Воспитание и суверенность

Игорь Карин
 Для начала посмотрим, как современный словарь трактует эту суверенность. Взял свой словарь иностранных слов, довольно современный. Там начинается с термина "Суверен" - "носитель верховной власти". Не то. А вот "суверенный": "независимый, самостоятельный". Ага, видимо, на этом стоит остановиться...
 Не надо, думаю, взывать к вашей памяти, дорогие читатели:все и так знают, что суверенность так и рвется в наши жилища, грозя нам физически и морально. О чем речь? Да о том, что Европа проповедует суверенитет ребенка над родителям. И выявляет во многих странах таких родителей, а потому настаивает на лишении их родительских прав. Ну и какая тут связь с моей книгой 1996 г.? А вот какая, цитирую(с.136):
  "... советский народ считался народом-коллективистом, поэтому, говоря о взаимоотношениях человека и коллектива, нередко делали ссылку на А.С. Макаренко: "По отношению к отдельной личности коллектив утверждает суверенитет целого коллектива. Утверждая право отдельной личности добровольно состоять в коллективе, коллектив требует от этой личности, пока она состоит в нем, беспрекословного  подчинения, как это вытекает из суверенитета коллектива"...
   Но такие цитаты служили как раз средством воспитания не свободной личности, а конформиста или безгласого исполнителя всех предписаний коллектива. Однако Макаренко имел в виду обстановку 20-х годов, когда такая строгость была необходима, хотя сам в своих сочинениях  вроде "Педагогической поэмы" продемонстрировал, насколько гибко он пользовался дисциплинарными мерами и какими терпимыми бывали его коллективисты к всевозможным проступкам беспризорной личности... Недаром же у Макаренко можно было найти и другие значащие афоризмы, например:"Чем шире коллектив, перспективы которого являются для человека перспективами личными, тем человек красивее и выше"
   Словом, суверенитет коллектива у Макаренко означал, по сути дела,  суверенитет коллективной деятельности по отношению к "деятельности" карманников и хулиганов.

   А теперь скажу из вечера сегодняшнего, что травили Антона Семеновича нещадно. Травили всякие "правоверные" педагоги, которым его опыт "колол глаза". Сам он пишет, как хотели разогнать его колонию, как негодовали по поводу его "либерализма"  и его "растворения в массе беспризорников".
 Посему от души желаю всем поискать очень хороший фильм "Педагогическая поэма" и убедиться, что А.С. не сразу стал тем великим воспитателем: не выдержал он, в частности, блатного своеволия своих первых колонистов и вожаку этой "кучки" тунеядцев "врезал" по физиономии. Тут же он пришел в ужас от такого "педвоздействия" и стоял в растерянности, ругая себя. Но "вожак" только рассмеялся, помните... И потом стал верным соратником Антона Семеновича..
   Если что-то не так сказал, простите, ибо нет у меня под рукой Книги, которая была, да сплыла не без помощи добрых моих читателей...
   А еще надо сказать, что Только Горький спас первую колонию от разгона: он  приехал в гости к колонистам, когда они уже назвали ее колонией имени А.М. Горького. Тут уж все злопыхатели угомонились...
   Итак, коллективиста можно воспитать только в коллективах, которыми руководят люди, подобные Макаренко и Сухомлинскому...  Но, конечно, в известной изоляции от воздействия на воспитуемых нашего телевидения и компьютеров... И конечно, при повседневном труде. Так молодые, хоть и не все, превратятся в Личности.
    ((Но не всегда с этим соглашались психологи, даже выдающиеся, которые считали личностями всех людей (кроме новорожденных и душевнобольных). Это я уже опять цитирую мою книгу, с.125.))
   Но мой скепсис тут разделят многие, кто убежден, что коллективистов теперь быть не может - могут быть лишь члены единой корпорации, объединенные на корпоративах.  Однако у нас теперь есть средство воспитания "христианского коллективиста", который по сути ничем не отличается от подлинного коллективиста советских времен:  та же отдача себя, то же благородное "служение" обществу...
  Всё пока... А продолжение будет, если здоровье будет, ведь что такое Личность,  однозначно не определено до сих пор. Вот разве только принять определение, данное Кантом, Гегелем и другими гигантами мысли: Личность - это Человек, взошедший на третью ступень Триады...Но до убедительного  разговора об этом мне еще надо дожить...
  Игорь Карин