Есть лишь одна для Мира директриса I

Сергей Тригер
Есть лишь одна для Мира директриса - идти путем достоинства и компромисса         
               

Президенту Российской Федерации В.В. Путину,
Президенту Соединенных Штатов Америки Д.Д. Трампу               
               
               
15 ноября 2018


                ОТКРЫТОЕ ОБРАЩЕНИЕ

Уважаемые господа Президенты,

крайне опасная ситуация, создавшаяся в международных отношениях в целом, и особенно между Россией и США, в первую очередь из-за событий на Украине, а также на Ближнем Востоке, вызывает все нарастающую обеспокоенность во всем мире. Люди не хотят перехода к новой Холодной войне, с усиливающейся гонкой вооружений и нарастающей угрозой прямого военного столкновения с непредсказуемыми последствиями для сотен миллионов людей и Человечества в целом.

    Очевидно, что Президенты России и США несут огромный груз ответственности как перед своими народами, так и перед всеми народами Мира за дальнейшее развитие событий. Нет сомнений, что Вы, как никто другой, глубоко осознаете эту ответственность и прилагаете каждодневные и настойчивые усилия для преодоления возникшего кризиса.   
   Вместе с тем, необходимость этого обращения к Вам обусловлена печальным историческим опытом, который свидетельствует о том, что руководители крупнейших государств Мира уже в Новую эпоху, неоднократно оказывались заложниками сложившейся ситуации.  Это ставило народы на грань истребительных войн, а иногда и приводило к огромным жертвам и лишениям, которых, как представляется,  можно было избежать.
   
    Несмотря на различие исторического пути, политических систем, географических и климатических условий, культурных традиций, Россия и США по существу не имеют никаких серьезных и тем более непреодолимых противоречий. Более того, в критические моменты истории и, прежде всего, во Второй мировой войне они сражались вместе и вместе победили. При этом руководители России, США и Великобритании нашли в себе мудрость преодолеть существовавшие тогда глубокие идеологические разногласия, которых сейчас не существует. 
   В силу своего положения влиятельных и крупных держав, идеологических причин и истории развития отношений, геополитические интересы России и США во многом различны, а уровень недоверия друг другу велик, хотя и существенно уменьшился с окончанием Холодной войны. Процесс уменьшения недоверия занял десятилетия. Теперь за несколько лет все, что было достигнуто, поставлено на грань уничтожения и может быть полностью и надолго утрачено. Частичное, но значительное уничтожение доверия уже произошло. В то же время возникают все новые серьезные мировые проблемы и вызовы, требующие безусловного объединения усилий США и России для их преодоления.
   
    Представляется, что единственный путь выхода из создавшегося опасного тупика – понимание и признание Россией, США и Европой геополитических интересов каждой из сторон с учетом интересов и устремлений и остальных стран, вовлеченных в нарастающее противостояние, в частности и прежде всего, Украины.  В то же время, новое руководство Украины должно учесть интересы своих соседей, и прежде всего России, с которой ее связывают не только географическая близость, но и глубокие исторические, этнические и культурные взаимоотношения.

   При всей неоспоримости и первостепенной значимости норм международного права, оно одно не может разрешить все возникающие политические проблемы, в частности, из-за расплывчатости и разного понимания некоторых его формулировок.  Но также из-за придания приоритетного значения по-разному понимаемому и воспринимаемому государствами понятию собственной безопасности.   
   Очевидным подтверждением сказанного является острейшее противостояние между США и Советским Союзом осенью 1962 года, связанное с размещением советских ракет на Кубе. Как мы знаем, Куба и СССР - два независимых государства - договорились о действиях, формально не нарушавших международное право. Но мир был поставлен на грань ядерной войны.
Нет сомнений, что были грубо нарушены жизненно важные геополитические интересы США, и они ввели морскую блокаду Кубы. Тогда руководителями США и СССР были приложены исключительные усилия, чтобы спасти мир, одновременно сохранив лицо. Это яркий пример ситуации, когда руководители стран – участников конфликта стали заложниками одного неверного политического решения о размещении ракет, принятого без формального нарушения международного права.
...Вывод один – наряду с соблюдением международного права необходимо считаться с геополитическими интересами стран-партнеров и даже стран-соперников. Этих интересов никто не отменял и в обозримом будущем никто отменить не сможет. Только с учетом этих интересов можно обеспечить и поддерживать нормальные взаимоотношения и мирное развитие цивилизованных государств и мировой цивилизации в целом. Но чтобы учитывать взаимные интересы их нужно, как минимум, понимать. А поняв, своевременно оценивать, заглядывая при этом далеко вперед.

