Притча о вооружейниках

Тэхон
Иллюстрация : жаль, что не удалось сфотографировать сам процесс, о чём повествование в этом рассказе. Увы.


Осень.
Иностранный контингент, который прошёл все перипетии строго отбора,  отсева, всё и вся в процессе проверок-тренировок, начал летать самостоятельно и дожил к квинтэссенции всего самого главного в процессе обучения : к полётам на боевое применение.

После этого курсанты окончат курс обучения на нашем аэродроме, уедут к себе на родину на зимние каникулы.
А весной следующего года  специализация  начнётся. Их будут готовить на конкретный тип самолётов, стоящих на вооружении или по заявкам министерств обороны их стран, какие самолёты они закупить пожелают с учётом перспективы подготовки авиационных кадров.

Итак, летаем.
Первая смена полётов.
На техническом старте пока преобладают спарки,  то есть учебно-боевые самолёты с двумя кабинами.

Черёд боевых потом наступит, с одной кабиной, когда новая волна пилотов стрелять из пушек и универсальных блоков ракетами воздух-земля самостоятельно будут.
А сейчас со своими лётчиками-инструкторами в задних кабинах, иностранцы практически произведут боевые стрельбы на близлежащем полигоне.
После проведения стрельб под контролем инструкторов, они будут производить стрельбы самостоятельно, но уже на боевых машинах.

Боевой у меня.
Первый вылет делают лётчики, потом курсанты летают по 5 заправок на каждом из пары самолётов, за которыми мы закреплены приказом по части на предстоящие смены. Доводят и шлифуют своё мастерство перед полётами на боевое применение.

Процесс проходит стандартно : вытаскиваем самолёты на старт, разведка погоды, готовим самолёты, завтрак в лётно-технической столовой и поехали.

Полёты на боевое применение имеют свои особенности.
Группа вооружения в эскадрильи малочисленная : начальник группы обслуживания - один офицер, два офицера – техники, четыре прапорщика – механики.
Всё !
А самолёты к применению готовить !
Бомбы, ракеты вешать, пушки заряжать.
После полётов разбирать и чистить : пушки, стволы универсальных блоков драить.
Работы много, а их мало. Вот поэтому весь личный состав и помогает им : техники самолётов, механики, специалисты по радиоэлектронному, авиационному оборудованию.
Боевое братство и сплочённость проверяется вот в таких ситуациях.
Мы – один организм, одно звено, работающее чётко и слаженно для выполнения поставленных задач.

Поэтому развозим на тележках бомбы ФАБ-50 к самолётам, помогаем их подвешивать.
Подвозим  ракеты воздух-поверхность С-5 различных модификаций.
Подвозим снаряды в лентах для самолётных пушек ГШ-23.

Всё остальное делают вооружейники.
Руководят подвеской бомб на балочные держатели, сами завинчивают фиксаторы на них, ввинчивают и подключают взрыватели.
Снаряжают блоки УБ-16 ракетами С-5, закрывают их кожухами со стороны заряжания.
Производят зарядку пушек ГШ-23 лентами со снарядами.

У них «праздники» в эти дни.
Они в мыле полностью. Самолётов много и работы много.
Весь учебный год служба в рядах группы, пока идёт процесс первичного обучения и до этого момента, - сплошное удовольствие.
Расписывайся себе в журнале подготовки в графе ВООРУЖЕНИЕ и всё.
Никаких проблем !
Балочные держатели на месте ? Какие проблемы ?
Роспись и самолёт к вылету по данной специальности готов.
А тут ещё и писанины прибавляется, номера ракет, бомб, партия снарядов.
Везде успеть надо.

Вот сейчас :
- Давай быстрее !!!
- Опаздываем с подготовкой !!!
Иногда реплики сопровождаются не нормативной лексикой. Бывает.
Но всё делается для того, чтобы самолёты вылетали строго по плановой таблице.

Самолёты мои в воздухе и мы помогаем процессу подготовки нашим товарищам.
Подкатываем тележки с бомбами, вворачиваем в отверстие, куда вворачивается взрыватель, переходник, взявшись за который и стабилизаторы, подтаскиваем бомбы к балочным держателям под самолётом.

Далее по команде «раз-два, взяли», бомба поднимается и вешается на замки. Тоже проделываем и на другой половине крыла.
Своеобразный «ручеёк» или конвейер получается.

