Воспитание Личности

Игорь Карин
 Не первый год висит надо мной Меч, который я повесил сам, - Триада, т.е. Три Стадии возможного  развития человека и человечества.. На примере произведений Лермонтова о первых двух сказано у меня немало. А вот о том, что такое Личность, так и не мог Ничего сказать, хотя имел Что сказать.. Вот теперь попробую хоть вмале...
 Итак,  буду говорить о Личности в философском плане. Материалы - прежде всего книга, которую я написал и отдал в печать под другой фамилией (вынужден был!), называется "Личность в философии и гуманитарных науках" (Новосибирск: Наука, 1996). Автора не называю, но по этим данным ее можно отыскать однозначно, если у кого-то возникнет такое желание.
 Книга писалась мной со страстями и гневом. Выступал я в ней и как философ,и как литератор, и как "старший научный редактор" Издательства (должность моя в те времена). Страсти заключались в "ехидстве" и сарказме, направленном на "книжников и фарисеев" тех лет.  Эти фарисеи кишели и в педагогике, которая претендовала на ведущую роль в воспитании именно "личности"... И начну цитировать свой текст - с.113:
  "Одной из бед советской школы было воспитание абсолютного метафизика,не способного понять не только философские, диалектические истины в институте, но и разобраться в диалектике, свойственной творчеству великих писателей, которых он "проходил в школе". Поэтому не педагоги, а профессиональные философы впервые заговорили о необходимости воспитывать прямо в школе диалектическое мышление. И самым смелым, объективным и убедительным был здесь... Э.В. Ильенков, который в годы самого плотного, "болотного" застоя забил тревогу в серии статей, посвященных воспитанию личности. ... Одна из этих статей... называлась насколько кратко, настолько же и тревожаще - "Учиться мыслить!"
 Но это же название ... вызвало раздражение многих .. "педагогов в авторитете":как это - учить мыслить? а мы чем занимаемся? и не советская ли педагогика самая передовая в мире?!...
  Начинает Э.В. Ильенков с общих утверждений, что "ум - это "не естественный дар", а результат социально-исторического развития человека". От природы даны лишь "органы ума", а разовьется этот ум или не разовьется, "зависит уже не от природы.И грехи общества ... нам совсем незачем сваливать не нее".
 "Но многие ученые, подходя к нашим личностям на западный манер (!!), готовы всё объяснить "природной" неспособностью того или иного ученика мыслить и рассуждать: "свалили на природу свое собственное неумение - и совесть спокойна, и ученый вид соблюден.Во всем виноваты гены...
  Теоретически такая позиция малограмотна, а нравственно - опасна, ибо предельно антидемократична, ибо с самого начала объявляет ум  привилегией избранных".
  Остановлюсь пока - погляжу, как бывшие сов.школьники будут (если будут) реагировать на этот фрагмент книги.
   И опять же попрошу "въедливых" обратиться к моей Триаде:Кант, Гегель и прочие мыслители, в том числе и корифеи от разных богословских систем...
 Однако кое-что надо сказать и о том, что такое метафизика в школе и далее везде... В школе это "спущеный сверху" рецепт.. Так, если кто вспомнит прекрасный фильм "Весна на Заречной улице", то там "учительша" проверяет, как ученики усвоили ее "урок" о "Горе от Ума". И один начинает: "В комедии Грибоедова..." И Она тут же велит исправиться: "В бессмертной комедии Грибоедова!.." И тот вынужден повторить...
 А в чем "бессмертность"-то, граждане?  И никто из класса этого явно не знает.
 Вот почему, работая с "гениями" в физматшколе, я задал просто прочесть "комедию", но обратить внимание на характеры и сам текст. И было задание на дом: Кто хочет получить пятерку, тот мне в неурочное время цитирует наизусть 20 крылатых - на личный вкус! - выражений из этой пьесы. На четверку - хватит 15-ти. Об остальных оценках речи не ведется...
 Ну и, конечно, о Великом Грибоедове честолюбивые ученики узнали довольно, даже и без "Гугла"...А мне пришлось порядком рассказать, что такое Классицизм, и что с ним содеял А.С. Грибоедов: он просто опередил время на две эпохи становления Литературы, в частности он оказался Народным, как Крылов, и Реалистичным, как поздний Пушкин... Ну и о гениальности Автора было сказано довольно, что по-особому стимулировало моих "гениев".
 Вот такой подход можно было считать не метафизическим заучиванием, а полной диалектикой, доступной школьникам...
 Ну и спросите, почему я не "заслуженный учитель"? Мог бы, наверное, стать им, но это не было моей высокой планкой...
 Прошу прощения, но я только-то начал разговор о Личности... А понятие о ней - не из простых... Все гуманитарные науки тех лет претендовали на знание того, что есть личность.. У меня в книге есть подробное описание демагогических определений, пустопорожней болтовни о личности. И я планирую кое-что поцитировать из тогдашних психологии, педагогики, истории, литературоведения...
 Приглашаю - буду чертовски рад.. Ваш Игорь Карин.