Гость сезона Егор Лемек

Литературный Фестиваль Рунета
Дорогие гости и завсегдатаи, мы продолжаем рубрику «Гвоздь сезона», то есть наш Гость, иными словами, приглашаем вас побеседовать с тонким, ироничным и точным
Егором Лемеком http://www.stihi.ru/avtor/snoy22
Приветствуем вас, Егор!

Безболезненно
http://www.stihi.ru/2018/02/26/6104

Мы не виделись пять месяцев,
встретились случайно, в супермаркете,
мне нужно было купить еды для себя и кота.
Ее кота, между прочим, который стал моим,
потому что в жизни все всегда как в сказке,
кому что досталось:
кому квартира, кому дача в Мельничихе,
а мне кот и её сапоги в коробке.
И я не собирался ее узнавать в толчее супермаркета,
но она подошла сама и спросила: как жизнь?
Дежурный, ни к чему не обязывающий вопрос
и надо было просто ответить – нормально,
но бывают моменты, когда вдруг на ум приходит
одно единственное Нужное слово, и я его сказал «безболезненно».
Моя жизнь сейчас безболезненна.
Хорошее слово, пусть с легким медицинским душком – эфирным,
когда речь замедлена, и в образующиеся паузы меж словами,
как в пустоты вливается теплое тягучее безразличие.
Моя жизнь сейчас безболезненна.
В такое время мало пишется, зато много читается
и почти исключены оценочные суждения,
Например, дневник Нагибина,
который он как бы вообще не собирался публиковать.
Там есть момент, где он описывает сгоревшего танкиста
с голым задом и завитком кала.
В другой период жизни я испытал бы острое отвращение,
не к танкисту, к писателю,
потому что есть что-то спекулятивное
в таких описаниях, то есть, намеренное желание писателя
вызвать во мне отвращение и боль,
и я обычно сразу ставлю под сомнение все эти понты про не хотел публиковать
Хотел, еще как хотел,
даже украсил завитком
(господи, да зачем ты использовал это кокетливое «завиток»!!)
кала свою исповедь,
Но сейчас читается без оценочных суждений –
есть анестезия, до полной безболезненности.
Конечно, я ничего этого ей не рассказал,
просто спросил, когда она заедет забрать сапоги,
правда, уже без коробки.
Шикарная ламинированная коробка,
я ей обрадовался больше, наверное, чем она новым сапогам.
Я сделал из коробки кормушку для птиц,
давно хотел, но кормушка для птиц
делается исключительно в моменты безболезненности,
полной безболезненности,
когда, в суетящихся синицах,
что таскают из кормушки кусочки сала,
видишь не беспомощную,
обрываемую одной кошачьей лапой жизнь,
видишь почти невесомый желто-черный
с промельками розоватого сала
круговорот синиц в природе.
__________________
Нина Злаказова (НЗ) - «Безболезненно» - что остаётся после почтения этого верлибра, что вливается в паузы между словами? Пожалуй, вот что: розоватое синичье сало и ламинированная коробка из-под её сапог. Попробуем проверить этот текст беспроигрышным «поэзия – это то, что остаётся, если убрать все слова». Если убрать все слова из этого «безболезненного» верлибра, что останется? Для меня вот это и останется – круговорот синиц и ламинированная коробка из-под дамских сапог.
… А хозяйка сапог? Была ли она вообще? Наверное, всё-таки была, а теперь её точно нет. И человек спокойно кормит, наконец, синиц. Только не видит их толком – так, розоватое синичье сало…

Татьяна Комиссарова (ТК) - Я запомнила Егора по яркому стихотворению «Масло» на летнем туре ЛФР, и с интересом взялась за подборку, предложенную автором. Что ж, равнодушной она меня не оставила. С первого текста, который вызвал поочередно 1. досаду на сколькоразиспользованную тему с привлечением обязательного кота, воплощенную неидеально (хотя казалось бы – свобода), 2. проблеск и нарастание интереса, 3. неприятие и недоумение, 4. ненужную ассоциацию обувная коробка-кот (кошатники поймут), 5. понимание и принятие в конце. Интересно, как наши читатели прочли этот совсем не безболезненный стих?

Марина Чиркова (МЧ) – Личная или выдуманная история, неважно, поскольку похожее случается с каждым, но важно что очень яркая – читаешь и переживашь, вне зависимости ни от чего своего, - как в хорошем кино. И необыкновенно зацепила меня словами о спекулятивном в литературе – это моя постоянная ночная кошка, один из вечных вопросов: о дозволенном и его гранях, о той степени умолчания и неумолчания, которые нужны для того чтобы текст ожил и вместе с тем не вампирствовал у читателя… Это стихотворение как раз такое, в самую меру открытое и в меру закрытое. И еще мне понравилось изобретение слова «безболезненно», как оно драматургически выявляет совсем противоположный смысл.


Не люблю Есенина
http://www.stihi.ru/2017/12/20/8765

Мне б всю ночь смотреть, как она рассеянно
Ковыряет пальчиками дор блю
Но она сказала вдруг: почитай Есенина,
Говорит, Есенина я люблю.

