Приступина Анастасия. О чем рассказал весенний дож

Моя Россия
   О чём рассказал весенний дождь

   Солнечным  майским утром по сияющей чистотой лазури степной ветер-пастух пригнал в донской хутор целое стадо кудрявых облаков-овец, они сбились и превратились в тёмную, тяжёлую тучу. Туча недовольно нависла над белоснежными вишнёвыми садами-невестами, над зелёными морями хлебных полей, поворчала сердито и расплакалась весенним дождём.
   Юный дождь  сначала несмело стукнул по оконным стеклам: «Тук-тук-тук, можно к вам? Так-так-так, я пришёл…» Потом осмелел и разошёлся, как беззаботный мальчишка: он лопотал невнятные звуки, шелестел листвой, шлёпал по лужам, барабанил по крышам и вёдрам, выбивал дробь на железных воротах, хлестал косыми струями, обрушивал потоки воды в звонкие жестяные желоба – старался изо всех сил. Промокшие люди спешили укрыться в своих домах. А дождь  посмеивался над ними и весело ударял в окна вместо ладоней.
   В одном открытом окне он увидел хорошенькую задумчивую девочку, сидевшую за столом. Она взяла ручку и начала что-то старательно  писать, тихонько проговаривая слова. Дождь брызнул несколько капель на подоконник, потом на бумажный лист, но она продолжала выводить буквы, только белокурые хвостики волос покачивались в такт работе. Незваному гостю стало интересно, он перестал баловаться, лишь тихонечко шуршал по листьям дерева у окна и внимательно слушал неспешный шёпот девочки:
«Здравствуйте, дорогой красноармеец  Заиченко Вениамин Алексеевич!
   Пишет Вам из далёкого 2018-го года одиннадцатилетняя девочка,  Приступина Настя, чтобы сказать спасибо за всё, что сделали для нас, потомков. Мы живём по соседству с Вашим домом. О Вашей семье сначала мне рассказала мама. Потом учительница на уроке Мужества. Я никогда не видела Вас. К сожалению, фотографий не сохранилось, но всё это не важно, чтобы быть благодарной.
  Семьдесят семь лет назад, 14 мая 1941 года, Вы вместе с тридцатью двумя товарищами ушли из полевой бригады на военную переподготовку. Ещё до начала войны ушли навсегда. По рассказам старших, я знаю, что тем летом люди жили предчувствием большой беды, но все надеялись на лучшее. И в Вашем письме, Вениамин Алексеевич, том первом и последнем, что получила Ваша жена Пелагея Степановна, тоже читаются любовь и надежда: «Основное, Поля, не падай духом. Передавай всем привет, соседям и знакомым, сыночку и маме. С горячим поцелуем. Твой муж Веня». Это письмо стало для неё самой дорогой памятью о Вас. Ответить на него она не успела: письмо шло долго, а вскоре на Вас принесли похоронку.
   Вы помните тот листок, серую тетрадную обложку, на которой написали своё послание химическим карандашом? Так вот, его она берегла до самой смерти, хранила среди документов, никому не давала в руки, знала наизусть, и произносила со слезами, когда жить было совсем невмоготу. Теперь письмо хранится в школьном музее рядом с извещением о Вашей смерти. На уроке Мужества, слушая слова учителя, я с трепетом дотронулась до этих реликвий, ставших свидетелями жизни и смерти: «Посмотрите, словно два листка, вырванных страшным лихолетьем из календаря человеческой судьбы… Лихолетьем, поделившим  время на «до» и «после». «До» - тяжёлая, но счастливая трудовая жизнь, вера в доброе будущее. И «после», которое для этого солдата не наступило. Никогда… »  Мне стало очень больно от этих слов и захотелось ответить Вам, написать обо всём в сорок первый.
