По конкурсу Фразеологизм

Творческая Мастерская Алкоры
http://www.stihi.ru/2018/09/14/3998 - Конкурсная страница
http://www.stihi.ru/2018/11/04/7314 - Итоги конкурса

Пришло время оценить произведения, поданные на конкурс, задачей которого было показать использование фразеологизмов в поэтической речи как еще одного выразительного средства языка. Причем, не просто использовать, но и сделать это правильно - не разрушая фразеологизма там, где это недопустимо, и применить его с пользой для сюжета. Фразеологизм в стихотворении должен не просто заполнять строку, не просто служить оригинальным украшением, а быть к месту: подходить своим содержанием и областью употребления выбранному автором жанру стихов и стилистике их речи. Все это мы разберем на конкретных примерах далее, а пока просто вспомним, что такое фразеологизм.

Фразеологизм - это закрепившиеся в нашей речи  сочетания слов. Эти  сочетания - фразы - не создаются говорящим, а воспроизводятся им в уже готовом виде,  требуют запоминания. В большинстве фразеологизмов нельзя заменять или пропускать слова по своему желанию - разрушать устойчивую фразу.

Фразеологизмы не стоит путать с близкими к ним - ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИМИ СОЧЕТАНИЯМИ - оборотами речи, в которых фраза может в какой-то степени менять набор слов, и ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИМИ ВЫРАЖЕНИЯМИ, состоящими из компонентов, значение которых реализуется свободно и имеют прямой, а не иносказательный смысл: ("всерьёз и надолго", "на данном этапе", "целиком и полностью", "правда - хорошо, а счастье - лучше", "любви все возрасты покорны", "в здоровом теле - здоровый дух").

В нашем конкурсе все внимание при разборе стихов я буду уделять только тем устойчивым или частично  устойчивым  оборотам речи, смысл которых иносказателен - его нельзя понимать буквально. 

Использование фразеологизма в поэтической речи её обогащает, делает точнее, ярче, интереснее. Фразеологизм часто выполняет ту же роль, что и метафора - последняя тоже иносказательна, но метафора - это всегда штучный товар, изобретение автора, а фразеологизм - устойчив, он дитя традиции, языка, сложившейся культуры.

Еще одно важное замечание: стиль речи (и область использования) фразеологизма должен подходить к выбранному стилю изложения стихов, к жанру их исполнения. Фразеологизм в стихотворении должен естественно вписываться в язык, тему и жанр стихотворения, быть органичным с ним. Не стоит, например, фразеологизмы разговорной стилистики использовать в лирике высокого стиля речи и наоборот.

А теперь рассмотрим сказанное выше на конкретных примерах - перейдем к разбору стихов участников. Для разбора я здесь отобрала как лучшие (на мой взгляд) стихи, так и стихи не номинированные - с характерной ошибкой использования фразеологизма. В любом случае, я не обещаю в этой статье ПОЛНОГО РАЗБОРА КАЧЕСТВА стихов, для не получивших номинации стихов с недочетами исполнения  существует конкурс "Паркур для Чайников".

Номер перед произведением соответствует номеру, под которым стихи участвовали в анонимном голосовании и записаны в итоговом протоколе.

*********************************************************

1. Вот такие пироги. Светлана Салахова

Снова осень пятнами да пятнами
Красит за калиткою листву.
Испарился принц мой бриллиантовый.
Шут с ним. Как-нибудь переживу.
 
Наревусь, накрашу губы маковы
И пойду – малину обрезать.
Фразу «Все мужчины одинаковы!»
По-другому хочется сказать.
 
Свёкр «ПОД МУХОЙ» до лабаза выскочил:
Обнимает, прямо как родной.
Брошенок  у  нас  в посёлке тысяча,
Значит, буду тысяча одной.
 
Надоели дождики осенние,
Как не «хряпнуть», Господи прости!
Может, на субботу-воскресение
Соизволит деток навестить…
 
И вернётся… Тучи  хороводятся –
Затянули небо над рекой.
Видно, ничего не распогодится
В отношеньях дуры  с  дураком.
 
Барсик нагулялся за улысами:
Щурит, шельма,  рыжие глаза.
Фразу  «Да пошло всё к чёрту лысому!»
По-другому хочется сказать.
 
