ну никак не связываются, даже если это первое сентября в школе. Я бы их скорее с ;астрономией связала
- Приём установления связей. Мы, видимо, так уж устроены, что постоянно ищем себе всё новые и новые трудности. Поэтому автор пытается установить связи, которые людям неискушенным трудно выявить. Такие хайку могут показаться полным бредом. Но вот что интересно. Если сначала эти хайку кажутся бессмысленными, то по прошествии времени и с обретением опыта начинаешь прозревать истину и красоту хайку, которые раньше казались мертвыми и закрытыми. Мне кажется, что при использовании этого приёма автор должен ни на минуту не забывать о той истине, которую он хочет донести до читателя. Поэты-сюрреалисты часто устанавливают связи, проследить которые, кажется, и вовсе невозможно. Две части без видимой связи, КИГО – осень, нет разночтения, автору удалось обойтись без инверсии.

Оценка 5+3, 3+4, 7+5, 2+2, 3+2, 3+2, 3+2, 7+5= 33+25+(5)=58+5=63

16.  2) Одинокий лист
     На ветке трепещется.
        Поздняя осень.
*                (автор Лидия Ковалевская)
Комментарии:

5-7-5; смущает возвратный глагол - мне кажется, что "лист трепещет", а не трепещется;
инверсия есть, но не мешает; минус - прямое указание на сезон, отсутствие человека.
- 1 строка – и оценка, навязывание автора, и вместе с тем олицетворение. 3-я строка – никуда не годится… Оценка, название сезона. О, ужас!!! Инверсия бросается в глаза, ибо лучше так:
одинокий лист
трепещется на ветке.
Поздняя осень
Нет человека совсем.
- Инверсия
– назван сезон, получилось прямолинейно и достаточно обычно.
5-7-5 Возвратный глагол, назван сезон, но картинка рисуется, хотя и очень простая.
1. Мне кажется, что инверсия здесь неудачна. Разночтение отсутствует. Правильно сказать «трепещет». Тема конкурса не раскрыта. Оценка: 3
2. Это пейзажная лирика, нет человека. Непосредственное указание времени года в хайку не приветствуется («поздняя осень»). Слово «одинокий» употреблять в хайку не верно, это указание на число. Оценка: 2
- Хайку по схеме. Много явных оценок. Все очень понятно.
 - Нет ничего интересней, чем жить в одиночестве. Отшельник Тёсе говорит: "Если гость обретает полдня свободного времени, то хозяин полдня свободного времени теряет". Бренность сопрягается с печалью, а одиночество становится путём к её преодолению. В трёхстишии скрыто чувство безграничного одиночества, но в 1-ой строке – оценка автора, во 2-ой – олицетворение и инверсия, в 3-ей – прямое оказание на сезон, что не приемлемо. Есть инверсии (приглагольное дополнение стоит впереди определяемого слова) – она искажает картинку и поэтому гармония нарушается. 2 части – 12+5, но присутствует видимая связь между частями (между ними легко ставятся слова "а раз так"). Это также пейзажная зарисовка.

Оценка: 7+3, 4+2, 1+3, 6+4, 5+2, 3 + 2, 4+4, 4+2= 34+22+(5)=56+5=61

16.  17) холодным солнцем
     блестят остатки дождя
        на голых ветках
*                (автор Романник)
Комментарии:

5-7-5; инверсия уместна, но хайку написано одним предложением - это минус, "холодное" - оценочно.
- Ой! Солнце холодное! Какая навязываемая автором оценка! Остатки – тоже оценка. И «голые» - тоже, и ещё олицетворение. Но самое главное – это одночастность! Это плохо. Нет человека.
5-7-5 это не хайку, это верлибр. Поскольку одно предложение. Не нравятся прилагательные (два). Оценка «холодным».
- всё по порядочку.
1. Инверсия уместна. Если поставить после первой строки точку, то получится разночтение. Тема конкурса не раскрыта. Пока что оценка: 4
2. Одночастность. Нет Киго. Оценка («холодным»). Это пейзажная лирика, нет человека. Оценка: 2
 - Одной строкой написано. Оценочно. Солнце холодное, ветки голые.
- Трёхстишие написано одним предложением. КИГО – осень. В 1-ой строке – оценка автора, во 2-ой - оценка автора и инверсия, но она не приемлема. Требования, которые соблюдались дольше других и являются наиболее важными для этой поэтической формы, сводятся к следующему: хайку должно разделяться на две составные части. Это требование является продолжением другого правила, согласно которому хайку не должно быть одной непрерывной мыслью или звучать как законченное предложение - притом, что каждая строка является неотъемлемой частью целого. В хайку необходима синтаксическая перебивка, со всей отчетливостью разделяющая стихотворение на две части. Попробуем изменить, чтобы появились две части: низкое солнце/капли дождя сияют/ на голых ветках.
Оценка: 5+3, 5+4, 7+1, 3+3, 6+3, 4 + 2, 3+2, 3+2= 36+20+(5)=56+5=61

