История нашего родства. Глава 8

Андрей Женихов
               Потомки Георгия Никитича Добренко.
             
   Третьим ребёнком в семье Георгия Никитича и Марии Нестеровны был Назар. Он родился в 1902 году. Детство проходило как и у всех сельских мальчишек. В ватагах (компаниях) он был заводилой, знал когда и что нужно делать. Всегда заступался за младших, даже если обидчики превосходили и в силе, и в численности. Окончил 3 класса начальной школы в станице Спокойной. Учился вместе со своей будущей женой Марией  Персияновой. Её отец, Георгий Персиянов  во время Великой Отечественной войны был главным хирургом Третьего Украинского фронта. После войны он работал хирургом в клинике где проходили подготовку летчики-испытатели и первые космонавты. Умер в 1953 году.
   С детства Назара увлекала мечта быть казаком. И форма красивая, и главные атрибуты - быстрый конь, шашка и усы. Конём он овладел ещё мальчишкой, а вот оружие и усы - это дело времени. Когда Назар стал совершеннолетним, прошёл специальную подготовку по искусству джигитовки. Был, как говорят, лихим казаком, всё когда-то в жизни пригодится. Женился поздно. Для жительства переехали в станицу Отрадную. Отсюда он на лошади часто ездил в город Армавир по делам. Это около 85 километров.
   Зимой Назар занимался охотой, купил лыжи, снаряжение и всё необходимое для этого дела. Зайцев в эти годы развелось так много, что их приходилось отстреливать. Они портили озимые посевы зерновых, выгрызали зелёные всходы на больших площадях. Бывало в день охотник отстреливал до 15 зайцев.  Нести их было по сугробам тяжело и Назар ставил лыжи рядом, на них горкой укладывал трофей и тащил в станицу как на санках.  Поскольку этой добычи для его семьи было очень много, то зайцы раздавались всем желающим бесплатно. Охотничьи угодья в предгорной зоне Краснодарского края к сезону охоты представляют собой возделанные поля под озимыми, поля пахоты, люцерны, различные вымочки и балки, густо заросшие кустарниками и тростниками.
   В педгорной зоне Кубани, копытных нет, и можно с успехом проводить охоту только на перепела и фазана, которых в угодьях предостаточно.
Большинство охотников в районе предпочитают охотиться только на зайца-русака, любят эту охоту, отдавая ей все выходные. Казалось бы, чего проще, идёшь по полю, заяц поднялся, ты выстрелил и добыл, но нет, такое бывает очень редко и случайно.
В любую погоду Назар мог совершить 10-15-километровую «прогулку» по полям, балочкам и лесополосам в поисках самого излюбленного трофея — зайца; безошибочно определить место заячьей лежки и подойти к нему на выстрел.
   Назар, подойдя к полю, никогда не спешит, встанет у кромки, подумает, а где бы он на месте зайца сделал себе лежку? Здесь важно все: и направление ветра, и температура воздуха, и время суток, и рельеф местности. Заяц встанет столбиком, постоит на одном месте, перебежит немного — опять постоит, потом еще, определит, где потеплее, там и делает лежку.
Если правильно вычислить это место, получаешь огромное удовольствие, даже если и ушастый окажется проворнее, и ты его не возьмешь. С годами к охоте начинаешь относиться философски — важнее процесс, а не добыча.
Практически каждая охота, в любом месте, даже не в своих угодьях, не обходилась у Назара без добычи зайца. Он нутром чуял зайца и был наделён необычайной способностью в любых охотничьих угодьях и местах увидеть зай­ца на лежке, мог подойти к нему не только на верный выстрел, но и ногой выпихнуть его из лежки.
   В начале охоты заяц ложится от ближайшего кормового поля, в поле пахоты, метрах в 100-150 от лесополосы, мордой на ветер, с подветренной стороны заяц не ложится. Заходить на поле надо на ветер и не по прямой линии, а метров 20-30 вправо и влево, обращая внимание на различные подозрительные участки, неудобья, рытвинки, кустики. Если Назар замечал зайца, то подходил к нему не впрямую, в лоб, а как бы по кругу с приближением к нему, смотря глаза в глаза и обязательно с ветреной стороны. Если потерял его из виду, он тут же уходит и не дает шансов для верного выстрела. С таким подходом можно подойти к нему до метра, он будет сидеть до последнего.