Снова осень пятнами да пятнами
Красит поредевшую листву.
ВОТ ТАКИЕ ПИРОГИ с котятами.
Ладно. Как-нибудь переживу.

Использована поговорка "Вот такие пироги с котятами: их едят, а они пищат", которая часто употребляется как устойчивое выражение "ВОТ ТАКИЕ ПИРОГИ" - понимать его буквально не нужно, данный фразеологизм  просто выражает катастрофическое состояние дел, а часто употребляется с иронией. "Под мухой" - типичная идиома.

Кто давно со мной знаком, знают, что я не любитель сниженной, народной, разговорной лексики в поэзии. Особенно я не люблю неграмотной авторской речи в стихах. К данным стихам все это не относится: народный, ироничный фразеологизм и идиома здесь как нельзя лучше вписаны в жанр стихотворения - шуточные или ироничные стихи. И язык их, хоть и простой с виду, но абсолютно грамотный, с правильным согласованием слов и с верным по значению выбором слов. Стихи получились легкие, ироничные, с содержанием и связным изложением сюжета.

3. Смена декораций. Владимир Демидов Пп

Ветра в атаку с севера летят,
и лето затаилось в обороне.
Гроза гремит, но ПОЗДНО БИТЬ В НАБАТ –
В окопах август безнадёжно тонет.

А я всего лишь наблюдатель. Мне
не помешать осеннему прорыву.
Но в доме и на небе всё темней,
а молнии на тёмном – так красиво!

И пьяные шатания берёз,
и яблоки бильярдными шарами,
и необычность августовских гроз,
холодного заката яркий пламень –

мне нравятся, но хочется тепла,
что нынешнее лето пожалело.
Молочность запотевшего стекла
пространство декорирует умело.

Сентябрь близко: несколько шагов –
и август прекратит обороняться.
Узоры пёстрых павловских платков –
очередная смена декораций.

Фразеологизм БИТЬ В НАБАТ  не требует буквального понимания - наличия барабанного боя или колокольного звона, оно просто означает привлечение  внимания к опасности. В стилистику стихов (пейзажная лирика) он лег естественно, так как подкреплен другими родственными образами - ветры "летят в атаку", лето "в обороне", август "в окопах". В целом - яркая и убедительная картинка сражения уходящего лета с надвигающейся осенью. Хорошая работа!

6. Никого не спросишь. Екатерина Падукова

Всё никчемно, темно, некстати,
и ДЕЛА ВСЕ ИЗ РУК ВОН –               
только жизнь улыбнулась – нате! –
по тебе ли, по мне звон?
Только счастье так было близко,
обернёшься – уже дождь
нас оплакал, и вечер виснет…
Ты не спишь, смс шлёшь:
сквозь разлуку и дым табачный –
как ты? – слышу КАКОЙ год.               
Без тебя, знаешь, ХОЛОД СОБАЧИЙ…
и совсем загрустил кот.
Рвётся связь, день печальною ношей –
целый СВЕТ НЕ ПРИГОЖ, стыл…
Никого, никого не спросишь:
почему не со мной ты?..

Стихи интересные, с содержанием, но, на мой взгляд, не во всем совершенные. Из фразеологизма ИЗ РУК ВОН ПЛОХО, взята только его часть:  дела все ИЗ РУК ВОН,  причем конец незаконченной фразы ВОН еще и оказался в зоне ритмического ударения, что сделало недочет особенно заметным. ХОЛОД СОБАЧИЙ - устойчивое выражение, но здесь, где жанр  близок к любовной лирике, оно не совсем годится по области своего использования -  непоэтично и звучит грубо. В фразе "целый СВЕТ НЕ ПРИГОЖ" - неудачное слияние двух разных устойчивых фраз "свет не мил", и "день не пригож". А еще в стихах (лирических по замыслу) мало  поэзии речи, зато есть  разговорные варианты использования слов ("какой год" вместо "который год").
 
10. Быстрее ветра... Вита Осенняя

Быстрее ветра мчатся кони,
клубится пыль из-под копыт,
и понимаешь вдруг невольно,
что счастья миг под пылью скрыт.
И с ностальгией на излёте
промчавшихся мгновенно дней
ты помнишь не о зове плоти,
а о душе, что всех родней.
Она томится на чужбине,
летит во снах на отчий зов,
а сны - из небыли и были,
из недосказанности слов.
А кони мчатся к переправе,
остановить надежды нет,
но молится душа упрямо
и знает, что НЕСЁТ СВОЙ КРЕСТ.