Всё во мне обрушилось и рассеялось,
Загорчило плесенью, как дор блю.
Потому что я не люблю Есенина,
Стыдно признаваться, но не люблю.

Хмурит лоб, гримасничает по-детски,
Ноготками нервно по столу стучит. 
Может, лучше, милая, Вознесенского?
Лосева? Гандлевского? Прям навзрыд?

Бродского?? «…заморозки на почве и облысение..»?!
Бродский это силища, боже мой!
Нет, бубнит, Есенина, мол, Есенина.
А не то заплачу или домой.

Нет, один мне нравился... что-то… рань весенняя
Вспомнить бы... там розовый бег коня.
А за то что, я не люблю Есенина,
И за то, что мир мой не про Есенина.
Не беги, пожалуйста, от меня.
_____________
НЗ - «Заморозки на почве и облысение» – вот уж да, и не такое случается, когда Она не разделяет Его вкусы. Точнее, он её. Договориться, однако, как-то надо. А то ведь – «заплАчу или домой». «За то, что мир мой не про Есенина, не беги, пожалуйста, от меня» Надо как-то убедительно договориться. Просто попросить, в конце концов. Что влюблённый ЛГ и делает, к его чести. Неизвестно, что было дальше: возможно, начав с весенней рани и розового коня, герой всё-таки плавно перешёл к Бродскому, умолчав об авторстве, и совершенно очаровал ночную собеседницу.
- Это, конечно, Есенин написал?
- Э-э-э… почти.

ТК - Опять прочитала с большим интересом. И дело не в моей интенции – текст, как и предыдущий, преодолевает читательскую инертность и остро входит в сознание. Да к тому же, спроси меня о любимых (любимейших!) поэтах, я бы назвала тех же четырех. А вот концовка разочаровала. Вы согласны со мной, дорогие читатели? 

МЧ – Прелестно!) Всем нам лучше жевать чем говорить, особенно в любви) То есть не то чтобы в любви…) но ведь в поиске ее же все-таки? И не могу не улыбаться!))
Но опять над стихами Егора мне хочется размышлять о наболевшем – нужна ли широта взгляда для пишущего, или скорее важна одержимость, пусть и чем-то вполне узким? Егор, а вы как думаете?

Убить Бродского
http://www.stihi.ru/2018/03/21/6536

Мне один столичный поэт сказал:
В твоих стихах слишком много Бродского,
Понимаешь (он говорил) это очень провинциально,
Столичные поэты им переболели еще в 90-ых.
И еще, подражать Бродскому просто неприлично,
Как ходить, допустим, с расстегнутой ширинкой.
Избавляйся от Бродского, избавляйся.
Я за двадцать лет не написал ни строчки,
Лечился от Бродского, как от венерической болезни,
 
Вырезал из себя Бродского
В лучших традициях советской цензуры,
Депортировал Бродского
Из своих Ленинградов и Венеций,
Отправлял его в безвоздушное пространство,
Так отправляют ракеты с Байконура.

И когда понял, что он истреблен и выжжен,
Я написал большую элегию Джону Леннону,
В ней все спали: в мусорных баках книги,      
Солдаты в полевых лагерях и моргах,
Спали  авиабомбы сном младенцев,
С ангельской слюной на двойных подбородках,
И в ночи слезился от умиленья циклопический глаз Соурона,

Мне московский поэт сказал: видишь, все просто,
Замечательно написано и о своем, о  русском.
Он говорил, а я смотрел на Васильевский остров,
Он как на ладони, если смотреть с Васильевского спуска.
_________________
НЗ - «Убить Бродского» - отличный текст, выверенный, нет ни одного неточного слова. При этом очень искренний и даже высокопарный. Здесь есть тот самый пафос, от которого так бегут сегодня поэты: ах, как бы не обвинили в пафосности. Но этот ТОТ САМЫЙ пафос, без которого поэзии вообще нет. Без него она пустышка, не способная затронуть чужое сердце.
Великолепна третья строфа:
И когда понял, что он истреблен и выжжен,
Я написал большую элегию Джону Леннону,
В ней все спали: в мусорных баках книги,
Солдаты в полевых лагерях и моргах,
Спали авиабомбы сном младенцев,
С ангельской слюной на двойных подбородках,
И в ночи слезился от умиленья циклопический глаз Соурона…
И последняя нота текста – чистая, звенящая: «… Васильевский остров – он как на ладони, если смотреть с Васильевского спуска». И твёрдая рифма восторжествовала. Кажется, эта строка (строфа) существовала всегда. Я, ко всяком случае, уже не смогу представить себе мир, в котором люди пишут и читают стихи, без этой ноты. И текст «Ни страны, ни погоста…» тоже не смогу представить без продолжения Егора Лемека. Всегда будет что-то ещё – ах да! с Васильевского спуска…

ТК - А вот тут финал – высший класс. Я люблю Вас, автор.

МЧ – О мейнстримах не говорил только ленивый, но так тонко и скользяще и вместе с тем в цель… замечательное стихотворение! Тут не только о литературе, здесь о бОльшем – о родстве. От которого никуда не деться, и о том, что похожие по духу обречены то ли подражать, то ли продолжать друг друга. И ирония при том, не как спасение, но как дыхание.

