Соль

Владислав Климушкин
Давно, на востоке, в далёкой стране,
Как старец седой рассказывал мне,

В богатстве и радости шейх один жил,
Известен заботой о людях он был.

Не раз собирал у шатра свой народ,
Да жалобы слушал - чем каждый живёт...

Заслушав, поддержит и этих, и тех,
И все говорили: «Ох! Добр наш шейх!».

...

Пастух работящий при шейхе служил,
Стада его пас он, но беден сам был,

Другим был богат – у него есть жена,
Добра и красива, а также умна.

Приветливо мужа у дома встречает,
Усталые ноги ему омывает,

Накормит, расскажет какие есть вести,
Пусть жизнь не богата, но в правде и чести.

С зарёю спешит на работу пастух,
Он знает: ждёт дома его верный друг.

...

Тут шейх объезжал свой богатый удел,
Богатый не спит – у него много дел:

Всё надо проверить и всё осмотреть,
Нельзя без надзора богатством владеть.

Проверил в долинах овечьи стада,
Проверил поля, как идёт там страда.

Коней он проверил на горных лугах,
Ещё водопой на речных берегах.

Устал шейх и конь его дышит с трудом,
Вдруг видит пастушеский маленький дом,

А в доме хозяйка, дымится очаг,
И конь ускоряет к лачуге той шаг.

...

Сошёл шейх с коня, властно входит на двор,
Заводит с хозяйкою он разговор:

«Кханум! Поднеси мне питья и еды.
Ты знаешь? Я шейх это дивной страны!»

Хозяйка ответила: «Гость – это честь,
Живём небогато, отведай что есть».

И шейх поражён был её красотой,
За всю свою жизнь он не видел такой.

- Ты словно луна, а живёшь с пастухом,
Я всё тебе дам, так войди же в мой дом!

- О шейх! Ты велик! Ты глава, мы рука.
Негоже брать в дом твой жену бедняка.

Работают руки и ночью и днём,
И так для тебя мы в работе живём.

- Я шейх и отказ твой вовек не приму!
Решил и сказал, значит, быть посему!

- Ну что ж, кто владеет людьми и землёю,
Тот точно владеет своей головою.

Вопрос я задам, если скажешь ответ,
То в дом твой войду, вот таков мой обет.

- Давай же скорей задавай – не досуг!
- Есть старый рецепт, когда стал гнить бурдюк,

То как сохранить тот бурдюк?
                – Что ж, изволь!
Ответ очень прост, надо высыпать соль!

- А если и соль гниль захватит, как быть?
- Тогда надо… Ээээ… Да что тут говорить? -

Дела ждут меня и заботы повсюду.
Готовься пока, я с ответом прибуду!

...

Так, сев на коня, шейх умчался домой,
А там собирает собранье большое,

Созвал мудрецов и их просит совет,
Какой на вопрос тот быть должен ответ?

Однако, не знает никто как тут быть,
Что делать, когда даже соль начнёт гнить!?

Такого ещё не видал целый мир!
Но тут поднимается старый факир:

- О шейх! Извини же меня за допрос,
Но чем заслужил ты столь страшный вопрос?

- Не знаю, ты мне разъясни мудрый друг:
Живёт в моём племени бедный пастух,

Увидел жену я его и влюбился,
Той страстью горя, тут же ей объяснился.

Народ мне послушен уже много лет,
И женщина эта дала мне обет,

Когда на вопрос этот я ей отвечу,
То станет моей она в этот же вечер.

Я шейх! Непременно добьюсь своего!
Не вижу тут страшного я ничего.

- Ты хочешь ответа? Ну что ж, шейх, изволь:
Повсюду известно к чему нужна соль.

Ребёнок и тот даже сызмальства знает,
Что соль не гниёт, оттого сохраняет.

И соли подобен народа правитель -
Он людям своим и отец, и хранитель.

Понятно, что будет, когда начнёт гнить
Та сущность, что призвана всё сохранить.

Утратит солёность соль, если сгниёт -
Правитель прогнил, и народ пропадёт.

Таков тут ответ и теперь это знай,
А выбор каков твой – тут сам, шейх, решай!

...

Давно, на востоке, в далёкой стране,
Как старец седой рассказывал мне,

Народ жил один среди многих племён,
И правил народом не шейх, а закон.

Там мудрые судьи решали дела,
Там вера в порядок и правду жила,

Но если судья творил чёрное дело -
Его голова отделялась от тела.

(На заставке картина "Фариза" казахского художника Килибаева Нурлана Аталыковича)