Олег Бабинов. Экспертный обзор. Октябрь-2018

Большой Литературный Клуб
Дорогие друзья!

Начав читать анонимный список, я вскоре понял, что некоторые стихи мне уже известны, а авторов некоторых других я, скорее всего, узнаЮ. Поэтому я переключился на список с именами авторов.

Практически все стихотворения в списке очень сильны. И уж точно, что абсолютно все содержат что-то интересное: иногда – метафоры, иногда – интересные рифмы, иногда – отсылки к каким-то значимым для меня и важным именам из прошлого и настоящего, иногда – новый и неожиданный взгляд на вещи и явления нашего мира.

Итак, выбор сделать очень сложно, но придётся.

ДМИТРИЙ МЕЛЬНИКОВ «Молодому летчику нынче снится»
http://www.stihi.ru/2014/07/04/5986 квота Максима Корсакова за редактирование отборочного тура

Мельникову удаётся (речь идёт об этом стихотворении, но я видел такое у него и прежде) говорить о страшном повседневно и одновременно с надрывом и без надрыва. Он достигает этого за счёт того, что пользуется простой речью (не просторечием!). Не важничает, не выпендривается, но и не пытается изобразить простого парня.

Но зато теперь не пойду я в школу.

И мне очень нравятся у него вычитания-прибавления, когда используется эпитет из устойчивого словосочетания (например, “тьма кромешная”), но с противоположным смыслом: “свет кромешный”, например:

... свет ползет к изголовью,
аки тать ...

Не поверяя далее алгеброй гармонию, заключаю: просто, но ярко о самом важном. О жизни и смерти. О несправедливой войне и об обыденном насилии. Так мало кто умеет.

АЛЕКСЕЙ ГРИГОРЬЕВ «Дверь»
http://www.stihi.ru/2018/04/04/5196 номинатор Елена Бородина

Редкое современное стихотворение в рильковско-пастернаковской традиции оказывается удачным. Она настолько полна, что исчерпала себя в своём совершенстве у двух этих поэтов.

Григорьеву удалось то, что удаётся мало кому. Возможно, потому что наше безумное время, в котором всё наоборот – не так, как ожидает разумный человек – как бы удлинило ещё дальше удивление, характерное для Рильке и Пастернака.

... снег на небо летит с низин

... зима ползёт из замочных скважин

Всё наоборот, всё не так, как должно быть.

а проснёшься: звёзд голубой петит
за окном, и снег ровно год не падал.

“И можно говорить, что всё не так, как должно быть, но... с утра шёл снег.”

ПЕТРА КАЛУГИНА «Голоса в шлемофоне»
http://www.stihi.ru/2018/06/13/5457 отборочный тур для резидентов
С Петрой у нас давно какая-то глубинная связь и мы как будто разговариваем друг с другом какими-то очень важными для каждого из нас стихами.

И мне тоже очень близок этот взгляд Хендрика Оверкампа:

Слетев с катушек – встану на коньки
И вдаль помчу – на те вон огоньки,
Разрозненные бусины пейзажа.

И очень близки “нейронные мерцающие связи”:

Я всё тогда увижу – наяву:
Зелёный снег, февральскую траву
И космоса пылающие комья.

А всё такое время, когда всё вверх дном и не за что зацепиться.

Не стесняюсь признаться в своей абсолютной субъективности, поскольку я такой же “очень странный механизм”:

Коньки, обломки крыши, пара линз
И полный бак чистейшего заката.
В общем, друзья, этот брейгелевский охотник исключительно метко в меня попал.

Да, и понял, что эти три стиха объединяет (и что мне в них нравится) – оксюмороны. Правильные, в ногу со временем оксюмороны.

ДИАНА РЫЖАКОВА «Баошичи»
http://www.stihi.ru/2018/01/02/698 отборочный тур для резидентов

Ещё одно чрезвычайно понравившееся мне стихотворение. Понравилось своей английскостью, игрой с неточными рифмами. Как у Дилана Томаса: fire – hair. Камнях – камеях. Чаше – дышит.
Русский, наверно, более рифмообразен, чем английский, но игра очень интересна.

И очень совпал опыт ощущения Черногории:

Черногория – медленная земля,
будто горячий кофе или сухое вино,

Попробуйте сухое вино выпить быстро. Брр...

Вот бы мне пожить в такой медленной земле до конца дней земных...

СОМОВ ТОРЖОК «твой портрет из драже»
http://www.stihi.ru/2018/10/03/9855 отборочный тур для резидентов
Не самое мастерское стихотворение – слишком много, на мой взгляд, случайных слов.

Зато оно изящное, а это ещё одна из важнейших особенностей поэзии для меня (когда мои оппоненты ссылаются на, например, Маяковского, я отвечаю что, “весомо, грубо, зримо” – очень изящно в своём роде сказано).

Ну и про мой любимый XVIII век. Я же не отрицаю своей субъективности, comprenez-vous?

НИНА САВУШКИНА «Караоке»
http://www.stihi.ru/2018/10/19/4007 номинатор Stihi.lv

Ещё одно изящное стихотворение, хоть оно и пытается не слыть таковым, а слыть “новым искренним” (для меня вся эта искренность – просто проклятие современной русской поэзии; правда, на её фоне намного легче выделяться).

Ну и за строку:

Так выпьем за культ вещей, ибо люди жестоки.

РЕН АРТ (Ренарт Фасхутдинов) «Августовское»
http://www.stihi.ru/2017/10/30/10108 номинатор Марина Намис

Это стихотворение представляется мне слишком длинным. Я бы его сократил на семь строф из восьми. Или добавил бы одну сверху и одну снизу, но другие.

Я включаю его в свой шорт-лист из-за предпоследней строфы, которая могла бы стать самостоятельным стихотворением (и ради которой, возможно, всё остальное и написано):

Я иду по улице шумной, горячей, пестрой,
А со мною рядом братья мои и сестры –
Злые, добрые, в рот ни капли, навеселе.
На исходе августа вдруг понимаешь остро,
Что никто из нас не останется на земле.

И она ведь прекрасна, comprenez-vous?

В сторону: мне кажется много зла принесла русской поэзии традиция петь стихи под гитару. Слишком много необязательных слов лишь для того, чтобы сомлеть – реже в наше время у костра, чаще на кухне.

На этом, пожалуй всё.

PS Сомневался, стоит ли включать в шорт лист стихотворение Ольги Ведёхиной:

ОЛЬГА ВЕДЁХИНА «То, что ты говоришь...»
http://www.stihi.ru/2018/05/25/5624 квота ГР за редактирование отборочного тура

У него гениальный эпиграф:

................................................То, что ты говоришь, проходит через твой рот.
................................................Ты говоришь «телега».
................................................Стало быть, телега проходит через твой рот.
...................................................Хрисипп

И мне понравились две строчки у этого автора:

впрочем, у некоторых внутри – дома терпимости
из них постоянно выскакивают работницы в неглиже,

Подумав, решил, что автор относится к таковым работницам с осуждением, а я, как минимум, с пониманием.

В моём шорт листе этому – в наше время, когда морализаторство подменяет собой мораль и всё наоборот (“свет кромешный”, “зима ползёт из замочных скважин”, “зеленый снег”, “февральская трава”) – места нет.

Пусть не всё тонет в фарисействе.