Отношение. Пространство. Время

Марина Артюх
       Меня тут недавно спросили - что такое отношение?
Очередная философская категория над которой ломают головы и уже все переломали.
      Я, естественно, буду отвечать так, как я буду отвечать.
    Так, как я люблю отвечать: сначала в самом грубом приближении, потом кругами к тому же и о том же, чтобы нарастить "плоть", ну а о "верхних одеждах" пусть уже сами, кто хочет заботится. Это мне лень.
Отношение - это распадение на Себя и Другое. Рассекание, размыкание цельности бытия на "четырёх" или на трёх, или на двух - что в данном случае одно и то же(здесь вам не математика и 2 прямо равно 3 и равно 4). Но кто же эти 2, 3, и 4?
      Два - это то, что мы называем противоположностями, или двумя сторонами медали(причём медаль может быть какой угодно), хотите бытовое? - ночь и день, белое-чёрное, и т.д. и т.п. Гераклит лучше меня уже их перечислил, так что мне зачем? Такой противоположностью может также считаться и любой человек, и какой-то другой человек, но только не в абстрактном смысле, когда мы "формально" их сводим, а когда два этих человека действительно "распались" из чего-то одного. Ну а философские примеры противоположностей и приводить не надо, их пруд пруди...
      Поэтому начинают в отношении не с того: отношение не связь, а с точностью до наоборот - это сначала расхождение, раз-зевание бытия - приобретение Бытием зева. И лишь вследствие приобретения такого зева, что цельному Бытию "как бы" не свойственно или "якобы" не свойственно, оно стремится вернуться к прежнему состоянию и потому образует "реверсивное, обратное движение" внутри себя самого, которое мы ошибочно и принимаем за первичное и в этом месте выскакиваем со своим познанием и лепим свою "связь". Но если мы начинаем сразу со связи - мы обманываем самих себя, так как теперь получаем возможность связывать что угодно с чем угодно. Мы не видим того, откуда всё это произошло, а фиксируем лишь "обратный натяг Бытия". Но никакая связь никогда не будет реальной, если она не такова по своей сути, как я её описала.
       Поэтому начинать надо с единого зева Бытия. А не с того, как он пытается снова перестать быть зевом.Так вот, продолжу...
      Что такое тогда 3? А три - это две противоположности и ещё то, из чего они растянулись как резинка в разные стороны, вот это третье - их лоно, не ушедшее ни в ту сторону, ни в ту, и на философском языке его любят именовать "основанием" - "основанием отношений".
      А что такое 4? Это те же три, только 4-е это такая фоновая или теневая новая пара противоположностей внутри главной явственно проявленной: это противоположность самого неразъединённого, нерасчленённого зева и его обоих разошедшихся сторон. Ну вот и всё. Вот перед нами все четыре.
Итак, отношение - это воронкообразное или "раз-зёванное бытие" со всеми его структурными "прелестями" и "топологическими" характеристиками. Будучи поэтом, я бы сказала, что отношение это когда бытие зевает - раскрывает свой ротик, да распахивает его пошире и пошире, или того похлеще - не ротик, а лоно - провал, в который ухает, оставаясь при том краями сторон вокруг провала.
      И тут, нужно сказать, очень много чего интересненького вырисовывается...
      Потому что Пространство - это то же отношение и Время - отношение. И именно так их и следует в первую очередь определять.
      Первичное пространство ребёнка формируется в его противопоставлении себя окружающим предметам. И только затем и потом формируется первичное время как противостояние себя себе Другому. В начале для ребёнка всё Бытие полностью слитно, ребёнок не знает ни расстояний, ни пространства, но когда он начинает двигаться(а такими движениями можно считать уже даже движения рук, ну а с ползаньем и вставанием на ножки появляется и полноценное движение), как только ребёнок начинает двигаться, он как "маленький Геракл" разверзает монолит единого Бытия на себя и всё Другое - Бытие расходится, расщепляется и в нём остаются вот эти "клинья", что поддерживают бытийную разъятость, по клиньям проходит мощнейшее напряжение, клинья - это пути, которыми шло некогда маленькое существо под названием человек. Убери эти клинья и всё Бытие рухнет опять в один неразличённый монолит, но в том-то и дело, что раз пройденный путь различения - навсегда неуничтожим, он теперь нерушимо есть и пространство есть как вот это "разодранное собственными руками Бытие", а в нём и на нём есть уже и мир, в котором дальше всё происходит. От меня к Другому предмету и обратно ко мне - это отношение в его первопроложенности, а затем снова - от меня к Другому предмету, и так очень много раз - пока всё не опутается этими путями и не схватится в конце концов едино как единое Пространство. Вот оно Пространство, это оно и есть - образованный нашим движением зев, натужная, с усилием добываемая растянутость, но вообще-то и с радостью: пространство - это Я и всё Другое, что я "исходил" - промерил между собой и им - оторвал от себя и обнаружил вне себя, или же обо что, налетев на него, обнаружил где я.