Фразеологизм "НЕСТИ СВОЙ КРЕСТ" (следовать своей судьбе, терпеливо выполнять долг) близок к буквальному смыслу, хотя не предполагает наличия деревянного изделия, которое нужно нести. Он  гармонично вписан в содержание философской лирики, ничего не мешает номинации стихов, написанных без базовых ошибок. Разве что пропуск слова "их", пропущенного, но подразумеваемого по смыслу в предложении "А кони мчатся к переправе, остановить надежды нет". Да и логика связи между предложениями в концовке  стихов (а концовка - всегда важная смысловая часть любого произведения!) не убедительна: "но молится душа упрямо и знает, что несёт свой крест". Хочется более убедительной, содержащей какой-то вывод или идею, концовки.

14. Штормовое. Алексв 

Оно ревело, рвало и метало, 
Трепало нас, как свора псов - кота.
За шкирку взяв на рейде у причала,
Семь дней не разжимало море рта.

Семь дней несло, безжалостно корёжа,
То килем вбок, а то вперёд кормой.
Жевало и с бортов сдирало кожу,
Но выплюнуло всё же в день восьмой.
 
Упала тишина на мир с восходом,
Нас океан не взял на абордаж!
Свалился в сон Нептун сизобородый
И поредевший вдвое экипаж.

Светился день, небесный свод расшторя,
Дарил покой, тепло и благодать.
Но мы должны проснуться раньше моря,
Себе - и шхуне - шкуры залатать.

Морской воды по трюмам - до колена,
Ну а вокруг - на  добрых сотни миль.
-Что с пресной? - Полбочонка... Кэп, проблема!
-Как ветер? -С ветром худо.. Полный штиль!

Залечим раны, швы законопатим,
Скроим по новой крылья парусов.
Готов корабль - хоть к шторму, хоть к регате!
...А ветры спят - семь дней и семь часов.

И каждый час затишья - словно вечность,
Соль сушит глотки, мысли и слова:
Вода, как жизнь - бесценна и конечна,
Осталось их - на донышке едва.

Хлебни морской - и сдохни сразу, либо
Минуты жажды складывай в часы.
Укройся в тень, глотай сырую рыбу,
Успей слизать  налёт ночной росы.

Кто хочет жить - тому достанет воли!
Старуху нам дурачить не впервой,
Чей саван бел от выпаренной соли.
НАЙДЁТ КОСА НА КАМЕНЬ у косой!

И к плоскости пришпиленные штилем,
И вставшие со штормом на дыбы,
Переживём, прорвёмся, пересилим,
Поднимем все, что нужно, на горбы!

Чтоб в старости, прожив свой век и выжив
Во всех боях, но все ж  - не из ума,
На берегу, где вечность ноги лижет,
Сказать себе: -А я видал шторма...

Стихи яркие, хотя, на мой взгляд, затянутые: долгое описание бури отнимает внимание читателя, отчего мысль  стихов  размывается. Фразеологизм НАШЛА КОСА НА КАМЕНЬ (т.е., столкнулись в непримиримом противоречии) существует и имеет право на жизнь, хотя его стилистическая окраска  не совсем гармонична теме и лексике стихов. Но фраза использована правильно и к месту - ее содержание раскрывается следующей за Ф. строфой: "... Переживём, прорвёмся, пересилим, Поднимем все, что нужно, на горбы!"

Последнюю строку я бы посоветовала записать  в е правильной записи прямой речи: "Сказать себе: «А я видал шторма..»"

