Марина Намис. Читательский обзор. Октябрь-2018

Большой Литературный Клуб
 Октябрь – месяц грусти и простуд – своими туманами и слякотью отбивает всякое желание куда бы то ни было выходить. Зато в доме поселяются запахи глинтвейна и последних яблок, ласка пледов, хрупкость принесенных с прогулки листьев и вечерние голоса за чашкой чая. Поэтому пусть роща отряхает последние листы без нас, мы останемся в тепле и будем не столько смотреть, сколько осязать, слушать, пробовать на запах и на вкус, а порой жить и иными безымянными чувствами. Тем более, что тумана (в самом прямом смысле) и в лонге достаточно.

Именно в туман нас погружает стихотворение Линды Ангелиной «Река» http://www.stihi.ru/2018/02/15/9765. Вы ведь знаете то пограничное состояние между явью и сном, когда понимаешь, что глаза закрыты, и всё предстает мутным, едва различимым? По-моему, описанное происходит именно так. Как раз из-за тумана зрение уходит на второй план. Взамен ему предельно обостряется осязание – «по колкой траве», «ползли у меня под руками» и слух – «безмолвно», «но ни звука» и т.д. Атмосфера создана потрясающая, и ритм ей под стать – текучий, сонный.
Река – как то, посредством чего осуществляется переход в иной мир – явление не редкое. И эта река такая. Но история своя. Размышления о переходе в другой мир, о контакте с ним, о своевременности этого перехода.

Прикосновение к другому миру есть и еще в одном стихотворении лонга – Алексей Григорьев «Дверь» http://www.stihi.ru/2018/04/04/5196. Причем, в данном случае автор говорит о сне напрямую. При всей лаконичности текста смысловых пластов в нём масса. «Снег на небо летит с низин» – то ли мы туда уходим, то ли время наше. Пётр роняет ключи – отмечаем параллель этих ключей с нашей «дверью» – и то, что зима – «из замочных скважин» тоже. Впрочем, всё здесь очень символично – и дверь сама, и лампада в конце. Обязательно ощутите это прикосновение...
Ну, а если хочется о прелестях мира нашего, то давайте пойдём вслед за Ниной Савушкиной в «Караоке» http://www.stihi.ru/2018/10/19/4007. Там мы будем именно слушать тем более, что слух у нас уже заострён. Весьма любопытная история шагания с песней по жизни. Только совсем без пафоса. Здесь «пою» равнозначно «живу». Написано ярко, метко и очень-очень жизненно. Не малую роль играет лексика. Стихотворение о том, что нас закаляет, о человеческой одинокости. Мимо рифмы «караоке-кареоки» и сравнения «сжимал меня, как пассатижи» пройти невозможно. Так пой же, пой, стойкий оловянный певец, вот-вот грядет твой звездный час, твоё «а капелла»…

Ну, жизнь-пение – это в общем-то не плохо в сравнении, например, с жизнью, сосредоточившейся на кальмаре и его поедании («так дети» Глаша Кошенбек http://www.stihi.ru/2018/09/12/2863). Вот тут мы и прибегнем к вкусу и обонянию («как пахнет рыбой и вином»). В данном стихотворении, кстати, тоже поют, правда, лишь дети. Картинка этого пения, предельно сгущенная, почти приторная, сопровождает нас, как и сам кальмар, на протяжении всего текста. Авторская ирония остра; она фокусируется на мельчайших деталях кальмарно-благополучной жизни, которые под её прицелом разрастаются до гротескного.

Дьявола в деталях мы найдем и еще в одном стихотворении лонга – Рен Арт «Августовское» http://www.stihi.ru/2017/10/30/10108. Жизнь, впрочем, показана иная – даже два типа жизни. Причем, обе – под руку с музой. Детали-кирпичики, порой одни и те же, но под иным углом увиденные, дают совершенно разный результат. Возьмем хотя бы солнце. Для кого-то это радость быть «прожаренным до нутра», для другого – «в небе взрывается шар багровый». Или ночь – кто-то «встает на цыпочки», чтобы «достать луну», другой – просто счастливо забывается в ней. Впрочем, как бы ни были полярны две эти жизни, обе они одинаково бессильны перед чем-то большим, которое в данном случае воплощается осенью. Осень жизни ли это, осень мечты – не важно. Это просто символ того, чему мы непременно сдадим себя, свои «вокзалы и телеграф». Концовка автору удалась бесспорно.

Приход осени во всем множестве её смыслов мы встречаем и в другом стихотворении («Когда коснулась осень языка» Черная Лиса http://www.stihi.ru/2018/10/14/3969). Казалось бы: раз уж «на птичьем» – будем слушать. Но нет, это тот самый случай, когда нужно перейти на уровень интуиции и предчувствий, ибо здесь нам предстоит складывать вечность, рисовать картину мира, выходить за черту логики понятий. Попробуем?..