   Война длилась целых четыре года и окончилась в Берлине.  9 мая 1945 года весь мир праздновал нашу долгожданную Победу. Пелагея Степановна, почерневшая от горя, растила сына Анатолия, сама построила новый дом на месте старого, разрушившегося в войну, работала в колхозе так, что после получила четыре медали за доблестный труд. Помогала нашим разведчикам, похоронила свекровь, не вынесшую смертей всех троих сыновей, убитых в конце лета сорок первого. Всё это Ваша жена пережила и, когда хоронила умершего на её руках разведчика, думала о Вас и просила прощения, что не смогла проводить в последний путь самого родного человека. Она Вас помнила и любила всю жизнь, часто говорила с Вами, особенно в старости, и всегда оставляла на столе краюшку свежеиспечённого хлеба, приговаривая: «Это для Венечки, он мой тёплый хлебушек очень любил…» Нет уже нашей Полюшки, и Толя умер, но все соседи вспоминают о них добрым словом, мы с бабушкой ходим к ней на могилу.
    Дорогой Вениамин Алексеевич, пусть я ещё мала и ничего не пережила, но я очень люблю нашу мирную жизнь и хочу, чтобы она такой же и оставалась, светлой и счастливой. Так случилось, что Вы не дожили до Дня Победы, и, наверное, хотели бы знать, как его празднуют люди. В нашей стране и в нашей семье по традиции это особый день памяти. Когда моя мама была школьницей, в День Победы вся семья поздравляла дедушек и бабушек. Дарили цветы. Моя прабабушка Анастасия Васильевна всех приглашала к столу, где стояли приборы и для тех мужчин, что не вернулись с войны, а под образами горела лампадка и лежали поминальные блины. Победы дождались не все. Наши родные, как и Вы, погибли и пропали без вести в первые месяцы войны. Оба моих прадеда вернулись живыми, однако были тяжело ранены. Они имели боевые награды, но не старались  выставлять их напоказ.
   Фёдор Евстигнеевич был партизаном, воевал на Брянщине. Его жену с двумя маленькими детьми оккупанты дважды водили на расстрел за то, что он был членом правления колхоза. Она чудом осталась жива. Первый раз стреляли в каждого пятого, а в другой раз дедушкин отряд отбил обречённых. Деревню немцы сожгли. Жители уходили в лес. Вот почему прабабушка Настя с болью праздновала День Победы.
   Прадедушка Александр Дмитриевич всю войну прошёл пехотинцем на передовой, осколки в теле до смерти мучили его. Прабабушка Екатерина Андреевна в войну рыбачила в колхозе на Таганрогском заливе. Она вспоминала, что фашистские лётчики, носясь над самой водой, с улыбкой расстреливали рыбачек из пулемётов. В её дом попала бомба, он превратился в воронку, но никто не погиб. Все были в море. Видите,  сколько тягот пришлось пережить и моим родным в ту страшную войну.
   Наши старики уже умерли, но и теперь в каждый  День Победы у той же прабабушкиной иконы горит свеча. А поздравляем мы всех жителей хутора: каждый год мы с мамой участвуем в митинге и концерте. По всей стране проходят грандиозные парады, шествия, концерты. Это священный праздник!
   Близится День Победы. Девятого мая, собираясь на митинг, я срежу тюльпаны все в каплях росы, словно в слезах. Вместе с одноклассниками я в солдатской пилотке, как у моих защитников,  пройду в колонне Бессмертного полка по улицам родного хутора. Мы с уважением понесем портреты своих прадедов и табличку с Вашим именем, портрет Пелагеи Степановны. Вы все промаршируете  в строю вместе с нами, потому что вы живы в  наших сердцах. Потом положу  цветы к подножию памятника в знак благодарности всем воинам.
   Дедушка Веня, я знаю, что Вы вовсе и не были дедушкой, Вам лет было,  как сейчас моему старшему брату. Просто, если бы Вы остались живы, я обязательно бы Вас так называла, по-соседски. Я уверена, что Вы  меня обязательно услышите. Пишу  письмо и по привычке шепчу себе слова, чтобы не делать ошибок, а за окошком шуршит неспешный дождик. Он всё-всё запомнит и донесёт Вам моё  СПАСИБО!  С Днём Победы!      С уважением,  Ваша соседка Настя».
   Весенний дождь, услышав девочкину просьбу,  стал серьёзным и холодным. Теперь он многое понял и повзрослел сразу на целую жизнь, как те мальчишки, что в сорок первом году заслонили собой нашу Родину. Тихий и молчаливый, он пронёс её послание  над Донским краем и пролился слезами вдов, матерей, сирот над всеми братскими могилами, где лежат солдаты нашей великой страны. Он донёс им наши уважение, любовь, молитвы  и память. Навеки…