17 .  26) кресло-качалка
      старушка и котенок
        дремлют в обнимку
*                (автор Марианна Заигралина)
Комментарии:

5-7-5; инверсий нет; нет и напряжения между частями, нет и природы, милая домашняя картинка - не более.
- Такое уже было… Или автор повторяется, или другой начитался… но изменил текст, конечно. В обнимку – наречие, мы их безжалостно истребляли на прошлых конкурсах. Две части об одном. Мило, но не трогает почему-то… Не хватает пейзажа, а значит, главного. Не хайку.
 - Нет киго, нет хокку...
5-7-5 Мимишная картинка, уют и тепло. Всем хорошо. Магии нет
- очаровательная картинка, но как-то без полёта...додумывать нечего.
1. Понравилась мирная картина. Отсутствие инверсии уместно. Разночтения нет. Тема не достаточно раскрыта: на некоторое движение указывает кресло-качалка и котёнок, который скоро вырастет. Оценка: 6
2. Нет Киго. Использованы уменьшительные, но они вполне уместны. Оценка: 3

- Дежавю! Но это не хайку - при написании его допускаются некоторые вольности - нет сезонных слов, зато есть бытовые сценки, текущие события и т.п. Правильнее говорить поэзия, связанная непосредственно с человеком и тем, что с ним происходит. Отсутствует пейзажная лирика.

Оценка: 6+3, 4+3, 5+1, 1+1, 6+4, 4+3, 6 + 3, 3+1= 35+19+(5)=54+5=59

18.  21) на влажной земле
      безвременника цветок
         близки холода
*                (автор Татьяна Шадуя)
Комментарии:

5-7-5; первое слово - предлог, "близки холода" - оценочно; инверсии вполне можно избежать.
- Вторая строка – неудачная инверсия. Одна часть поясняет вторую, вставляется слово «поэтому», чего быть не должно. Холода – невещественное. Близки – мост в будущее.
 - Инверсия
5-7-5 Все названо, нам ни над чем не надо задумываться. Да, некоторые виды безвременника цветут поздней осенью, до холодов уже рукой подать. И что? Может быть, третью строчку сделать изящней?
1. Инверсия уместна. Разночтения нет. Тема конкурса не раскрыта. Оценка: 4
2. Это пейзажная лирика, нет человека. Оценка автора («близки холода»). «Провал» во второй строке: 01001 + 0100001 + 01001. Оценка: 2
-  Все вроде правильно, но очень оценочно. Земля влажная, холода близки. А безвременник – на все времена и сезоны
- Две части 12+5, но присутствует видимая связь между частями можно вставить слово «а поэтому». Инверсия неуместная во 2-ой строке. В 3-ей – оценка автора и невещественное существительное, мост в будущее. Это пейзажная лирика с грубой инверсией. Всё сказано. Ассоциаций не возникает.

Оценка: 4+2, 7+4, 2+2, 2+2, 5+4, 4+ 2, 5+3, 3+2=32+21 +(5)=53+5=58

19.  10) Ночь потемнела.
      В небесный подол жмётся
         По-детски Земля.
*                (автор Лидия Ковалевская)
Комментарии:

5-7-5; это не хайку, а стихи.
- И снова прошедшее время глагола с указанием оттенков цвета. Метафора, олицетворение, наречие в виде оценки. Очень много недочётов. Красиво, но не хайку. Ночь - не вещественное понятие. Разночтения строк нет. Киго нет.
- Нет киго. Прошедшее время.
5-7-5 Красивости долой! Это не для хайку. Глагол в прошедшем времени (потемнела), по-детски – оценка и очень грубая, прямолинейная, жмётся – олицетворение и возвратный глагол. Два глагола. Мысль заложена очень красивая, но исполнена верлибром, не хайку.
- не совсем понятное, несколько метафор, мне кажется, что это не хайку.
1. Интересное трёхстишие, но здесь всё не в духе хайку. Оценка: 1
2. Это не хайку. Оценка: 1
- Красиво, очень трогательно, но не хайку! Во всяком случае, к японскому отношения не имеет.
- Гротеск!!! Миг вдохновения краток, но путь к нему оказывается долгим. Необходимы крайние усилия и постоянный напряженный труд, чтобы достичь совершенства. Работая над стихами, нужно «надрывать живот» и «ломать кости». В письме к своему другу Бидзану Басё говорил: «слышал о твоей горячей любви к хайку, которая мне приятна. Важнее писать хайку от всего сердца, чем быть поверхностным знатоком. Многие пишу стихи, но мало кто следует призыву души». Очевидно, что творческий процесс в искусстве хайку не мыслим без достижения сатори. Задумка интересная, но это верлибр - отсутствует рифма, размер, традиционная ритмическая упорядоченность; количество слогов в строке и строк в строфе может быть различно; отсутствует также равенство акцентов, свойственное белому стиху. В первой строке глагол прошедшего времени, совершенного вида, невещественное существительное, во 2-ой – олицетворение, в 3-ей – наречие. Нет КИГО.

