Жена офицера

Рита Сондж
(глава из повести)

           …Здравствуй, моя дорогая девочка!  Ты написала, что к тебе пришла любовь. Ты стала совсем взрослой. Настолько, что готова стать женой -  женой офицера. Правда об этой жизни ты знаешь только из фильмов, в которых очень благородно и красиво представлены все герои. А раз написала мне, значит, хочешь услышать мой рассказ о жизни, которую я знаю не понаслышке. Что-ж, если тебе это интересно, то слушай.
          В этом разговоре, мы с тобой не будем говорить о тех жёнах офицеров, которые прослужили, не выезжая за пределы московской кольцевой автомобильной дороги или, приехав с мужем после распределения, жили все годы в одном и том же городе - это совсем другая история.
Наш разговор будет о жизни жён офицеров, которым предстояло долгие годы, с одного места на другое переезжать за мужем «как нитка за иголкой». Вот это и есть та самая настоящая жизнь большинства жён офицеров.
Я расскажу тебе, к чему должна быть готова девочка, которая собирается выйти замуж за офицера. Потому что: «не зная брода - не лезь в воду», это ведь очень непростая жизнь, а когда понимаешь на что идёшь, тогда и соизмеряешь свои силы и возможности.
          А начинается она, как и положено, с «марша Мендельсона» и слов «Объявляю вас мужем и женой!». И вот, ты теперь не просто жена, что само по себе ново, торжественно и необычно, ты – жена офицера, молодого, красивого лейтенанта, которому так к лицу офицерская форма. Ты так любишь своего мужа и гордишься им, что готова за ним на край света. И, если в любом другом случае «край света», после свадьбы – это Канары или Гавайи, то, в случае жены офицера, на это рассчитывать не приходится. Тут уж «как карта ляжет» - то-бишь, – куда прикажут. И с первого распределения, твоего мужа, после военного училища, ты узнаешь, что означают слова «Родина скажет: «Надо» – мы ответим: «Есть».  Поезд или самолёт будет всё дальше и дальше увозить тебя от знакомых мест, от родных и близких людей, к месту службы мужа, в чужое, совершенно неведомое место, в лучшем случае в незнакомый город. И это только так говорится «к месту службы мужа», теперь вы будете «служить» вместе, потому что по-другому не получится. Нет, ты не будешь ходить «строевым шагом по плацу» и преодолевать «полосу препятствий» вместе с взводом, вверенным под командование твоего мужа. Но, каждая минута твоей жизни будет связана с теми армейскими правилами, тем бытом, которым будет жить твой муж. И разница будет только в том, что для мужа это будет любимая работа, приносящая ему удовлетворение, ради которой он готов к преодолению тягот и лишений. И с каждым новым, полученным званием, для него это будет приближение исполнения его мечты. Он будет всегда на виду, оценен и вознаграждён, за свой труд. А для тебя это будет  - «награда» за любовь, за твой выбор, за принятое тобой решение стать женой офицера. Для тебя это будут совершенно нелёгкие будни.
          Вот вы и приехали к новому месту службы. Первый житейский вопрос, после того, как молодой лейтенант представится командованию, это вопрос: где вы будете жить? Не стоит рассчитывать на квартиру в доме офицерского состава, во-первых – свободных квартир может не оказаться, во-вторых - может оказаться, что и дом-то ещё не построили. А значит в лучшем случае - комната в офицерском общежитии. Или, что тоже совершенно нормально для семьи «взводного», в казарме отдельно стоящего взвода, в комнате, разделённой высокой, фанерной перегородкой на две части: одна часть – кабинет твоего мужа, командира взвода, другая часть – ваша жилая комната. Ты, не просто научишься, вести себя так, чтобы не мешать мужу, а будешь об этом помнить всегда. Если захочешь петь, то станешь петь негромко; будешь прерывать любой свой разговор, когда надо замолчать, потому что кто-то просит разрешения войти. Научишься, выходя из комнаты, следить за каждым своим словом и движением, потому что за тобой всегда будут наблюдать десятки глаз; ты не будешь замечать ни одного из солдат, которые с тобой одного возраста, даже, не станешь смотреть в их сторону, потому что они подчинённые твоего мужа, а ты – жена офицера. А ещё, после одного – двух лет такой жизни, ты, идя по улице, совершенно непроизвольно, будешь отмечать про себя на форме идущего тебе на встречу солдата, все «нарушения формы одежды». Конечно, после того, как вы получите квартиру, это через несколько лет пройдёт. Но, нет-нет, слушая или смотря передачу про службу в армии, ты, будешь замечать, что и армейские уставы тебе знакомы, наизусть, конечно, не знаешь, но разговор поддержать сможешь.
