Смирение и зло

Леонидовъ Сынъ
         Начало монголо-татарского нашествия на Русь нередко сопровождалось настроениями, которые можно характеризовать как ложно понятое христианское смирение перед злом: «Не противься злому» (Мф. 5, 39), и выраженными взятой из летописи фразой: «Это все навел на нас Бог за грехи наши». Так и святой благоверный князь Дмитрий Донской, не будучи уверен в том, надо ли противостоять с оружием в руках мамаевым полчищам, отправляется в обитель к преподобному Сергию Радонежскому, чтобы заручиться его советом и наставлением. И преп. Сергий даёт князю Дмитрию благословение на ратный подвиг: «Подобает ти, господине, пещись о врученном от Бога тезоименитому стаду; поиди противу безбожных, и, Богу помогающу ти, победиши и здрав в свое отечество с великими похвалами возвратишися». (Житие преподобнаго и богоноснаго отца нашего игумена Сергия Чудотворца списано бысть от премудреишаго Епифания).

              Казалось бы, Евангельская заповедь о непротивлении злу была неоднократно разъяснена святыми отцами Церкви, святителем Иоанном Златоустом, преп. Иосифом Волоцким и многими другими, и, наконец, самое краткое и доходчивое толкование этой Христовой заповеди дал святитель Филарет (Дроздов), «прощай своих врагов, сокрушай врагов отечества, гнушайся врагами Божиими». На государственном уровне, говорил святитель Филарет, власть не может не противостоять злу, подрывающему основы государственного устройства; а Христова заповедь «не противься злому» ориентирует лишь наш нравственный поведенческий настрой на личностном уровне. Разница, как видим, большая. Да и Спаситель, согласно Евангельской истории, не раз обличал зло и отнюдь не закрывал на него глаза. Но сегодня лжепастыри нашей Церкви настойчиво навязывают нам психологическую установку на смирение перед злом, причём, в первую очередь, перед социальным злом на государственном уровне. Нежелание обличать зло делает Церковь соучастником зла, во всяком случае в лице её лжепастырей.

               Пытаясь переосмыслить, а вернее, перевернуть с ног на голову всё и вся и, в первую очередь, нашу историю, нам пытаются внушить, что никакого татаро-монгольского ига не было вовсе, а было непонятно что, скорее всего некое мирное сотрудничество татар с русскими. А если так, то и преп.Сергий Радонежский не сыграл никакой роли в победе на Куликовом поле, да и святость благоверного князя Дмитрия Донского виснет в воздухе. Вот так пытаются выбить у нас из-под ног тот краеугольный камень истории, на котором зиждется наше общественное бытие и сознание.

              Те, кто поставлен нынче в России во власти и призван «пещись о врученном от Бога стаде», отнюдь не собираются этого делать, и Церковь, что самое страшное, в лице своих лжепастырей их поддерживает. Куда деваться простому христианину? «Претерпевый до конца, той спасен будет» (Мф. 10, 22).