17. Вспомнить всё. Ольга Хворост 
 
Берта сидела на стуле и смотрела в окно...
её, прожившую с Гансом ЧЁРТОВУ УЙМУ ЛЕТ,               
сегодня радовало только одно -
больше его рядом нет;

она вспоминала побои, грязные злые слова,
ревность, загулы, постоянную ложь,
как из паба его ждала ни жива, ни мертва...
Берта теперь свободна от Ганса, и всё ж
1 001 01 001 001
она возвращалась и возвращалась назад -
в тот день и час, когда своею рукой
она в бокал с вином  добавила яд,
в один из двух, и... тут же забыла в какой;
01 01 01 001 001

позвольте - скажете вы - у Берты склероз
или игра в рулетку у них в порядке вещей?   
Нет, Берта до смерти хотела  расстаться, всерьёз,
навечно, без шансов столкнуться где-либо вообще!
001 01 001 01 001
Выпили - вспоминала она - и ПОШЛА КРУГОВЕРТЬ,         
крики, стоны, проклятья, и с шеи упал хомут -
за это стоило одному из них умереть...
теперь ей только осталось понять - кому.

Фразеологизмы ПОШЛА КРУГОВЕРТЬ и ЧЕРТОВА УЙМА ЛЕТ являются устойчивыми выражениями и употреблены в стихах к месту и в стиле  речи стихов. Это скорее фразеологические выражения, а не идиомы или Ф. -  их смысл близок буквальному. Хочу обратить ваше внимание на необычную ритмику этих стихов - это 5-и Иктовй акцентный стих, где есть концевые рифмы и хаотично  чередуются  стопы анапеста и ямба. Логаэдом эти стихи назвать сложно: нет постоянного рисунка чередования стоп.

19. Память. Тамара Гаврилова 5

За окнами опять сегодня дождь,
и бесконечный день безумно скучен,

ты не пришел, но это даже лучше,
мне не придётся снова слушать ложь.
Тоскливо. НАСТРОЕНИЕ - ХОТЬ ПЛАЧЬ.
На небе ни единого просвета,
а память возвращает мне то лето,
где я ещё не знаю неудач:

…Пылинками облепленный трельяж,
луч солнца, отразившись многократно
и улетая в форточку обратно,
слепит меня, прищуриваюсь аж,
и в маминых руках огромный бант
порхает непокорной белой птицей,
смирившись, мне на волосы садится -
у мамы банты приручать – талант.
Я счастлива, улыбка на лице -
на мне, в горошек, новенькая юбка,
флажок в руке, в петлице незабудка,
и папа с братом ждут нас на крыльце…

И мамы с папой нет уже давно,
и брат уехал и живёт в Канаде,
и дождь опять, и Я НЕ В ШОКОЛАДЕ,
а на душе светлеет всё равно.

Фразеологизмы "НАСТРОЕНИЕ - ХОТЬ ПЛАЧЬ",  "НЕ В ШОКОЛАДЕ" употреблены здесь к месту и гармоничны по стилю остальной лексике. Стихи мне понравились, хотя мне показалось, что они состоят из двух частей, между которыми мало связи. Сперва идёт описание настроения сегодняшнего дня: "ты не пришел, но это даже лучше, мне не придётся снова слушать ложь" - затронута конкретная тема, которая далее никак не раскрывается, а идет переход на другую - на воспоминания о времени, где " я ещё не знаю неудач". И эти две части в стихах существуют отдельно друг от друга, то есть, не до конца продумана композиция стихов.

20. Фразеологизмы оптимиста. Зура Умарова 

Когда имеешь АХИЛЛЕСОВУ ПЯТУ,
И жизнь твоя не часто БЬЕТ КЛЮЧОМ,
То для того, чтоб УДЕРЖАТЬСЯ НА ПЛАВУ,
Ты с бодрым видом держишь МОРДУ КИРПИЧОМ.
Ты НЕ ХВАТАЕШЬ, скажем прямо, ЗВЕЗД С НЕБЕС,
И потому не хочешь ГРЫЗТЬ ГРАНИТ НАУКИ,
И может быть, тебя слегка ПОПУТАЛ БЕС,
РАСТУТ, по-видимому, НЕ ОТТУДА РУКИ.
Но, целый день, ВЕРТЯСЬ, КАК БЕЛКА В КОЛЕСЕ,
Вдруг ощутил в себе ДЫХАНИЕ ВТОРОЕ,
И НЕ ВИСЯТ уже дела НА ВОЛОСКЕ,
БАЛЬЗАМОМ НА ДУШУ, доход твой вырос втрое.
Все начинания ДОВОДИШЬ ДО УМА,
СЛОНА ИЗ МУХИ делать ты не научился,
Уже давно не ПЛАЧЕТ ПО ТЕБЕ ТЮРЬМА,
И замечаешь, что В СОРОЧКЕ ТЫ РОДИЛСЯ.
ЖИТЕЙСКОЙ  МУДРОСТИ тебе не занимать,
И не теряется ДОРОГА СТОЛБОВАЯ.
ЖУРАВЛЬ В НЕБЕ может вдаль тебя позвать,
ЖИТЬ ПРИПЕВАЮЧИ фортуна обещает.
ДОЙДЯ ДО СУТИ, ДО УМА все ДОВОДИ,
ВОЗДУШНЫЙ ЗАМОК  в особняк, преображая,
И без причины ИЗ СЕБЯ НЕ ВЫХОДИ,
Тогда ты близко подойдешь к ВОРОТАМ РАЯ.

