Октябрь в Коломеньском - к 100-л. Русской Голгофы

Вера Гиоргадзе
Ай-да Коломеньское…

Чудо!
И в октябре там всё шуршит, –   
И под ногами…. Для души
И питие на Царском блюде
Сама отрада подает,
И яства, прежде что вкушали
Князья Московии!

Ушами
Своими слыша как поет
Веками бдящим Многолетье
Осенний яблоневый сад,
Увидеть можно и Петра
В дубовой роще той, где Петей
В тени древнейшего из них
Он с «Отче нашъ» взрастал в те дни
И до Царя с «Законом Божьим»*.


Там «Ночи белые» есть тоже, 
По вёснам, – в яблоневый дым.

***

Во дни суровые, когда
Державы Велей нет уж боле,
Москвы-реки державной волей, – 
Первопрестольной на правах! – 
Ея  высокий правый берегъ
Очами смерив в сотый раз
То, что останется от нас
Свою утративших и Веру,
Не повелит…,
                направив взгляд 
Во взор Орла, что сам когда-то
В колокола бивал и,  свято
Любил Коломенское. / Там,
В селе – Овраг*. На дне – туман-то… /

Во взор Орла, что бородатым, –   
Той  Смуты преждь, – царил крылато!
 
…не повелит,
                направив взор 
На храм*, что дышит до сих пор,
Где Богородица на Троне
В Короне Русского Царя
Внимает всё – и Век спустя! –
Всем верноподданным, с иконы;

И – на ту церковь* у воды,
Что в честь рожденья Иоанна
Возведена и, – сей  «Державной»
Где, чудом, образ обрели
В год отречения России
И… от земнаго и  Христа*.                               

Она всё каменна, всё та: 
И в Гору, с коей возносился
Распятый прежде Божий Сынъ,
Крест освятивый Своей кровью;
В рассвет над Русью той Святою,
Приявшей Крестъ во «Третий Римъ».

Она всё та ж: стрелою белой
Летит всё  в небо, как и встарь,
Когда пред нею Государь
Сбирал полки  рукой умелой
Перед походом на Казань.
И – взял Казань! Да, сколь  всего….
И – вышла Русь тут из брегов
Той Волгой-матушкой, – в ту Рань…

*** 

А осень в год сей, Покаянный,
На диво выдалась везде:
И красно солнышко! – в листве – 
И пурпуръ! Злато! –   
Право, славной!

Только, чудес без Бога нет….
И  Ваня  «Грозным» не родился,
В грозу ж таку, что всяк крестился!

………………………………………
………………………………………

Голгофе Русской – Зим, –
                в Сто лет…









________________________________

*Инициатор разработки курса Закона Божия — царь Петр Первый. По его приказу в 1720 году архиепископ Феофан (Прокопович) написал «Первое учение отроком» — первый учебник по Закону Божию. Он содержал в себе, кроме азбуки и главных молитв, «краткий катехизис, излагавший главнейшие догматы веры и заповеди Десятословия», которые и предписывалось Духовным регламентом изучать детям всех званий.
Преподавание Закона Божия при Петре велось только в нескольких частных школах, к примеру, в школе для бедных детей, основанной в 1721 году Феофаном (Прокоповичем), в начальных школах при уральских заводах, открытых В. Н. Татищевым по указанию Петра Первого. В то же время в «математических» и «навигацких» школах, открытых при Петре, преподавание Закона Божия не предусматривалось.
Первый массовый учебник Закона Божия издан был только в 1765 г. — «Православное учение, или Сокращенная христианская богословия» иеромонаха Платона (Левшина; впоследствии митрополита Московского). «Православное учение» представляло собой программу обучения Закону Божию наследника престола великого князя Павла Петровича (впоследствии императора Павла I), большое место в ней было уделено вопросам нравственного воспитания. Книга получила широкое признание и использовалась как в школах, так и для наставления народа.
Впервые в учебную программу светских учебных заведений Закон Божий был введен только в 1774 году. В 1786 г. в школьное обучение была введена «Книга о должностях человека и гражданина», изданная при ближайшем участии императрицы Екатерины II, где догматы веры стали больше подтверждаться доводами разума, чем Св. Писанием, и изучались лишь настолько, насколько были необходимы для нравоучительных выводов. В 1819 г. книга была изъята из школьного употребления.
Обязательным преподавание Закона Божия стало только с 1819 года, благодаря манифесту 1817 года, в котором император Александр I потребовал, чтобы «христианское благочестие было основанием истинного просвещения».
https://foma.ru/zakon-bozhiy-vremya-proshlo.html


*В Коломенском сохранилось три исторических яблоневых сада
(Казанский, Вознесенский и Дьяковский), буйное весеннее цветение которых –
одно из самых завораживающих по красоте зрелищ в музее-заповеднике. Именно
этому посвящён самый удивительный праздник «Белая ночь в Коломенском».

*Го;лосов овраг (Власов овраг, Голос-овраг) — овраг в Москве, на территории
музея-заповедника Коломенское. Название оврага может быть антропонимического происхождения, ср. имя Влас, Власий (вариант — Волос), фамилии Голосов,
Власов. Встречается, однако, название Голос-овраг, которое пока не объяснено. Овраг тянется от берега Москвы-реки до современного проспекта Андропова.
На берегу оврага стоит церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи.

В самом овраге расположены камни, которым городская легенда приписывает древнее сакральное значение, хотя достоверные сведения о них не старше середины XX века, — Гусь-камень и Девин (Девичий) камень.
С камнями в овраге связана современная легенда о Георгии Победоносце, который якобы бился именно на этом месте со змием (драконом).


*Храм Казанской иконы Божией Матери —
безстолпная пятиглавая церковь середины XVII века, расположенная на территории государственного историко-архитектурного музея-заповедника Коломенское.
Главная святыня — икона Божией Матери «Державная», явленная чудесным образом
в подклети церкви Вознесения Господня (рядом с храмом),
2(15) марта 1917г.


*Гениальная церковь Вознесения в селе Коломенском – один из немногих сохранившихся памятников эпохи Ивана Грозного в Москве. А в градостроительной модели средневекового «Третьего Рима» Коломенское было символом той самой Елеонской горы, на которой совершилось Вознесение Господне. Адрес: просп. Андропова, 39, стр. 1, Москва, Россия


*Христос по греч. «Помазанник»




13.11.2018г.




http://www.youtube.com/watch?v=yU8LCoBtrIg
П.И.Чайковский - Цикл времена года - Октябрь (фортепиано, скрипка, виолончель).