Мартин Лютер. К 535-летию реформатора

Александр Савченко 2
Сегодня - день рождения Мартина Лютера (1483 - 1546), который 535 лет назад появился на земле, был инициатором Реформации и переводчиком Библии на немецкий язык. 
 31 октября 1517 года Мартин Лютер на двери в церкви в Виттенберге прибил плакат с 95 тезисами, положившими начало Реформации.

 Люди привыкли к тому, что за деньги всё можно сделать. Католическая церковь Средневековья стала выпускать индульгенции, своего рода приватизационные сертификаты, дающие право приобретающим их  на  выкуп душ их родственников из чистилища. Следует уточнить: не из ада, а из  чистилища  -  своего  рода промежуточного пункта, где, по мнению католиков, умершие находились для очищения от оставшихся грехов, препятствующих их допуску в небеса. Это был как бы своеобразный карантинный пункт, по мнению католиков.
 Так вот на  земле  учреждались  институты  уполномоченных... церковных торгашей, которым надо было заплатить  за  освобождение своих родственников из этого непривлекательного места. Эта акция ещё чем-то похожа на освобождение «под залог» из тюрьмы арестованных преступников.
 Некто Иоганн Тецель, посол Рима в Германии, делал бизнес на рекламе с  девизом: «Как только монета зазвенит на дне кружки, душа выпрыгнет из чистилища». Индульгенции шли вовсю, да и грешники не переводились. Мартина Лютера это сильно возмутило, и он опротестовал незаконную продажу индульгенций как спекулятивную  приватизацию  райских обителей или точнее прихватизацию денежных  средств  обманутых вкладчиков. Но те, кто распространял эти индульгенции, ополчились против интеллигенции. Возникла бурная полемика, подчас  сопровождавшаяся  жаркими спорами и горячими аргументами вроде инквизиторских костров. Кто-то сжигал «приватизационные чеки»  индульгенций,  а  кто-то тех, кто митинговал против «индульгенизации».
 
 Однако, так или иначе, но на этом этапе католическая церковь внедряла в практику лозунг:
 «Царство Небесное - это папская власть  плюс  индульгенизация всей земли» (то есть, земного шара).
 Римский папа Лев Десятый завершал сооружение могучего собора Петра в Риме и, будучи заядлым  библиофилом,  скупал  антикварные издания уникальных книг, принадлежащих перьям древних греческих и римских писателей. Скупая  эти  раритеты,  папа  не  скупился  на деньги. А деньги из Германии  везли  подводами,  благодаря  чётко поставленной реализации «ценных  бумаг».  Кстати,  вышеупомянутый Иоганн Тецель по этому поводу цинично шутил: «Вот телеги с  грехами  немцев». Комментируя «успешный ход» своей коммерческой кампании, он нагловато утверждал, что проданными  индульгенциями  «спас  больше душ, нежели апостол Пётр своими проповедями». В связи с этим он, возможно, до сих пор пытается написать "объяснительную» апостолу, безуспешно стуча в райские врата. После того, как Лютер прибил свои тезисы в количестве 95 к дверям церкви в Виттенберге, Папа  и  его  сторонники  порывались прибить самого Лютера ко кресту отлучения от церкви. Он присылает Лютеру свою буллу. Однако великий реформатор,  не  имея  большого желания связываться с десятым по счёту Львом, бросил эту буллу в костёр, приговаривая: «Вот где место этой булле, и всем тем, кто нас обули».

  «Вот телеги с грехами немцев», - цинично говорил Иоганн Тецель, посол Ватикана в Германии времен Средневековья – по поводу обмена индульгенций на материальные ценности доверчивых людей.

 В наш век, когда в ходу компьютер
 И информатика в ходу,
 Мы вспоминаем то, что Лютер
 Свершил в семнадцатом году
 Еще шестнадцатого века,
 Когда церковный цвел обман,
 Блеснул во мраке зла луч света,
 Густой рассеявший туман.
 Взошли зеленые побеги
 Из исторических глубин,
 Когда на церкви в Виттенберге
 Свои он тезисы прибил.
 Рискуя Папой быть прибитым,
 Пришпилил он к стене плакат –
 Всем, инквизицией «забитым»,
 Он объяснил, что значит ад.
 Ад – это то, что делал Тецель,
 Известный папский эмиссар:
 Путем продажи индульгенций
 Никак он души не спасал.
 Он в кресло теплое уселся
 И «ваучеры» продавал…
 А Лютер от «избытка сердца»
 Разоблачал тот «карнавал».
 Как тезис «дважды два – четыре»,
 Он разъяснил, кто – лжец и вор,
 И даже Библию с латыни
 Он на немецкий перевел.
 Монах опальный августинский,
 Имеющий высокий дух,
 Осознавал, какие риски
 Его сопротивленье ждут.
 Часами пребывал в молитвах
 Он, подвизаясь против зла,
 И побеждал в духовных битвах,
 Где ярость демонов была.
 Себя и на костре он видел,
 Но от Христа не отступил!
 Да, Мартин Лютер – победитель,
 И ждет его у Агнца пир.
 И в двадцать первом веке надо,
 Имея Божью благодать,
 Не уступая силам ада,
 Идти вперед и – побеждать!