   К концу охотничьего сезона уже настёганный заяц становится более осторожным и на поле ложится в любом месте, используя те же неудобья, но подальше от дорог и лесополос с хорошим обзором.
Вроде все просто, но далеко не каждый поднятый с лежки заяц становится трофеем охотника, в дополнение ко всему требуется огромная выдержка. Ведь, прошагав многие километры по пахоте и заметив вдалеке притаившегося зайца, кто совладает с охотничьей страстью и не пойдет на него прямиком… Без такой тактики успеха вряд ли добьешься.
   Советская власть направила Назара Георгиевича Добренко в станицу Тифлисскую, председателем исполнительного комитета сельского совета. Он переехал туда 30 годах 19 века. Станица Тифлисская основана в 1802 году переселёнными на Кубань екатеринославскими казаками в составе Линейного казачьего войска. При основании станица получила название Тифлисская, по имени Тифлисского редута, у которого была заложена. В редуте размещался Тифлисский пятнадцатый полк, называвшийся так по месту дислокации в городе Тифлисе. А 31 декабря 1934 года Тифлисская стала районным центром. В 1936 году столица Грузинской ССР была переименована в город Тбилиси, так как это название более соответствовало произношению на грузинском языке. Тогда же и станица была переименована в Тбилисскую. В переводе с грузинского (тбили) означает "тёплый".
   На местах устанавливалась Советская власть, это был трудный процесс. В Тбилисской жили в основном зажиточные казаки, они не хотели расставаться со своим добром и переходить в колхоз. Назар понимал, что если до него четверых председателей сельского совета убили, то он может быть станет очередной жертвой. И убийство уже планировалось, но это его не испугало. В районе была ещё одна серьёзная проблема - орудовали банды, которые угоняли как колхозный скот, так и у местных жителей. Прятались на кладбищах и в оврагах, рощах и перелесках. И вот пришла весть, что в станице Ловлинской грабеж. Воровали в основном лошадей, их можно было быстро угнать и дорого продать. Назар собрал несколько добровольцев и на конях поехали на перехват. Около двух недель пришлось выслеживать и гоняться за этой бандой, пока она не была обезврежена. А в Тбилисской вместо председателя сельского совета остался комсорг (комсомольский организатор),которого звали в народе просто "комса". Он получил приказание "сверху" разогнать церковь, в смысле общность верующих в станице. Дескать, они мешают устанавливать Советскую и народную власть. Да раньше и указ Ленина был, под общим заголовком "Ударим по попам". Хотя попы делали своё дело, а коммунисты своё и друг друга не касались. "Комса" не замедлил исполнить приказание вышестоящего руководства. Где-то в станице была найдена небольшая бочка пороха. Её затащили на колокольню, обложили дровами и подожгли. Когда Назар вернулся из погони за бандой конокрадов, то увидел, что  от прежнего величия православного храма остались одни руины. Такое происходило не только в  Тбилиской, а повсеместно. Храмы разрушались или переделывались под складские помещения. Неугодных служителей арестовывали, сажали в тюрьмы. На христианство вообще пик гонений пришелся на 1936-37 годы. Когда за веру в Бога просто расстреливали без суда и следствия. Назар, конечно, выговорил своему временному заместителю, что нельзя так делать. Нужно наоборот налаживать отношения, со всеми, договариваться, решать вместе трудные вопросы. Но дело уже было сделано.