самолет
http://www.stihi.ru/2018/06/07/5613

начало лета можно пропустить
оно невнятно робко и фальшиво
оно вступительное  слово
начинающей актриски
перед спектаклем
что так долго ждал
замрите  не елозьте на галерках
сейчас начнется

шорох шелест свист
аллей пустынных
межсезонных ливней
и шепоток презренья ледяного
толпы безликой у январских касс
стихают

потерпи
сейчас начнется

прольется невозможно белый свет
на сцену
заискрится  целлюлоза
пруда
тростник картонный запоет
задребезжит над бутафорской розой
из легонькой фанеры самолет

и до финала  будет снова пять
где каждый пыльный куст казался садом
где научили бронзовки летать
и в теплую траву небольно падать
_______________
НЗ - «Самолет» – это, между прочим, отличный пейзажный текст. Лето как спектакль, в котором ты снова пятилетний ребёнок, а бронзовые жуки учат тебя летать и в мягкую траву небольно падать… Легонький фанерный самолёт стрекозы летит, и далеко до финала – вечность, целая жизнь. Какие детали: «шепоток презренья ледяного толпы безликой у январских касс» … Полное отсутствие боязни инверсий, а нынче это тоже весьма распространено. Люблю бесстрашные тексты, и в пейзажном это бесстрашие и честность лишь очевидней.
В тексте присутствует, конечно, взрослый ЛГ, это он в который раз видит всю бутафорию лета, всю его сценическую оснащенность. При этом какая точность деталей, даже погодных: начало лета время от времени напоминало январь…

ТК - Эх! Не по мне стих. Хотя рука мастера чувствуется. На мой взгляд, над этим стоит еще поработать, нет?

МЧ – Сочный текст, и очень точный. Лето средней полосы оно такое, потерпи-потерпи, а там и осень. Да и не только лето… вообще жизнь… Подозреваю, не только в нашей средней полосе… Егор, вы реалист в своем мироощущении или скептик?

тут бывшая недавно заходила
http://www.stihi.ru/2018/02/25/8096

тут бывшая недавно заходила
сказала фи-фи-фи какая пыль
а я тотчас наушники надел
и плейер во весь дух включил
чтоб этой речью недостойной
не осквернился скорбный слух.
как объяснить непосвященной
что пыль лежащая – священна?
и все есть пыль помимо пыли?
когда космическая сила
в одной давильне все месила
не в глину в пыль она месила
потом швыряла на планету
и мы из пыли собирались
в мельчайших тварей
усложнялись
так получился человек.
и только так а не иначе
как Моисей всем напророчил
я сам когда в Монголии служил
увидел технологию воочию
всего вокруг: там женщины ваяли
из пыли все: мужей детей верблюдов
и мы монгольской пылью покрываясь
от пяток и до розовых ушей
другими становились абсолютно
и поняли наверное тогда –
мы рождены чтоб сказку сделать пылью
попробуй это бывшей объяснить
бездонно наше недопониманье
она порхала с тряпкой по квартире
нелепая как пьяный хипстер в храме
сдирала пошлой тряпкой пыль с комода
как будто кожу нежную сдирала
с него и он кровоточил
_________________
НЗ - Феерия верлибра «тут бывшая недавно заходила» настолько прекрасна, что потом, когда текст прочтён и ты давно ушёл от него – что-то другое читаешь или смотришь, день начался и летит к вечеру – нет-нет да и вернутся к тебе верблюды, мужья, солдаты, дети, скупой монгольский пейзаж, и всё это сотворено из красновато-коричневой глины руками женщины, и ею же сдирается с пейзажа – как кожа, и мир кровоточит… И потом снова заходишь на страницу автора, чтобы удостовериться: правда?.. да, так и есть – мир сотворён из пыли, и всё на свете пыль, и пыль превращается в глину, и ты меня не трогай, не трогай пыль мою и не порхай тут с тряпкой… И так верлибрствуешь несколько дней подряд, забывая, как многое проистекло отсюда, из этого текста – «тут бывшая недавно заходила…»
И как легко тут, в эту пыль и глину, впечатались, утрамбовались и Анна Ахматова (…Чтоб этой речью недостойной не осквернился скорбный дух) , и Александр Кочетков с его «Балладой» (…нечеловеческая сила, в одной давильне всех калеча…), да и многие другие литературно-музыкальные аллюзии, и весь опыт сотворения человека из пыли, явственно представший перед ЛГ в монгольских степях… А всё она – «тут бывшая недавно заходила…»

ТК - Ахаха, сколько реминисценций, начиная с Ахматовой и до. Из вырезанного и депортированного:
время, упавшее сильно ниже
нуля, обжигает ваш мозг, как пальчик
шалуна из русского стихотворенья.
Воистину Бродский неистребим.

МЧ – Никогда больше не буду вытирать пыль. Вот правда хочу так поступить! Тем более, знающие люди говорят, после трёх лет невытирания слой уже больше не растёт.


Присоединяйтесь пообщаться, в течение недели наш Гость ответит вам.