А слушать мы будем другое. Слушать будем целый хор. Как ни странно – «рыбий» (Алекс Трудлер http://stihi.ru/2017/01/17/4523). В этом тексте не только сам хор не тривиальный, но и звуки, издаваемые им, «чешуйчато прерывистые». Есть что послушать, конечно. Однако хор, щедро одарив «радиусами света» и едва пустив круги, прощается с нами – «до свиданья».  Поэтому отсюда захватим «четки тишины» и поспешим в тишину другую, тем более что она столь же ускользающая.

Постараемся успеть, покуда эта тишина «легче пуха» (Кляксой http://www.stihi.ru/2018/10/02/8538). А бывает ли тишина тяжелая? Да, когда на неё давит горе. Поспешим же, тем более, что автор поймал эту легкость и делится с нами и «жёлтым днём», и персиками и даёт потрогать «птицу-оригами» воздуха. Да, история известна. Но стихотворение столь же легко и прозрачно, как эта самая тишина – прислушайтесь…

А теперь пришло время тишину нарушить вместе с Полиной Орынянской http://www.stihi.ru/2018/07/02/6122. Подумаем вместе с автором о значимости и естественности слова, о его силе и роли.  И если Вы до прочтения стихотворения сомневались, стоит ли говорить, то после него все сомнения отпадут. Однозначно – да…

И еще один текст о «говорении», Андрея Блинова  http://www.stihi.ru/2016/05/07/7038. Современные интерпретации библейских, исторических событий всегда вызывают интерес. Но в то же время остается риск, что предыстория перевесит. Здесь, по-моему, авторская удача. Он вносит новый слой, с которым очень захватывающе взаимодействуют предыдущие. В духе поэтики постмодернизма автор играет не только с библейскими событиями, но и с Булгаковым, помещая в палату теперь уже самого Пилата. Герой Андрея явно вызывает сочувствие и, кажется, прощен…

Доля безуминки, причем, весьма позитивная, есть и в стихотворении Петры Калугиной http://www.stihi.ru/2018/06/13/5457. Некоторые, очень яркие, детали его мне запомнились еще с Кубка, например, «космоса пылающие комья», «бак чистейшего заката», «вороньих звезд галактики». Под метким взглядом автора всё наше повседневное обретает космические масштабы. Есть чем восхититься. Поэтому встаем на коньки и айда любоваться «разрозненными бусинами пейзажа».
Стоп-стоп-стоп… Мы же договорились, что в этот раз останемся дома. С ума можно сойти и по-другому. Тем более, что творческое мышление – это всегда немного выход за грань. Покопаемся в себе вместе с Романом Ненашевым http://www.stihi.ru/2018/08/13/3738. Кто ты, пишущий? Кораблик в маленьком бумажном бою? Или полубог, склеивающий солнце? Перетекание в друг друга автора и мира вокруг. Взаимоизменение, взаимодополнение, взаимопроникновение, сотворчество и сопечаль.  Интересное и очень самобытное авторское размышление, столь же яркое, как звезды в завершении стихотворения.

Впрочем, под падающие звезды можно смотреть не только в себя, но и вокруг, как это делает Агата Бахрушина http://stihi.ru/2018/08/12/9092. Пестрые стёклышки одного из вариантов жизненного калейдоскопа. Успейте вглядеться, пока автор остановил его для нас. Возможно, такого момента больше не будет.
Да, и дома есть стёклышко, в которое можно посмотреть. Конечно, телевизор. И там порой бывает что-то достойное внимания. Например, по «Энимал плэнет». Жиль Де Брюн посмотрел и с нами поделился мыслями о тяжелой доле выхухоли http://www.stihi.ru/2016/06/22/3536. Говорит, «жизнь полная забот», никто не приголубит, не пожалеет, «похудеть ей тяжело». Что? Это уже не про выхухоль? Ничего не знаю – все вопросы к Жилю…  Меткие перенесения человеческих качеств на животное и наоборот. Парадоксальное смешение деталей. Искрометный юмор. Обязательно стоит обратить внимание.

Помимо «Энимал Плэнет» можно посмотреть весьма интересные вещи по «Найшенл  Географик». Но мы всё же останемся в лонге и полюбуемся вместе с Дианой Рыжаковой удивительной Черногорией http://www.stihi.ru/2018/01/02/698. Томна и завораживающа «медленная земля». Стихотворение теплое, изысканное, укачивающие ритмом как вода в заливе. Вот «олеандры томятся в тиши», «ветер порывисто дышит», «сколы ощупывает языком заря». Почти осязаемо. Чувствуете?..

Есть еще один текст, который невозможно обойти. Всё в нём немного нереально и в тоже время поразительно зримо. Яркие потусторонние метафоры, выхватывающие самую суть явлений и предметов и размывающие их привычные рамки – «окна заклеены днями», «воздух сдуваешь с колен».  Тонкая, почти японская эстетика. Неотпускающие образы – «ковчег неприкаянный», «лето смеркается». Это стихотворение «Август» (Борис Фэрр) http://www.stihi.ru/2018/10/13/4141. И это будет заключительная «ленточка, приколотая» мной «к ветру» октября – ловите...