Оценка: 3+1, 5+1, 1+2, 4+4, 4+2, 1 + 1, 3+2, 4+1 = 25+14+(5)=39+5=44


20.  20) Во всём таится
          Ожидание чуда...
          Пошёл первый снег.
*                (автор Лидия Ковалевская)
Комментарии:

5-7-5; не хайку, а стихи; глагол прошедшего времени;
- Общее во всём – это зря. Чудо – не вещественное. Ожидание – мост в будущее и невещественное. Пошёл прош. время глагола и к тому же олицетворение: куда он пошёл, снег? И почему первый? Значит, будет второй – мост в будущее. Ой! Много недочётов. Но инверсии нет, но всё сказано.
- Прошедшее время
5-7-5 Это не хайку, это подпись к красивой фотографии. Задача хайку написать так, чтобы мы почувствовали это чудо, которое во всем таится. Глагол «пошёл» в прош. Времени.
- очень красиво, но не хайку.
1. Трёхстишие не в духе хайку. Оценка: 1
2. Это не хайку. Оценка: 1
-  Действительно, во всем!! Согласна совершенно. Жаль, что это не совсем хайку!
- Понравилось, но это сенрю. При написании его допускаются некоторые вольности - нет сезонных слов (снег может быть и летом), зато есть бытовые сценки, текущие события и т.п. Правильнее говорить поэзия, связанная непосредственно с человеком и тем, что с ним происходит. Отсутствует пейзажная лирика. В третьей строке – олицетворение (снег падает, ходить он не умеет), глагол прошедшего времени, совершенного вида, оценка автора, уместная и приемлемая инверсия.
Оценка: 3+1, 4+1, 3+2, 3+3, 3+1, 1 + 1, 3+2, 2+1=22+12 +(5)=34+5=39



===============================================


ИТОГИ 24 КОНКУРСА "Центробежная сила в хайку":

1-е место:   №14 - 94 баллов (Татьяна Янковская)

2-е место:   №9  - 89 баллов  (Иррациональное Число)
            
3-е место:   №19 - 86 баллов (Наталия Белоус)

4-е место:   №12 - 84 балла (Арина Шик)

5-е место:   №6  - 82 балла (Татьяна Янковская)
               

Итак, насладимся ещё раз. Вот наше достижение в этом конкурсе:

1-Е МЕСТО (500 премия)
14) клёны у дома
  среди седых туманов
   шлейф листопада
*         

2-Е МЕСТО  (400 премия)
9) морось над морем
 облюбовали чайки
  сломанный шезлонг
*         

3-Е МЕСТО (300 премия)
19) На пианино
 Букет кленовых листьев
   Дождь над городом
*

4-Е МЕСТО  (200 премия)
12) пылает костёр
 у проезжей дороги
   кусты спиреи
*

5-Е МЕСТО (100 премия)
6) листья на стекле
    луна отражается
   в зеркальных лужах
*
Поздравляем победителя и призёров, а также всех участников с успешным проведением конкурса! Работы, разборы - замечательные. Если есть ещё предложения, готова принять, насчёт того кто дал самый грамотный и обстоятельный обзор. Награждение 200 баллов. Баллы призёрам переведены. Татьяна Янковская пожертвовала своими баллами на развитие конкурсов!
Но мы всё равно поощряем её 200 баллами за профессиональный разбор!

795 27.10.2018 19:09 Перевод автору Шик Арина -204
1794 27.10.2018 19:07 Перевод автору Наталия Белоус -306
1793 27.10.2018 19:06 Перевод автору Иррациональное Число -408
1817 10.11.2018 16:03 Перевод автору Янковская Татьяна 2 -204

С вами ведущая и автор проекта Татьяна Игнатова.