Игра видами художественной изобразительности

Ольга Чернорицкая
В стихах Маяковского, Антокольского и Бродского пейзаж часто становится натюрмортом, натюрморт - портретом, портрет-интерьером. Этот прием, взятый в пушкинском "Медном всаднике", в ХХ веке обрел странные очертания, продолжившие пушкинский абсурдизм. Где Нева мечется «как больной» в «постеле беспокойной» и интерьер комнаты больного переходит в пейзаж наводнения, там вещь – памятник становится портретом эпохи и несется за одним – самым пронзительным и самым правым из всех - недовольным.
Маяовский:
"Черепа шкатулку вскройте,-
сверкнёт
драгоценнейший ум".
Портрет и натюрморт.
"Тысячеглаз надсмотрщик, фонари, фонари," -
Портрет и пейзаж.
"Заприте небо в провода,
Скрутите землю в улицы!"
Пейзажи в натюрмортах и наоборот

Кантор был близок к пониманию средства этой художественности, но свел к фантастике: "Одно превращение следует за другим. Фантастическая реальность разворачивается причудливо. Вот на подушке, ставшей льдиной, поэт плывет по Неве и оказывается под тем самым феерическим мостом, к которому он приковал себя в «Человеке»."
пейзаж с автопортретом и предметом интерьера - подушкой, о том ли не мечтали футуристы?
Исток антропоцентризма Маяковского- это русский реализм как создание систем образов, антропоцентричных систем с героем, который стоит в центре и через него – портрет- автор показывает всех других персонажей, через интерьеры, пейзажи, а его – через них.
В вашем
квартирном
маленьком мирике
для спален растут кучерявые лирики.
Что выищешь в этих болоночьих лириках?!
Меня вот
любить
учили
в Бутырках.
Большое в малом, малое в большом – линии пейзажа как линии перспективы путаются и дают футуристическую картину - сюрреализм.
Игра с опцией пространства – бинокль. Телефон связывает через космос один интерьер с другим – вещность стягивает интерьеры с пейзажами:
Вселенная
вся
как будто в бинокле,
в огромном бинокле (с другой стороны).
Горизонт распрямился
ровно-ровно.
Тесьма.
Натянут бичевкой тугой.
Край один —
я в моей комнате,
ты в своей комнате — край другой.
А между —
  такая,
какая не снится,
какая-то гордая белой обновой,
через вселенную
легла Мясницкая
миниатюрой кости слоновой.

Бродский продолжает сюрреалистичность Маяковского и Пушкина. Его лирический герой  - мера всех вещей.
Старый буфет извне
так же, как изнутри,
напоминает мне
Нотр-Дам де Пари. ----
- интерьер и пейзаж
вещь, как правило, пыль
не тщится перебороть,
не напрягает бровь.
Ибо пыль - это плоть
времени; плоть и кровь.
- это портрет и натюрморт.
Наконец, Бродский бы предпочел черный квадрат ничегоневидения, ни портретов, ни натюрмортов, ни пейзажей.
"Вещи и люди нас окружают. И те, и эти терзают глаз. Лучше жить в темноте. Я сижу на скамье в парке, глядя вослед проходящей семье. Мне опротивел свет".
Антокольский. Анималистический портрет в пейзаже:
И в сером асфальтовом сквере,
Где плачет фонтан, ошалев,
Отлично привинченный лев
Забыл, что считается зверем.
С пузырчатой пеной в ноздрях,
Кольчат и колюч, как репейник,
Дракон не теряет терпенья,
Он спит, ненароком застряв
Меж средневековьем и этим
Прохладным безветренным днем.


Соединение средств художественной изобразительности мы видим и у Евгения Чигрина.
Соединение портрета и пейзажа:
За осенью, в которой стих подмёрз, как Вяземский в халате обветшалом,

Соединение портрета и натюрморта:
Вдыхая пыль, глотая абрикос, чертя судьбу, как блазнится, недаром –

Соединение интерьера и пейзажа с портретом:
Взлетает жизнь, забыв в шкафу крыла, и пропадает в городе брюхатом,
Куда спешишь, "бессмертная пора", стегнув себя некачественным матом?
Куда теперь, расстёгнутым на сто сиротств таких, что вспомнился б родитель
В каком-нибудь заштопанном пальто, скорее безучастный небожитель?