   Хотя сам Назар до войны был главой "Союза воинствующих безбожников" по Тбилисском району, он никогда не допускал физического уничтожения христианских святынь. Всё дело шло на уровне морали и права. А вообще в СССР "Союз воинствующих безбожников" (СВБ)- добровольная общественная организация существовавшая с 1925 по 1947г.г. ставила своей целью идейную борьбу с религией во всех её проявлениях. Во главе (СВБ) в Советском Союзе всегда стоял Емельян Михайлович Ярославский (урождённый Миней Израилевич Губельман 1878-1943г.г.) российский революционер, советский партийный деятель, руководитель антирелигиозной политики в СССР, Академик РАН, Лауреат Сталинской премии. К 1940г. численность Союза составила около 6 млн. человек. Их девизом были слова: "Религия - опиум для народа". Почему опиум? На этот вопрос вряд ли сумел ответить и сам Карл Маркс, первым использовавший это выражение в 1843 году. Впрочем, Маркс вкладывал в свои слова о религии совершенно иной смысл, подразумевая под "опиумом" лекарство от душевных и физических мук, а не как одурманивающее средство. В 1943 году Иосиф Виссарионович Сталин с глубоким прискорбием отнесся к смерти Ярославского сказав, что умер великий человек. Хотя чисто по-человечески это нормально скорбеть об умершем. Но это происходило тогда, когда на фронтах ежедневно гибли десятки тысяч человек. И во-вторых, в своей похоронной речи Иосиф Виссарионович высказал мысль, что теперь некому будет бороться с религией в Советском  Союзе. Как будто для страны находящейся в состоянии войны нет более важной задачи, как борьба с религией. Вот на таком уровне находилась антирелигиозная политика в СССР в предвоенные и военные годы.
   Это огромная атеистическая машина была настолько хорошо организована и отлажена, что казалось ей нет сносу. Но и она дала трещину. Господь подарил свободу своим верным для того, чтобы беспрепятственно проповедовалось слово Его. Чтобы ищущие души находили прибежище в Господе и чтобы были освобождены все узники совести. "Они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся; но Ты — тот же, и лета Твои не кончатся". Псалом 101:27-28.
   Зажиточные казаки, не желавшие принимать новую власть, уже решили ликвидировать Назара, но в последний момент отставили. Решили проверить настоящий он казак  или нет. Подослали к зданию сельского совета своих людей, чтобы посмотреть как он садится на лошадь. Вот здесь как раз и пригодились навыки джигитовки, которые председатель получил в молодости. Коневод разгонял лошадь в сторону Назара и отпускал. На скаку Назар хватался за луку (передняя часть седла) и во мгновение ока уже был на коне. Так из местных казаков никто не мог. Садиться на лошадь и слезать с неё - это целая наука. Всё это должно было происходить в три приема, соблюдая все тонкости. Назар делал это за один приём, он попросту влетал в седло. Казаки, узнавшие об этом, отменили свой приговор и сказали: "Он настоящий казак!" Да, настоящим быть трудно, какой бы сферы деятельности человека это не касалось, будь то казак, руководитель, рабочий или верующий.
   Из всего перечня труднее всего быть настоящим верующим. Служить Богу верой и правдой. Тогда к твоим словам будут прослушиваться, распоряжения будут исполнять. Молодые и старцы потянутся за советом, который потом поспешат применить в своей жизни. А показное фарисейство, оно даже Христом не приветствовалось, а наоборот. Вот в таких сложных условиях, в постоянном напряжении приходилось работать Назару Добренко. Отдушиной для него была семья. До войны у них с Марией Георгиевной родилось двое деток, Володя 1935 года и Сергей 1940 года. Их в последствии часто и надолго приходилось увозить к бабушке Марии Нестеровне в станицу Спокойную, из-за опасности в работе Назара.
   Много проблем было в сельском хозяйстве, молодой колхоз ещё не наработал опыта и не всегда всё получалось  так,как надо. На Кубани часто дули ветры. Когда зимой не было снега, поля высыхали, выветривался гумус (основное питательное органическое вещество почвы, образующиеся в результате разложения растительных и животных остатков). Эрозия наносила огромный ущерб земледельцам. Было предложено насадить лесополосы для защиты полей от ветра. Это был огромный труд. Сначала проводилась разметка будущих полей, или как их называли клеток, затем по периметру сражались деревья.  В основном это была акация, иногда абрикос, реже другие виды деревьев. Покупали саженцы, сеяли косточки фруктовых деревьев, делали всё, что могли. Деревья выросли и уже пыльные бури, которые были впоследствии, не нанесли столько ущерба, как раньше. Лесополосы стояли плотной стеной, сдерживая сильные потоки воздуха.