Один день - Вся жизнь!..

Виталий Самойлов 2
   Москва 1966 год. Ул. Скаковая дом 15 корпус 1 кв. 82. Пучков Николай Ильич. Первенство города Москвы 25-28 июня 1966 год.
   Мы, представители города Томск-7, нас было четверо.
Я, Самойлов Виталий, первый разряд; Шерко Дмитрий, первый разряд; Балыков Виктор, первый разряд и Пучков Николай, первый разряд.
   Николай - москвич. В нашем городе проходил срочную службу. В войсках ВВ. Дима и Виктор разместились в общежитии. Меня Николай пригласил в гости. Я познакомился с его родителями. Меня удивила старшая сестра его мамы, Антонина Васильевна, служащая Московского метрополитена. Она работала дежурной на станции «Киевская». Очень много рассказывала о метро, и о себе… Поведала нам о своей работе.
   Чемпионат для нас завершился успешно. Я – чемпион Москвы. Мои соратники – призёры.
   По приезду домой я постарался всё, услышанное мною, записать на бумаге. Что получилось не мне судить. Писал от своего имени. Николаю понравилось. Оригинал я подарил ему.
 
   Лента эскалатора медленно опускалась вниз. Люди, стоявшие на ней, безучастно смотрели куда-то вдаль. Иногда кто-нибудь лениво поворачивал голову к встречному потоку, не меняя выражения лица. Даже резкие толчки спешивших не выводили их из этого состояния.
   - Товарищи пассажиры, - раздался вдруг женский голос, - Не засоряйте метро. Чистота - залог вашего здоровья!
   Дежурная, уже не молодая женщина в красной шапочке, призывала пассажиров беречь детей чужих и своих, соблюдать правила поведения на эскалаторе. Исчерпав призывные обращения, она стала внимательно вглядываться в нескончаемый людской поток.
     Вдруг её взгляд остановился на молодой женщине с длинными пушистыми волосами. Эту девушку она знала давно, помнила ещё нескладным подростком. Порою она не видела её подолгу, но когда та появлялась вновь, у Антонины Васильевны, так звали дежурную, как-то отрадно становилось на душе. На глазах кареглазая девчонка превращалась в красивую стройную девушку.
     Девушка, выйдя из метро, уже давно ехала в электричке, совершая свой обычный каждодневный маршрут, а Антонина Васильевна всё думала и думала о ней. Постепенно её мысли переключились на то далёкое время, когда  она, ещё молодой женщиной, пришла работать в метрополитен. Детей у неё не было, с мужем разошлась.
      Метро стало для неё большим родным домом, со сказочными, необыкновенно прекрасными комнатами-станциями. Она хорошо знала каждую из них, могла оценить их красоту.
      В первые года Антонина Васильевна подолгу любовалась станциями: «Киевской» с её колоритной росписью; монументальными скульптурами «Площади Революции»; неповторимым обликом станции «Новокузнецкой»… Узорчатые потолки, позолоченные барельефы, величественные мраморные колоннады - всё это она считала величайшими произведениями искусства. Ей всегда хотелось обратиться к людям, которые всё время спешили куда-то, чтобы они остановились и посмотрели на эту красоту. Но это не входило в её обязанности и она только с досадой думала, - А нужна ли здесь эта красота, может быть можно было строить попроще.
      Её мысли снова вернулись к людскому потоку. За долгие годы работы — сначала на «Проспекте Маркса; потом на «Киевской»… Она повидала много людей. Они не казались ей безликой толпой, как некоторым её сослуживцам. Знакомые лица она замечала ещё издалека, ей было приятно, когда они здоровались с ней.
      Антонина Васильевна легко отличала москвича от иногороднего. Вот эта женщина, очевидно, впервые в Москве. С любопытством оглядывает пассажиров. Немного замедлены и нерешительны её движения. Вот она остановилась, читает указатель направления станций.
       А у этому молодому человеку  всегда не хватает времени, а может быть молодая энергия бьёт ключом - всё время бегом. А этот всё время читает… Антонина Васильевна, вглядываясь в знакомые лица, пыталась представить жизнь, определить профессию этих людей.
       Народу становилось всё меньше. Электронные часы показывали 19 часов 30 минут. Рядом раздавалось равномерное постукивание деревянной щётки. Это Екатерина Степановна, уборщица, дорабатывающая последний год, мыла пол. Она работала энергично, даже с каким-то ожесточением. Людей вокруг она не замечала, так что пассажирам приходилось поспешно расступаться перед щёткой.
       Антонина Васильевна никогда не видела эту женщину весёлой. Лицо у неё всегда выражало или тоску, или злобу… «Видно не сложилась у неё жизнь», - с болью подумала Антонина Васильевна.
       Приближается Новый год. Мимо пройдут мужчины, неся в руках ёлки. Как быстро прошёл год, да что год, жизнь прошла незаметно. Через два года уже на пенсию.
-:-:-

Снимок из интернет. !960 - е годы.