Конкурс 25 Лепестки сакуры Статичность в хайку

Клуб Золотое Сечение
 Дорогие друзья, постоянные участники, и гости нашего проекта "Лепестки сакуры"! Все приглашаются принять участие в новом конкурс!

  Ненадолго оставим начатую тему инверсии и остановимся для размышления. Иногда мы сетуем на то, что нам не удаётся понять то, что хотел донести до нас автор. Возможно, виной является нехватка должного внимания с нашей стороны и соответственного отношения к поэтическому тексту. Часто причиной служит влияние суеты, или суетности, которую приравнивают часто к  иллюзорности. И наоборот,  человек, осознано проникший в нетленную среду, в статичность, ощущает полноту, умиротворение, блаженство, единение, слияние с мирозданием, и поворачивает на знакомую дорогу, ведущую как бы к себе домой, в родную среду, связанную со многими воспоминаниями, ассоциациями. Статика имеет отношение к нетленности, к содержательности и неизменности, а динамика привносит иллюзорность, хотя и работает над осуществлением замыслов, рождённых при размышлении.

   Человек, фиксирует взгляд на объекте (море, небо). И окунается, погружается в статику, пустоту, в неизменность, зафиксировав взгляд на позиции "как есть" (пламя свечи). Отключившись на время от бытия, ни о чем не думая, ощущает удовлетворенность и комфорт. Освобождается от всего ненужного, негативного и, успокаиваясь, включает новое воображение, которое становится созвучно тому, кто эту картинку ему показывает.

     Так или иначе, но, видимо, поэтому мы всеми силами стараемся исключать глаголы из наших  текстов, потому как они порой нарушают ту самую статику и процесс созерцания. Ведь для того, чтобы увидеть водопад, не обязательно писать «вода в водопаде падает» или «река течёт». Ясно, что вода в реке бежит или течёт, а в водопаде падает, и вполне достаточно существительных, чтобы увидеть картинку, как она есть, чтобы остановиться  перед этой завораживающей взор стихией и слиться с ней, воспринимая её как единое целое, растворяясь в потоке, уносящем далеко от сиюминутной действительности. Поступая так, мы добьёмся своей цели, создавая невидимые внутренние мосты, которые предоставим читателю достраивать самому в своём воображении и ощущении.
 ================


  Итак, дорогие друзья, давайте остановимся и, не спеша, поработаем над тем, чтобы приблизиться к вечному, незыблемому, отказываясь от суеты и всего, что мешает, а именно от глаголов любых форм, включая деепричастия и деепричастные обороты.


  Итак, задание для конкурса «СТАТИЧНОСТЬ В ХАЙКУ»:

1. Написать хайку (от 1 до 3) по форме желательно 5-7-5 слогов. За каждый глагол (и его формы)  в хайку будет вычитаться по 5 баллов. При подсчёте баллов при голосовании за соблюдение формы 5-7-5 ведущей также  будет прибавлено 5 баллов. Другие хайку не с количеством 17 слогов будут приниматься, но в разумных пределах (от 13 до 20, например).

2. В хайку будет оцениваться НАСКОЛЬКО УДАЧНО УДАЛОСЬ ОБОЙТИСЬ БЕЗ ГЛАГОЛОВ И ПОГРУЗИТЬСЯ В СОСТОЯНИЕ СТАТИКИ, СПОСОБСТВУЮЩЕЙ К РАЗМЫШЛЕНИЮ И ОСОЗНАНИЮ УВИДЕННОГО, ИЛИ НАОБОРОТ, НАСКОЛЬКО УМЕСТНО БЫЛИ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ГЛАГОЛЫ, НЕ РАССЕИВАЮЩИЕ ВНИМАНИЕ И НЕ НАРУШАЮЩИЕ ГАРМОНИЮ СОЗЕРЦАНИЯ. И как всегда, не забываем основную поставленную задачу: всевозможные разночтения и создание дополнительных образов.

 Для настроения рекомендуемая тема «ОПУСТЕВШИЙ  ПАРК», но не обязательно.  Может быть, в данный период сезона Вы нашли вдохновение для созерцания совсем в другом. Посмотрим, насколько удалось проникновенно передать чувства через создание внутренней энергетики в хайку.

 Заявку на участие в конкурсе публикуем в виде рецензии ниже! Но ТЕКСТ НЕ ПУБЛИКУЙТЕ, пожалуйста! Конкурс проходит АНОНИМНО:

Текст хайку в количестве от 1 до 3 от каждого автора присылайте мне на почту:
ignattur@gmail.com   (можно послать сообщение на страницу "Татьяна Игнатова 5" http://www.stihi.ru/avtor/ignattur , но обязательно должен прийти от меня ответ)
По форме: На конкурс Лепестки сакуры
Имя автора, текст хайку

Здесь, в рецензии, можно написать, что заявка отправлена. Чтобы другие участники видели, как проходит приём работ.