Подвозим  ракеты воздух-поверхность на тележках и руками, по одной ракете у каждого,  переносим их для заряжания братьям-вооружейникам.
Опять «ручеёк» или конвейер.
Они производят зарядку блоков.

Подвозим на тележках ящики со снарядами для пушек.
Снимаем ящики и тащим их под крыло.
Далее снова действо их, в чьей помощи они сегодня нуждаются.

А самолёты, снаряженные указанными видами поражения, уходят в небо.
Садятся, мы готовим свои самолёты и по их выпуску в полёт, снова спешим на помощь.
Вот оно, боевое братство в действии.
Не добавить, не убавить.
Заняты все !

У нас есть прапорщик Т.
Он просто уникален. Такого нигде больше не видел никогда.

Сначала он обвешивается лентой из 30 снарядов к пушке, как матрос Железняк, в районе груди спереди, крест-накрест.
Из тележек берёт под мышки сначала одну, а потом и вторую бомбу.

- Смотрите, сынки, как к боевому применению готовить надо, - это он нам, неся смертоносный груз на себе.
Возле самолёта у него его коллеги снимают ленту со снарядами и начинают процесс заряжания пушки.

Сам следует к одному из балочных держателей, скидывает бомбы на бетон.
Затем, взяв одной рукой одну, водружает ещё на замки балочного держателя.
Тоже делает и со второй. Завинчивает её в фиксаторах и вворачивает взрыватель.
Возвращается к первой и завинчивает её в фиксаторах, вворачивает взрыватель.

Мало времени уходит на этот процесс. И наблюдать за ним – одно удовольствие.
А мы пыхтим над подвеской каждой бомбы втроём, вчетвером. А он !

Хотя и есть элементы нарушений по линии безопасности, но вышестоящее начальство молчит.

Где он этому научился ?
В спецкомандировке был.
Возможно, там кто-то до него вот так.
Или кто-то показал, что и как делать нужно.
Да и здоровьем обладать нужно  соответствующим. У Т. его хватает.
Он – не мы, «хилые двухгадючники», истёршие не одну пару брюк за процессом грызения гранита авиационных дисциплин в альма-матер, как нас называли в полку.
Тут много чего нужно. А здоровья и силы – в первую голову.

Обедаем на старте в столовой.
Лётная смена заканчивается незаметно, ибо времени на передышку и отдых совсем нет.
Вот и личный состав второй смены подтягивается.
Построение. Один час на пересмену. И снова построение.
- Вторая смена, претензии, замечания, пожелания к первой смене есть ? – это старший инженер полётов второй смены вопрос задаёт всем нам. Нет ? Первая смена свободна. Вторая смена, задачи на смену следующие…

- Первая смена, напра-во ! Шагом, марш !
Мы отходим на несколько десятков метров от места построения.
- Стой ! Нале-во ! Стоять вольно !
Далее идёт разбор полётов по итогам первой смены старшим инженером её по стандартной схеме.
- В целом, отработали хорошо. Молодцы ! Справились с поставленной задачей.  Задержек с вылетами по вине личного состава не было.
- Отказы авиационной техники…
- Недостатки… 
- Положительные моменты…
- Передовой опыт …

- Первая смена ! Равняйсь ! Смирно ! Прапорщик Т. выйти из строя !
Т. строевым шагом выходит и поворачивается лицом к нему.
- За отличное выполнение обязанностей по подготовке авиационной техники к полётам на боевое применение иностранным контингентом объявляю Вам благодарность !
- Служу Советскому Союзу !
- Становитесь в строй !
- Есть !

И пока Т. под улюлюканье товарищей по эскадрильи идёт в строй, кто-то произносит фразу «Вооруженик должен быть тупым, но сильным !»
Смех, улыбки.
- Все свободны ! Разойдись !

Так повторялось много раз, пока там был «директором» самолёта.
Много времени прошло с тех пор.
Где сейчас Т. ? Что с ним ?
Сегодня пытался выяснить у сослуживцев из той поры.
Ответили : Герой рассказа живёт на Югах. Там тоже был, когда Олимпиаду обеспечивал.
Жаль, что не встретились, было, что вспомнить...

«11» ноября 2018 года