Ровно 99 лет тому назад...

Михаил Фокс
   В следующем году этой фотографии исполнится 100 лет. Фотография наклеена, как и полагалось в те времена, на твёрдую картонную подложку. На картоне можно разглядеть полустёршийся штамп с вензелями и надписью "Фотография" "В. (К?)*******ева" - фамилию точно уже не прочитать, но по справочнику Попова А.П. "Российские фотографы (1839-1930)" в 3-х тт. (Коломна, 2013 г.) можно предположить,  что скорее всего автором фотографии является Василий Пономарёв, один из представителей большого родственного клана фотомастеров Сарапульского уезда Вятской губернии. Место и время съемки задокументировано одним из героев фотографии поверх штампа и всей обратной стороны фотодокумента далёкой эпохи. Крупными буквами написано - "В память двухлетия Октябрьской революции. г.Сарапул 7 ноября 1919 года. Михаил Максимович Р..."[остальные буквы фамилии не поместились на картоне].
   М.М.Репин стоит в центре этой группы из трёх красноармейцев в обычных солдатских шинелях, в папахах с красной лентой наискосок и с винтовками Мосина ("трёхлинейка") с примкнутыми штыками. Это мой дедушка и ему на фото 19 лет. Чем он занимался в Сарапуле глубокой осенью 1919 года и когда он вернулся к гражданской жизни - сие мне неведомо. В середине 20-х он с семьей перебрался в г. Свердловск (ныне г. Екатеринбург) и началась его жизнь активного строителя социализма. Участвовал в строительстве первых цехов Уралмаша и соцгорода, встречался несколько раз по работе с Л.И.Брежневым, до выхода на пенсию работал по своей основной специальности инженера-строителя, ну а после выхода на пенсию - как говорили в те достопамятные времена - занимался активной общественной работой. И, как я понимал уже тогда, был осторожен и аккуратен в своих воспоминаниях о прожитом. Вот эту фотографию я увидел уже после его смерти.
   Даже захотелось сочинить нечто романтическое в контексте места действия и времени. Например, осенью 1919 г. в г.Сарапул был эвакуирован по решению Совета Обороны РСФСР государственный авиационный завод №14  Главного правления объединенных авиапромышленных заводов Совета Военной промышленности (Главкоавиа).
Завод занимался постройкой и ремонтом воздушных кораблей "Илья Муромец" (ЦГА Удмуртской Республики, фонд Р-969, ед.хран. 7). Есть большое исследование, посвящённое и этому заводу, и дивизиону воздушных кораблей (а такое слово тут в самый раз - и из-за размеров самых больших по сути бомбардировщиков Первой мировой, и из-за их романтического, на наш прагматический взгляд, вида). Это книга Панкратьевой Н.П. и Пегановой Т.Б. "Дивизион воздушных кораблей «Илья Муромец» в Сарапуле" Сарапул, 2015г. 496(!) стр. Увы, добраться до этого исследования не получилось. Но иногда мне кажется, что где-то среди 930 фамилий служащих и работников, солдат и командиров может оказаться и фамилия моего деда. Пусть и не военлёта, но обычного красноармейца, стоящего на страже нового строящегося мира. Мира справедливости и надежды на счастье. Жаль, что мы в большинстве своём этой веры уже лишены...