       Значит даю определение пространства. Пространство - это добытое моей собственной экзистенцией или моим собственным движением, отношение между мной и Другим или даже не добытое, а созданное и сотворённое моей собственной экзистеницей отношение между мной и Другим или же форма обнаружение себя самого через внешнюю себе сторону или же две главных стороны противостояния Бытия, к которым я сам открыл доступ.
Было нечто - непонятное, неопределённое, я его сформировал, скомковал - получил вместилище определений и отношений - пространство.
Первичное пространство человека формируется почти от его рождения, но существенно с началом ползанья и вставания на ножки и хождения, завершается оно стадией зеркала по Лакану - когда я полностью, отражаясь в зеркале идентифицирую себя с самим собой через свой внешний образ. Всё, пространство здесь уже есть.
        А первичное время формируется несколько позже. Поскольку время это отношение к себе-Другому. А "я-Другой самому себе" ещё должен появиться и обнаружиться.
        Время - это противостояние моего пространства по отношению к тому из чего оно было разъято, это моё отношение к тому, вдоль чего я скольжу со своим миром. И там, я - неразличённый вступаю в запутанные, непрояснённые отношения к себе высвеченному, сущностному и относительному. Время - это я в отношениях и я без них, но и время является самым последним и крайним отношением - вечным прикасанием меня к монолитной неразличённости.
       Время - это когда я вдруг обнаруживаю, что я сам себе чужд в чём-то, или же обнаруживаю, что я и "там", и "здесь" - подобные феномены закладывают базу моего времени. Кроме того, они впервые формируют мысль.
       И когда Декарт пишет, что есть только протяжённость и мышление - якобы две мировых субстанции, то читать это надо несколько иначе, если думать, а не просто учить историю философии: протяжение и не может ничему иному принадлежать как только не внешним предметам и мне как телу или мне как внешнему, выступающему во вне существу, ведь это странно лишь тогда, когда мы не понимаем как это протяжение вообще и формировалось. И когда мы не понимаем, то удивляемся, что мысль не имеет протяжения, а всё внешнее имеет - так это же одно и то же!
       Все внешние предметы имеют протяжение потому, что они и есть это протяжение - они вывернутые наизнанку, развороченные мной отношения, я их вне себя разодрал и удивляюсь теперь, одев философские очки на нос, что "там" - вне меня есть какое-то протяжение. Ну конечно - вне меня - я же тем же самым раздиранием и себя от них отделил и их друг от друга разбросал, ну, конечно, они протяженны - ведь это и значит дословно они разодраны - они всегда в отношениях со мной, они мне потом только поэтому и даются, кажут себя, показываются, являются. Единое Бытие я разодрал на себя и окружающие вещи, воспринял такое состояние себя и их как пространство, а потом доучившись до философа-многоумника спросил: почему внутри меня этого "раздрая" нет, а вот там - протяжение? Хвалённый вечный философский вопрос. "А ларчик просто открывался"...
        Зато внутри меня есть мышление - возопил дальше Декарт! Конечно есть, ведь мышление в каком-то смысле и есть время(об этом у Аристотеля), а время и есть - раздирание теперь уже самого себя на противоположности, но на такие, которые не похожи на первые, а похожи на те, что мы описывали как 4 элемент. Время похоже на теневое противостояние зева или "великой пустоты" или "великого бытия" - нашему в нём движению, нашей в нём распавшести на две стороны - себя и другое(себя и природу, себя и мир).