Очень уважаю данного автора и всегда рада ее стихам, но здесь, мне кажется, она перемудрила: текст - это сплошные Ф, отчего стихи потеряли авторство - получился забавный винегрет из... чужих народных мыслей. Нет единой темы, нет мысли, на которую работает весь текст, а есть результат игры - "вставь и соедини вместе как можно больше фразеологизмов". Причем, стихи написаны в назидательном втором лице (ты, тебя, по тебе...). Игра получилась, а вот авторское поэтическое произведение - нет. Я предполагала, что эти стихи наши судьи будут номинировать, но почему-то огорчена этим фактом...

23. Живу взахлёб, цвету и пахну. Ольга Альтовская 

Живу взахлёб, ЦВЕТУ И ПАХНУ,
СИЯЮ МЕДНЫМ ПЯТАКОМ.
И от дождя в восторге ахну –
Всю жизнь мечтала о таком!

И от пронзающего ветра
Сегодня буду без ума.
Пою мотивчик в стиле ретро,
Что я придумала сама.

По лужам прыгая лягушкой,
Пойму – и ты тому виной:
Уснула – глупенькой простушкой,
Проснулась – царскою женой.

Пусть примеряю заблужденье,
Мне по душе его новьё –
Твое коленопреклоненье
И восхищение твоё!

Эти стихи написаны в том же стиле, что стихи автора №1 и столь же качественно. Фразеологизмы ЦВЕТУ И ПАХНУ, СИЯЮ МЕДНЫМ ПЯТАКОМ, а возможно и ЖИВУ ВЗАХЛЕБ" - это разговорные и просторечные Ф., но они точно ложатся на стиль речи и жанр стихотворения, полного самоиронии и состояния радости, поэтому хороши. И стихотворение - легкое, вызывающее в читателе ответные радостные эмоции.

24. И так бывает. Владимир Кузнецов 20 

Нет ни стремления, ни сил,
Стою у края -
МЕДВЕДЬ НА УХО НАСТУПИЛ,
И так бывает.

Когда-то обожал певиц,
Боготворил их,
Любил не только райских птиц,
Но даже синих.

И сам наивно полагал
Себя Кобзоном,
То басом воздух сотрясал,
То баритоном.

С утра до но;чи голосил,
Но вот непруха -
Пришёл медведь, и наступил
Подлец на ухо.

Бесстыдно отдавил мне слух,
Обидно, право.
Теперь не ухо, а лопух -
Одна забава.

Забыты гро;ул и фальцет,
Альты; и лиры.
Слыву отшельником, поэт -
Певец "Стихиры".

Живу один, угрюм и глух,
Подобно йети.
Зачем мне слух, когда вокруг
Одни медведи?

Пишу стихи для куража,
Читаю на ночь.
Спасибо, добрая душа
Михал Иваныч!

Еще одни стихи и той же группы шуточных, ироничных творений. И тоже отлично написанные. Правда известный фразеологизм "медведь нА ухо наступил" в стихах изменил ударение на пусть и более правильное, но не типичное для этой присказки: "медведь на Ухо наступил". И от этого небольшого изменения ударения, фраза приобрела не иносказательный смысл (человек  не имеет муз. слуха), а буквальный. На этом буквальном смысле и построено стихотворение: автор шутливо описывает этот поступок медведя в буквальном смысле - шутит! Вот какое значение иногда имеет в нашем языке постановка ударения и способ использования фразеологизма.  Интересно, не правда ли?

