Ай-да Коломеньское…
Чудо!
И в октябре там всё шуршит, –
И под ногами…. Для души
И питие на Царском блюде
Сама отрада подает,
И яства, прежде что вкушали
Князья Московии!
Ушами
Своими слыша как поет
Веками бдящим Многолетье
Осенний яблоневый сад,
Увидеть можно и Петра
В дубовой роще той, где Петей
В тени древнейшего из них
Он с «Отче нашъ» взрастал в те дни
И до Царя с «Законом Божьим»*.
Там «Ночи белые» есть тоже,
По вёснам, – в яблоневый дым.
***
Во дни суровые, когда
Державы Велей нет уж боле,
Москвы-реки державной волей, –
Первопрестольной на правах! –
Ея высокий правый берегъ
Очами смерив в сотый раз
То, что останется от нас
Свою утративших и Веру,
Не повелит…,
направив взгляд
Во взор Орла, что сам когда-то
В колокола бивал и, свято
Любил Коломенское. / Там,
В селе – Овраг*. На дне – туман-то… /
Во взор Орла, что бородатым, –
Той Смуты преждь, – царил крылато!
…не повелит,
направив взор
На храм*, что дышит до сих пор,
Где Богородица на Троне
В Короне Русского Царя
Внимает всё – и Век спустя! –
Всем верноподданным, с иконы;
И – на ту церковь* у воды,
Что в честь рожденья Иоанна
Возведена и, – сей «Державной»
Где, чудом, образ обрели
В год отречения России
И… от земнаго и Христа*.
Она всё каменна, всё та:
И в Гору, с коей возносился
Распятый прежде Божий Сынъ,
Крест освятивый Своей кровью;
В рассвет над Русью той Святою,
Приявшей Крестъ во «Третий Римъ».
Она всё та ж: стрелою белой
Летит всё в небо, как и встарь,
Когда пред нею Государь
Сбирал полки рукой умелой
Перед походом на Казань.
И – взял Казань! Да, сколь всего….
И – вышла Русь тут из брегов
Той Волгой-матушкой, – в ту Рань…
***
А осень в год сей, Покаянный,
На диво выдалась везде:
И красно солнышко! – в листве –
И пурпуръ! Злато! –
Право, славной!
Только, чудес без Бога нет….
И Ваня «Грозным» не родился,
В грозу ж таку, что всяк крестился!
………………………………………
………………………………………
Голгофе Русской – Зим, –
в Сто лет…
________________________________
*Инициатор разработки курса Закона Божия — царь Петр Первый. По его приказу в 1720 году архиепископ Феофан (Прокопович) написал «Первое учение отроком» — первый учебник по Закону Божию. Он содержал в себе, кроме азбуки и главных молитв, «краткий катехизис, излагавший главнейшие догматы веры и заповеди Десятословия», которые и предписывалось Духовным регламентом изучать детям всех званий.
Преподавание Закона Божия при Петре велось только в нескольких частных школах, к примеру, в школе для бедных детей, основанной в 1721 году Феофаном (Прокоповичем), в начальных школах при уральских заводах, открытых В. Н. Татищевым по указанию Петра Первого. В то же время в «математических» и «навигацких» школах, открытых при Петре, преподавание Закона Божия не предусматривалось.
Первый массовый учебник Закона Божия издан был только в 1765 г. — «Православное учение, или Сокращенная христианская богословия» иеромонаха Платона (Левшина; впоследствии митрополита Московского). «Православное учение» представляло собой программу обучения Закону Божию наследника престола великого князя Павла Петровича (впоследствии императора Павла I), большое место в ней было уделено вопросам нравственного воспитания. Книга получила широкое признание и использовалась как в школах, так и для наставления народа.
Впервые в учебную программу светских учебных заведений Закон Божий был введен только в 1774 году. В 1786 г. в школьное обучение была введена «Книга о должностях человека и гражданина», изданная при ближайшем участии императрицы Екатерины II, где догматы веры стали больше подтверждаться доводами разума, чем Св. Писанием, и изучались лишь настолько, насколько были необходимы для нравоучительных выводов. В 1819 г. книга была изъята из школьного употребления.
Обязательным преподавание Закона Божия стало только с 1819 года, благодаря манифесту 1817 года, в котором император Александр I потребовал, чтобы «христианское благочестие было основанием истинного просвещения».
https://foma.ru/zakon-bozhiy-vremya-proshlo.html
*В Коломенском сохранилось три исторических яблоневых сада
(Казанский, Вознесенский и Дьяковский), буйное весеннее цветение которых –
одно из самых завораживающих по красоте зрелищ в музее-заповеднике. Именно
этому посвящён самый удивительный праздник «Белая ночь в Коломенском».
*Го;лосов овраг (Власов овраг, Голос-овраг) — овраг в Москве, на территории
музея-заповедника Коломенское. Название оврага может быть антропонимического происхождения, ср. имя Влас, Власий (вариант — Волос), фамилии Голосов,
Власов. Встречается, однако, название Голос-овраг, которое пока не объяснено. Овраг тянется от берега Москвы-реки до современного проспекта Андропова.
На берегу оврага стоит церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи.
В самом овраге расположены камни, которым городская легенда приписывает древнее сакральное значение, хотя достоверные сведения о них не старше середины XX века, — Гусь-камень и Девин (Девичий) камень.
С камнями в овраге связана современная легенда о Георгии Победоносце, который якобы бился именно на этом месте со змием (драконом).
*Храм Казанской иконы Божией Матери —
безстолпная пятиглавая церковь середины XVII века, расположенная на территории государственного историко-архитектурного музея-заповедника Коломенское.
Главная святыня — икона Божией Матери «Державная», явленная чудесным образом
в подклети церкви Вознесения Господня (рядом с храмом),
2(15) марта 1917г.
*Гениальная церковь Вознесения в селе Коломенском – один из немногих сохранившихся памятников эпохи Ивана Грозного в Москве. А в градостроительной модели средневекового «Третьего Рима» Коломенское было символом той самой Елеонской горы, на которой совершилось Вознесение Господне. Адрес: просп. Андропова, 39, стр. 1, Москва, Россия
*Христос по греч. «Помазанник»
13.11.2018г.
http://www.youtube.com/watch?v=yU8LCoBtrIg
П.И.Чайковский - Цикл времена года - Октябрь (фортепиано, скрипка, виолончель).