         Но, до того, как вы получите благоустроенную квартиру, возможно, ты успеешь съездить с мужем в длительные командировки в Якутию или тайгу. Нет, я говорю не о далёком городе Тайга, что в Кемеровской области, я говорю о той непроходимой тайге Томской области, где будет находиться твой муж и его взвод по долгу службы и по приказу, а ты - по собственному желанию. А на шестьдесят километров вокруг, будут непроходимые болота и тайга, и вертолёт будет прилетать, в лучшем случае, один раз в две недели. И чему ты там научишься, так это терпению, вязанию, будешь по звуку различать, какой марки летит вертолёт. Ты научишься вести «своё домашнее хозяйство», не рассчитывая ни на кого, потому что твой муж, хороший, честный офицер, предупредит тебя сразу, что продукты солдата неприкосновенны и, рассчитывать ты можешь только на то, что купила и приготовила из своих продуктов сама. А ещё, если дома у тебя была любящая бабушка, то, вспомнив её совет: «Уезжаешь на неделю – бери продуктов на месяц», станешь запасливая.  И это, возможно, однажды, спасёт жизнь не только тебе, а всему взводу, в тот самый момент, когда начнётся пурга и вертолёт не сможет доставить солдатам продукты.  Тогда, твой муж отдаст все ваши запасы для всех – на общий стол. И он обязательно оценит, видя, сколько у тебя в запасе продуктов, какая ты у него молодец, настоящая хозяюшка. В этот момент вы все будете в равных условиях и, если выживете, то все и никакой поблажки тебе, как женщине не будет, потому что ты – жена офицера, а значит, сказав в ЗАГСе «да», согласилась стойко переносить все тяготы и лишения воинской службы мужа. И ты перенесёшь, потому что ты любишь своего мужа. В те три дня, когда закончатся даже те продукты, что вы отдали, и не останется ничего кроме воды, не выдержат нервы у сильного молодого солдата, а ты, маленькая, хрупкая – выдержишь.
         Но, вот наконец-то, ваша служба, в совершенно «нехоженых» места, закончится. Твой муж получит звание «старшего лейтенанта» и вы будете жить в городе, возможно, что и в благоустроенной квартире. Придёт пора подумать о рождении ребёнка. И тебе стоит быть готовой к тому, что это, помимо радости ожидания, станет новым испытанием для тебя. Потому что мужа опять отправят в длительную командировку, а ты, на всю свою протекающую не просто беременность, останешься одна. Одна в чужом городе, где нет ни родных, ни близких, где за жизнь своего будущего ребёнка ты будешь бороться одна, лёжа в больнице – на сохранении, в которую к тебе никто не поспешит, чтобы принести слова поддержки и ту еду, которую тебе, сил нет терпеть, как хочется. В лучшем случае, придёт друг мужа со своей женой, с которой ты успела познакомиться. Но, не часто, потому что у всех работа, у всех своя жизнь. А твоя жизнь превратиться в ожидание - ожидание рождения ребёнка, и ожидание мужа. И возможно командование, зная, что ты ждёшь ребёнка, разрешит своему офицеру приехать на несколько дней домой, но это произойдёт только раз-другой за все девять месяцев. И поддержкой тебе будут твои родители, которые, в особо сложные месяцы твоей беременности, возьмут отпуск и приедут, чтобы помочь тебе, сначала, как положено – мама, а потом, когда возникнет в этом острая необходимость и папа. Но, рожать ты будешь опять одна и молить Бога, чтобы он послал тебе навстречу знающего и человеколюбивого врача, который поможет появиться твоему ребёнку на свет. Муж приедет, чтобы забрать тебя из роддома, пробудет с вами две недели и опять уедет в очередную командировку – «на устранение последствий тайфуна». И ты, ни говоря ему, ни слова, помня, что ты сама согласилась на такую жизнь, молча, будешь ненавидеть его командировки и ждать, мечтать о том времени, когда вы каждый день будете вместе.