27. Осеннее... Ирина Журавка

РЕВЁТ БЕЛУГОЙ ветер за окном,
И  тучи  УБЕГАЮТ БЕЗ ОГЛЯДКИ.
Но  небо, словно в сейфе потайном,               
До времени хранит с дождём тетрадки.

В листве опавшей утопает двор...
И пляшет клён – сосед рыжебородый...
Им дорог  задушевный разговор
С осенней невесёлой  непогодой.

Как тесно сердцу В ЧЕТЫРЁХ СТЕНАХ!          
Меня спасет от грусти БАБЬЕ ЛЕТО.
Откликнутся  в осенних голосах
Июля музыкальные сюжеты.

Прекрасный пейзажный этюд с картинкой осени и настроением, четыре фразеологизма (РЕВЁТ БЕЛУГОЙ, УБЕГАЮТ БЕЗ ОГЛЯДКИ, В ЧЕТЫРЁХ СТЕНАХ, БАБЬЕ ЛЕТО) естественно и ненавязчиво вписаны в канву описания  и абсолютно ему не мешают. Мне кажется, любые мастерские стихи всегда полны фразеологизмов, которые употреблены настолько к месту и соответствуют стилю речи, что их сразу не заметишь. И это как раз и хорошо, в этом-то - и виден уровень авторской культуры и хороший вкус!

28. Без пяти минут?.. Наталия Медведева   

Срок испытаний на исходе, -
я БЕЗ ПЯТИ МИНУТ швея!
Творю изящное - по моде!
ВОЗДУШНЫЙ ЗАМОК СТРОЮ я...

А шеф НА ЗЕМЛЮ ВОЗВРАЩАЕТ:
"Не густо. Всё".
                Прозренья тень,
ума коснувшись, исчезает...
В слепой наивности моей,
я в заблуждении пытаюсь
ловить за хвост вчерашний день...

Он, раздразнивши, ускользает...
Бессильной РЫБОЙ БЬЮСЬ ОБ ЛЁД
и, наконец-то, понимаю:
Господь иной стезёй ведёт!..

Фразеологизмы - БЕЗ ПЯТИ МИНУТ, ВОЗДУШНЫЙ ЗАМОК СТРОЮ, РЫБОЙ БЬЮСЬ ОБ ЛЁД, здесь и хороши, и уместны, и выразительны. Нравится и то, что в стихах есть сюжет - жизненная история, есть авторские размышления и есть вывод - почти как в сонете (хотя далеко не во всяком сонете встретишь логику изложения!). Здесь имеем рассказ в стихах, успеху которого помешала только разнородность строф. Если 1 и последняя строфы - это катрены с перекрестной рифмовкой, то на среднюю строфу автору то ли еще двух строк не хватило, то ли так и было ею задумано, но задумка  рискованна: короткие стихи, особенно в жанре рассказа в стихах,  лучше писать с единообразием всех строф.

29. Старые письма. Подольская Ольга      

СДАЮСЬ НА МИЛОСТЬ пасмурной погоде…
Перебирая вещи в выходной,
На чердаке в рассохшемся комоде
Вновь клад найду, известный мне одной.

На крышке васильки и маргаритки…
Коробочку открою наугад,
А в ней твои все письма и открытки,
Что присылал мне много лет назад.

И времени стираются границы,
Едва возьму исписанный листок.
В шкатулке  этой прошлое хранится,
Закрытое  на маленький замок.

Поддавшись МАГИИ ЗАБЫТЫХ ЧИСЕЛ,               
Ищу  разгадку беспокойных снов,
И в шелесте негромком старых писем
Почудится любви ушедшей зов.

Всего лишь на секунду, на мгновенье
Услышу голос близкий и родной,
И снова ПАУТИНА ЛЕТ забвеньем               
Окутает далёкий образ твой.