Призовой фонд:

1-е место - 500 баллов,
2-е место - 400 баллов,
3-е место - 300 баллов,
4-е место - 200 баллов,
5-е место - 100 баллов.

Краткие тезисы в помощь написания хайку, отражающие основные принципы написания хайку:
1) Использование слова Киго (сезонное слово, вызывающее  у читателя   ассоциации  пейзажа конкретного времени года). При этом самого времени года не указываем: зима, начало зимы, зимняя  и т.д.
2)Двучастность: возможно одна связана с описанием природы, другая с состоянием человека, но может быть не всё так очевидно. 12+5 или 5+12
3)присутствие двух полюсов, связанных между собой, несмотря на то, что полюса весьма отдалены друг о друга: частное-общее, маленькое и незначительное - большое и весомое, разные состояния и т.д. Внутреннее напряжение при общем спокойствии созерцания.
4) Отсутствие смысловой досказанности, по сути – недостроенный мост, который читатель достраивает сам, если автору удастся правильно вызвать у него ассоциации.
5)Отсутствие досказанных мостов в прошлое. Используем только глаголы настоящего времени несовершенного вида. Хайку распространяется в пространстве, а не во времени.
6)Безличность. Автор за кадром. Пишем от третьего лица. И глаголы тоже. Без местоимений.
7)Отсутствие даже скрытых метафор и каламбуров. Учимся писать просто.
8) Полное остутствие рифмы
9) Возможен как трёхчастный ритмический рисунок, так и двухчастный. Но в последнем случае желательно совпадение с информационной двучастностью, чтобы интонационно подчеркнуть границу, сделав паузу.
10)Не использовать глаголы описывающего характера, например: думать, вспоминать, любить, верить, умирать, страдать и т.д.
11)Стараться избегать утверждений. Не называть испытываемых чувств. Не навязывать своему читателю своё мнение. Пусть сам почувствует. Нарисуйте картинку и он почувствует, что и Вы.
12)Избегать невещественных существительных: совесть, честь, счастье, горе…
13)Избегать олицетворения: росток пробился… Приписывание неодушевлённым предметам и растениям, явлениям природы  действий, характерных для одушевлённых, живых организмов.
14) Не писать монолог, мысли вслух
15) Избегать пересечений в понятиях: твёрдый гранит, чистый источник, холодный снег.
16) Стараться использовать меньше глаголов, - не больше двух.
17) Монохромность. Избегать указывание на цвет.
18) Стараться воздерживаться от вкусовых оттенков и описания звуков. Только рисовать. Картина не может издавать запахи и иметь вкус. Она беззвучна. Но видя её читатель сам воспроизводит то, что впечатлило автора, который остаётся за кадром.
19) Избегать негативных чувств и отрицания, отрицательных частиц "не", "ни".
20) Отсутствие лишних слов. Если слово можно выбросить без искажения смысла, то лучше обойтись без него.
21)  Связку слов предпочтительно осуществлять удачным подбором падежей и склонений, а не за счёт частиц, союзов и предлогов. Использование предлогов - не более двух и обязательно разных, без повторов.
22) Отсутствие инверсии, особенно ради формы и построения ритма. Никакой искусственности в речи.
23) стараться не использовать прилагательных и наречий.Имена существительные тоже не должны нести оценочный характер. Никакой навязываемой оценки автора!
24) не употреблять название звуков, а передавать увиденное и услышанное через фонетические приёмы ассонансов и аллитерации в словах, чтобы читатель услышал при чтении вслух передаваемое.

И самое главное – НЕ НАДО СПЕШИТЬ.

Помните, по воспоминаниям учеников Басё: хайку — это палец, указывающий на Луну. Если на пальце блестит куча украшений, то внимание читателя будет отвлекаться на украшения, а чтобы палец показал именно саму Луну, никакие украшения не нужны, без них внимание зрителей будет направлено именно в ту точку, на которую указывает палец. Девиз хайку ПРОСТОТА.

Жду только новые работы! Вдохновения Вам, дорогие поэты, постоянные участники и гости!

Приём работ до 15 ноября 2018 года, ЧЕТВЕРГ,  или до 30 работ максимум! После чего будет объявлено голосование!


Принято: 30 хайку.


Ведущая и автор проекта Татьяна Игнатова.