         Вернётся он, когда вашему малышу будет четыре с половиной месяца и, наконец-то, его служба будет проходить дальше в том же городе, где живёте вы. Нет, он не будет каждую минуту с вами, это невозможно. Он будет уходить в семь утра и возвращаться ближе к полуночи, но, ночью он будет с тобой, и ты будешь спать на его родном плече, не зная, как им любимым надышаться, будешь счастлива от того, что он рядом. У него даже будет один выходной день в неделю (не всегда, конечно), когда он сможет быть и мужем, и папой, и хозяином своего дома и для вас это будет самый радостный день. Ты научишься ценить каждую минуту, проведённую вместе с ним, дорожить теми мгновениями, когда вы принадлежите друг другу. И жизнь ваша будет размеренной и достаточно спокойной, пока не придёт пора твоему мужу, получать новое звание.
         Придёт приказ: «Об убытии к новому месту службы». Он уедет первый, а ты, упакуешь вещи, отправишь контейнер, сдашь квартиру и, подхватив ребёнка и чемодан, сядешь в поезд и через четверо суток сойдёшь на перрон, красивого, но совершенно чужого города в центре России, в котором придётся начинать всё сначала. Опять общежитие, всё также ни родных, ни знакомых, а муж дома бывает меньше, чем прежде, потому что новая часть, новое командование и новая должность, на которой он должен зарекомендовать себя хорошо. Через два года вам дадут квартиру в «доме офицерского состава», построенного рядом с частью, на краю города, а вернее за его краем. Но, тебе ли любящей об этом грустить? Ты найдёшь в этом - столько радостных моментов: можно гулять с ребёнком в ближайшем лесочке, можно, услышав голос мужа, отдающего приказы солдатам, выйти на балкон и увидеть его на плацу, а ещё вы сможете не только завтракать, но обедать и ужинать вместе. Да, рядом пока ещё не будет магазинов и тебе придётся ездить за продуктами в город, возвращаясь с неподъёмными сумками, но тебе, уже узнавшей, что такое тяготы и лишения, это не будет казаться непреодолимым препятствием. Ты привыкнешь и к тому, что в доме, в котором вам дали квартиру, все друг про друга будут знать всё, иногда про тебя будут «знать» даже больше, чем есть на самом деле. Все праздники вы будете праздновать в своём кругу, но и на помощь, в случае необходимости, тебе всегда придут, потому что взаимовыручка будет нужна всем вам, жёнам офицеров, одинаково. Да, вы будете разные и, возможно, в другое время, и в другом месте, вы, в силу различия интересов и категорий ценностей, не стали бы подругами, но здесь вас будут связывать общие заботы и служба ваших мужей, подчинённых одному приказу.
         Но, «дан приказ ему…» и опять всё повторится. Только теперь тебе с ребёнком придётся шесть суток ехать в поезде на Дальний восток. Наша Родина необъятна, служить ей, не переслужить…
         И опять другой климат, чужой город, чужие люди. Квартиру дадут сразу, она в центре города и это огромный плюс. Но мужа будешь видеть только по ночам, а потому, научишься радоваться ему всегда. И каждый вечер, удивляя соседок, будешь ждать его, как праздник, готовясь к его приходу, накрывая красиво стол, даря ему свою любовь, всю без остатка.
         Ты будешь переезжать из города в город ещё столько раз, сколько потребует служба твоего мужа, отложив свои интересы в «долгий ящик», подчинив их интересам мужа. Но, однажды, лет через двадцать пять вашей семейной жизни, придёт момент, когда будет последний переезд, потому что муж, наконец-то дослужится до исполнения своей мечты – до генеральской должности. И вы получите большую трёхкомнатную квартиру в красивом большом городе, и ты будешь счастлива, что всё так благополучно завершилось. И точно будешь знать, что вот теперь ничто не помешает вам быть счастливыми вместе!
Дай то Бог, чтобы всё так и случилось, чтобы твоя верная и преданная мужу и семье жизнь увенчалась достатком, любовью и уважением, твоего мужа, и его пониманием, что будь у него другая жена, он, возможно, и не сумел бы дойти до своей главной звезды на погонах. Дай Бог вам счастья и сказки с хорошим концом!

         Прости, девочка, не хочется тебя огорчать правдой, но, к сожалению, не у каждой истории жизни семьи офицера такое завершение. Бывает и по-другому, я видела и это. Об этом ты тоже должна знать, чтобы суметь обойти камни преткновения, иначе, разочарование и боль разобьют твоё любящее сердце.