Долго думала, что же из выделенных слов действительно является фразеологизмом. "Паутина лет"? А может быть это устоявшаяся метафора? Так ли уж часто в нашем языке используется это выражение, чтобы считать его фразеологизмом? "Магия забытых чисел"... Магия чисел - знакомое выражение, но оно всегда воспринимается буквально: по мнению многих людей в числах есть особая магия. А почему забытых? И вообще, что конкретно хотела сказать автор строкой "Поддавшись магии забытых чисел, ищу  разгадку беспокойных снов"? О какой магии именно здесь идет речь (для меня эта строка стихотворения не понятна - она никак не раскрыта). "Сдаюсь на милость"... Будем считать, что это фразеологическое выражение, потому что смысл его для меня воспринимается буквально - никакого иносказания в нем нет. А стихи мне понравились - в них есть сюжет, авторские мысли и язык поэзии.

31. Мачеха. Нина Матрохина 

У осени ни дома, ни угла.
Сосватали - и мачехой вошла
В богатый дом. Детишки просят ласки,
Тепла, уюта, на ночь доброй сказки.
Родня - В ШТЫКИ! Попробуй, угоди...
ЗМЕЮ, кричат, ПРИГРЕЛИ НА ГРУДИ,
Коль за себя какое молвишь слово,
И ну пенять: живёшь на всём готовом,
А потому перечить не моги!
Удел твой - дом, хозяйство, пироги.
Пришла ни с чем, худа и бледновата.
Скажи спасибо - взяли в дом богатый.
БЕДНА КАК МЫШЬ. Ни денег, ни родни,
А уж горда! Спаси и сохрани!
Вот до тебя хозяйка, то ли дело,
Была тиха, румяна, пышнотела,
Не то что ты. Ну раз пришла - живи.
Так и жила... без ласки, без любви
И что ни день - упрёки да расспросы.
И муж как сыч, и дети смотрят косо.
И как ни бейся, ТОЛКУ НИ НА ГРОШ:
То щи не те, то хлеб им нехорош.
Лежит без сна холодными ночами
И зябнет, зябнет хрупкими плечами.

... А к декабрю совсем занемогла.
Легла в передний угол под свечами
Лицом к стене и тихо померла.

Использованы фразеологизмы:  В ШТЫКИ, ПРИГРЕЛИ НА ГРУДИ ЗМЕЮ, БЕДНА, КАК МЫШЬ, ТОЛКУ НИ НА ГРОШ. Все к месту и в гармонии со стилистикой речи. Что мне здесь понравилось, это прием олицетворения, включивший в себя все стихотворение. Осень олицетворена женщиной (мачехой) настолько ярко и убедительно, что я даже не сразу поняла, что речь идет не о человеке, а о времени года! Композиция стихов очень необычна, хотя язык стихов трудно считать идеальным. Можно не согласиться и с мнением автора (многие из нас, включая и меня, осень очень любят и восхищаются ее особой красотой и плодами), но от этого стихи не теряют своего особого лица - о вкусах не спорят!

35. Рыжий кот. Ирина Георгиевна Лазарева

Без тебя тоскует рыжий кот –
бродит от калитки до ворот,
жалобно мурлыкает куплет
с просьбой передать тебе привет.

Сквозь ажурно-сетчатый забор
дачники с утра несут дозор:
БЫЛ ЛИ МАЛЬЧИК (извините – муж)?
Но, похоже, МУЖ ОБЪЕЛСЯ ГРУШ…

Простодушно сетует сосед:
«Что ж не едет твой искусствовед?
Без него и день – не трудодень», –
в общем, ТЕНЬ НАВОДИТ НА ПЛЕТЕНЬ.

Не БЫВАЕТ ДЫМА БЕЗ ОГНЯ,
но такой «очаг» не для меня.
Жгу костёр не ради шашлыка –
пусть пылает вместо маяка!

Еще одни стихи (как и стихи №1, 23 и 24), написанные в жанре иронии с использованием разговорной лексики, в которую гармонично ложатся все фразеологизмы: БЫЛ ЛИ МАЛЬЧИК, МУЖ ОБЪЕЛСЯ ГРУШ, ТЕНЬ НАВОДИТ НА ПЛЕТЕНЬ,
НЕ БЫВАЕТ ДЫМА БЕЗ ОГНЯ.  Легкие, хорошо сотворенные стихи, оставляющие у читателя приятное впечатление и симпатию к автору.

Некоторое отступление.

