О Цауле

Александра Шпанер
Цауль
 
    О, если бы я только мог
                Хотя от части ...
                Б. Пастернак


Цауль это поместье и парк  сказочной красоты, на севере Молдавии, куда мы с детьми ездили ежегодно, и где, практически проводили свой отпуск.
Я очень много читала там, особенно  свою любимую классику, и часто мне представлялось, что вот на этом зеленом холме могла появиться прекрасная всадница в амазонке и шляпе с вуалью,  или   принц со своею свитою, ведь он вполне мог оказаться гостем благородного хозяина этого изумительного поместья... 
Ничто  не мешало мне  мысленно рисовать эти картины.
              На всю жизнь Цауль остался для меня таким, каким я его люблю и помню – с его старинной усадьбой и огромным прекрасным парком, вместившим в себя  луга со стогами свежескошенного душистого сена; веселый ситчик солнечных полян с голубыми и сиреневыми цветами разнотравья и крупными белыми ромашками;  классические березовые рощи, словно сбежавшие сюда с картин Куинджи;  сосновый бор с высокими стройными деревьями, источавшими дурманящий аромат смолы и хвои, и он, этот аромат, словно подгоняемый теплым ветром , сбегал с соснового взгорочка к лугам, лежавшим в долине неподалеку от пруда, а те, прогретые солнцем, усиливали его и несли дальше; густые темные ельники, полные грибов; одичавший, но все еще плодоносящий, как в старину, сад черной черешни; громко гудящую большую пасеку, которую мы с опаской старательно обходили стороной; заросли сиреневых аллей, спускавшихся с косогора к тенистому  перелеску с влажными тропками , на которых мы часто встречали ежиков;   небольшой пруд с крошечным островом, на котором стояла белая резная беседка, а с лесной тропинки на него был переброшен изогнутый деревянный мостик.
Цауль... Это была моя отдушина, обитель тишины и гармонии, сюда сбегала я от невзгод, молвы и печалей. Цауль исцелял .
Я  бываю там часто, стоит только закрыть глаза...
 А какой невероятной красоты село Цауль прилегало к парку поместья!  С любой точки взгляду открывались живописные  ландшафты холмов с садами, виноградниками,  густым лесом –  Kодрами.
Сохранилось всего несколько моих набросков и очень короткий ролик старой белесой пленки,  на которой мои маленькие сыновья носятся по солнечному лугу, прячутся  в стогу сена, кувыркаются, скатываясь с соснового холма; а вот, они уже постарше, ловят раков в пруду; еще  кадр -  мы нашли совенка в траве,  и безуспешно пытаемся водрузить его на ветку.
 А какие павлины гордо вышагивали  по дорожкам верхнего парка!  Здесь же, маленький зверинец, устроенный среди служебных построек усадьбы, и почему-то напоминавший мне птичий двор, правда,  с фазанами , цесарками и прочей птичьей экзотикой, с большим винторогим бараном по имени Эдик, а с ним по соседству  жил медвежонок, которого наш маленький Димочка решил угостить, но сначала поздороваться...  Потом мы залечивали царапину, Димкину, конечно.
Великолепный розарий, собранный со всего света,  благоухал позади основной усадьбы и ароматы его проникали в нашу комнату, особенно по вечерам.    Огромные, вековые липы цвели в  аллеях парка, я таких нигде никогда больше не видела. Там и тогда я поняла, что «у счастья есть аромат   - запах цветущей липы».
          С тех пор, я везде и всюду ищу свой Цауль и бываю счастлива, когда хоть что-нибудь мне его напоминает, как моя любимая липа на соседней улице или зеленые уголки «деревеньки»,  где я живу.  И тогда  –

Я каждый лист здесь узнаю в лицо
          И липе я на верность присягаю
          За то, что улочек зеленое кольцо
          Мне  Цауля сады  напоминают.
       
Если бы я только могла хотя отчасти  передать...