         И так… Муж-офицер получил своё высшее звание, то к которому стремился всю жизнь, ради чего он сам и вся его семья долгие годы стойко преодолевали тяготы и лишения воинской службы мужа. Жене было труднее, потому что она женщина, а значит, конечно, слабее мужа, потому что забота о детях, их воспитании и все связанные с этим переживания, тоже легли на её плечи.
А чего стоило ей пережить тот страх и ту душевную боль, которые не просто сделали её старше, а раньше времени посеребрили её голову, когда пришло известие, что «муж пропал без вести» в одной из так называемых «горячих точек». Вот сколько она ждала его, молясь Богу о его возвращении и, не веря в происходящее, вот настолько она, нет, не повзрослела - постарела и не на столько дней, а настолько лет её душа стала старше. Кто ждал мужа с войны, тот знает, как тянутся дни, превращаясь в нескончаемые годы, а кто ждал его наперекор всему и «всем смертям назло», тот это знает втройне.
Слава Богу, муж вернулся живым и здоровым и, завершая свой долгий путь «к звёздам», стал тем, кем мечтал.
        Но, вдруг, что-то происходит с ним, толи муж вместе с полученной должностью непомерно вырос в своих глазах, только, он начинает видеть прожитые годы их жизни не так как жена. Это он сам, и только он добился высоких званий. А та, которая все эти годы была с ним рядом - она так и не стала никем, а, как была простой женой офицера, так ей и осталась. И это он своими званиями и должностью дал ей возможность жить в столице в большой квартире, при необходимости получать медицинскую помощь в клинике его управления, отдыхать на море. И память ему вдруг изменяет. Он, с трудом вспоминает: «да, что-то жена для него делала…», но, всё ею сделанное становится для него таким мелким и несущественным. Он уверен - всего добился он сам. И вот теперь он хочет и, что немаловажно, может жить так, чтобы ни в чём себе не отказывать. Но, только ту жену, которая была с ним все годы рядом, ему уже в попутчицах видеть не хочется. И радостями, и удовольствиями делиться он с ней не желает.
         По-разному жены таких «забывчивых» офицеров узнают об этом, но чувствуют в этот момент они одно и то же – нестерпимую боль от предательства. А после развода, вдруг понимают, что нет у многих из них ни стажа, ни денег, ни сил, слава Богу, если квартиру муж оставит. И её любящее сердце этого испытания не выдерживает, потому что все годы жена офицера тратила его без меры на преодоление тягот и лишений воинской службы мужа, на моральную поддержку этого же мужа и, он ни разу не отказался делить с ней всё это поровну.
         Но и это ещё не всё. Когда она, пытаясь выбраться из боли, приходит в клинику, в которую привыкла обращаться, как жена офицера, ей вежливо, а иной раз и не очень, объясняют, что теперь, после развода, она не имеет право на бесплатное обслуживание, она ведь больше не жена офицера.  И она стоит остолбеневшая, ничего не понимая. А кто она? Разве это не она тридцать лет «служила Родине» вместе с мужем? Нет, говорят ей, это ваш муж служил, а вас никто за него замуж не гнал, это был ваш выбор. Вы - всего лишь, «приложение» к нему, причём, как теперь, после развода, оказывается, совершенно «ненужное приложение».
Страшно позднее прозрение, горько от него и нестерпимо больно, потому что уже ничего не изменить. Не вернуть назад годы, молодость, здоровье и силы, потраченные, как оказалось, совершенно напрасно и на того, кто этого не заслуживал ни в коей мере.
         Моё повествование закончилось.  Написала я тебе всё, без прикрас, совсем не для того, чтобы отговорить выходить замуж за курсанта, который, через несколько месяцев, оканчивает военное училище. Невозможно, объяснить любящему сердцу, почему оно должно перестать любить, да и не нужно этого делать – пусть любит. Я просто хочу, чтобы, решив выйти за него замуж, ты понимала, что тебя ждёт, а всё понимая, принимала решение сейчас, и в дальнейшем. И, стараясь, идти рука об руку с мужем одной дорогой, не забывала о себе и своих мечтах. Не просто рассчитывая на светлое будущее, а взвешивая каждый поступок мужа и, думая над каждым своим шагом, идя по тропинкам столь непростой жизни.
И ещё я хочу, чтобы ты совершенно ясно понимала: ЖЕНА ОФИЦЕРА – ЭТО СУДЬБА.