Мне трудно это объяснить, но я почему-то всегда  чувствую,  кто стоит за персонажем стихов, кто их автор: хорошо образованный, начитанный и умный поэт, который своими стихами иронизирует над собой,  шутит, наделяя своего персонажа народным стилем речи и простотой мысли, или автор - человек безграмотный, не владеющий правильной литературной речью в принципе. Последний, как бы он ни пытался прикрыть свою необразованность неграмотной речью персонажа своих стихов, все равно не радует читателя. Плохой язык стихов и отсутствие вкуса (общей культуры) у автора всегда должно быть поводом  не отбора в шорт лист в нашей ТМ, хотя иногда, к сожалению, такое все-таки происходит (примеры из нашего конкурса я приводить здесь не буду).

39. В этом доме... Владимир Курков   

Даю в статье  текст не в авторской записи, а в метрике:

- В этом доме в чулане тёмном,
  а быть может, на чердаке
  дремлют ведьмы: скрипят и стонут,
  в старом спрятавшись  сундуке.
  По углам притаились мыши,
  а из валенка домовой
  подвывает и хрипло дышит,
  за кирпичной печной трубой.
- Хватит сказок! Пошли, Алёнка:
  поглядим на сундук вдвоём.
  Всюду кажутся вам - девчонкам
  приведенья и чёрт с хвостом.
  Если страшно, - возьми Полкана.
- Не боюсь я! Фонарик есть?
- Есть, конечно. За дверью яма.
  Пол разобран: доска и жердь.
  В полумраке мелькают тени.
  Вот и лестница на чердак.
- Осторожно! Одной ступени
  не хватает: пошире шаг.
  Руку дай! Молодец! Смелее.
- Посмотри сколько здесь вещей!
  А в углу что такое, - змеи?
- Это шланги. Да не бледней!

- Кто там справа стоит с косою?
  Я боюсь. - Там висит шинель.
- За трубой кто-то страшно воет.
- Это ветер забрался в щель.
  Вон сундук! Подойдём поближе.
- Я, пожалуй, останусь здесь.
- Ну как знаешь.- Алёшка, слышишь?
  Там внутри кто-то точно есть!

- Ха, ха, ха! Там, конечно, ведьмы.
  Не трясись! Помоги скорей.
  Видишь крышка обита медью:
  я не видел вещей старей.
  Скрипнув петлями распахнулась
  крышка,  пыли подняв клубы.
  Мышь летучая встрепенулась.
  С треском встретились наши лбы.

- Ты чего, испугалась что ли?
  Посмотри-ка скорей в сундук.
  Эти ведьмы учились в школе,
  видишь: платья, портфель, утюг.
- Туфли, беленькие чулочки...
- Вижу, твой испарился страх?
- Убежал, торопился очень
  так, что ВЕТЕР СВИСТЕЛ В УШАХ.

В стихотворении присутствует фразеологизм ВЕТЕР СВИСТИТ В УШАХ, который правильно использован и не противоречит стилю. Стихи написаны хорошим (правильным) языком. Элементом повышенной сложности здесь является построение текста на репликах персонажей - использование автором прямой речи. Тщательно переданы все диалоги детей, обстановка темного чердака, детские страхи. Чего мне в этих стихах не хватает? Цели написания - какой-то неожиданной концовки, той, что либо удивляет, раскрывает какой-то дополнительный смысл, интригу, либо даже дает повод пересмотреть весь диалог, поняв его по-новому. Стихи - это ведь не фотография и не аудиозапись, они всегда для чего-то, для выражения какой-то авторского замысла, мысли, даже если они и описательны. В этом стихотворении (написанном качественно!) я так и не поняла, зачем нас погрузили в этот разговор испуганных ребят, хотя, возможно, это только я чего-то здесь не разглядела?

*************************************************

На этом все. Остальные стихи при более или менее обоснованном использовании фразеологизмов грешат либо техническими ошибками исполнения, либо ошибками согласования  и выбора слов, либо слабостью содержания. Комментировать их в данной статье я не хочу, но, напоминаю: для тех, кому это нужно и важно, я смогу сделать разбор стихов по всем их недочетам и достоинствам, если только автор подаст заявку на участие в конкурсе "Паркур для Чайников-3" (данная серия  останется постоянно действующей до того времени, пока на нее будут поступать заявки на участие - пока она будет вам нужна).

С уважением, Ваша АлКора, 5.11.18