   Нам представляется, что политические действия Европы и США в отношении Украины, равно как и Украины в отношении Европы и России, еще до возникновения кризиса базировались на формальном соблюдении международного права, но не принимали во внимание геополитических интересов России. Такой подход, не учитывающий геополитической реальности, которая обсуждалась выше в связи с Карибским кризисом,  является идеалистическим, утопическим и был с самого начала обречен на неудачу, которую можно и нужно было предвидеть. Это не было сделано и в итоге привело к кризису.
   В этой связи, необходимо учитывать, что развал СССР, крушение коммунистической идеологии (другой формы утопических представлений), уход восточно-европейских стран из-под влияния России, наряду с полным изменением социальных отношений и приоритетов в самой России – все это оказалось нелегким бременем для новой Российской государственности.
   Дальнейшая сдача геополитических интересов России оказалась для российского руководства невозможной, и это нужно было учитывать Западу. Дело не в приобретении Крыма (или его «возврате» России), а в угрозе при дальнейшем отходе Украины на Запад, нарушения геополитического баланса, который и так находился на грани дисбаланса. Россия не могла смириться с усилением потенциальной возможности потери выхода к Черному морю, утраты базирования для Черноморского флота и при дальнейшем неблагоприятном развитии ситуации сокращением подлетного времени ракет не только с западного и северо-западного, но и с юго-западного направления.   
   Конечно, нарушение геополитического равновесия и возрастание реальных опасностей для России в данном случае не столь очевидны, как это было для США во время Карибского кризиса, поскольку никаких очевидных и немедленных угроз для России при уходе Украины под влияние Евросоюза не возникало. В то же время, не следует преувеличивать опасность приближения НАТО к границам России, ибо одновременно Россия приближается к границам НАТО и европейские страны с их умеренными средствами защиты являются значительно более уязвимой мишенью для возможной агрессии, чем Россия с ее военным потенциалом и огромной территорией. Тем не менее, не остается ничего иного как исходить из уже сложившейся на сегодняшний день реальности.
  Возникшая тлеющая ситуация выглядит не просто тупиковой, но все больше приобретает крайне опасные для всего Человечества очертания. Внезапное начало Мировой войны с применением ядерного оружия приобретает черты реальной возможности. Этот катастрофический и, прямо скажем, безумный сценарий всерьез обсуждается и муссируется многими средствами массовой информации. Политическое противостояние России и Запада зашло слишком далеко и продолжает нарастать, несмотря многочисленные, но неуверенные попытки политиков и дипломатов обеих сторон остановить сползание противостояния в необратимую фазу.

    В сложившейся ситуации считаем необходимым немедленное и решительное принятие кардинального и всеобъемлющего плана действий, основанного на взаимных уступках, с соблюдением интересов всех сторон. Этот план должен быть рассчитан на быструю стабилизацию ситуации и деэскалацию конфликта.
В связи с этим, а также с учетом возможных встреч глав государств
в ближайшем будущем (возможно и в ноябре 2018 г.), предлагаются следующие пункты плана и  действий России и США (при поддержке Евросоюза и Украины):
   
1) Признание Президентом России и Президентом США приоритета интересов устойчивых мирных отношений между США и Россией (как державами несущими, в силу своего военного потенциала и геополитического положения, глобальную ответственность перед Человечеством в целом) перед всеми остальными интересами, включая и определенные собственные амбиции.
    В связи с этим Президентам России и США могли бы выступить с согласованным и одновременным заявлением, признающим этот основополагающий принцип.   

2)  Президенты России и Президенту США могли бы осуществить срочные и действенные меры по прекращению, как в России так и в США, разнузданной пропаганды средств массовой информации, направленной на разжигание в любой форме ненависти и неприятия действий, принципов, политического устройства и взглядов сторон - США и России, как в истории, так и в недавнем прошлом (несмотря на наличие различий по перечисленным пунктам). Наложить мораторий на пять месяцев на любые формы такой пропаганды в государственных структурах и в СМИ с последующим продлением моратория, если потенциал имеющейся сейчас публичной истерии не исчезнет.  Выработать эффективные средства противодействию такой пропаганде, не ущемляющие принцип свободы  информации и выражения различных мнений по происходящим событиям.
        Внести этот пункт о взаимном прекращении пропаганды, наносящей непоправимый вред межгосударственным отношениям России и США и их народам,  в одновременное согласованное и открытое выступление Президентов России и США. 

3)  Прекратить любые опасные или провоцирующие демонстрации обеими сторонами своей военной силы вблизи границ России и стран НАТО. Вернуться в тренировочных и учебных походах и полетах к уровню и практике, которые существовали до начала кризиса.
     Внести этот пункт в одновременное согласованное и открытое выступление Президентов России и США. 

4) В отношении событий в Украине назначить новых главных переговорщиков самого высокого уровня в ранге Высших специальных представителей Президентов. Вменить им ведение переговоров по Украине и связанному с ситуацией там комплексу вопросов (в постоянном контакте со своими Президентами и при поддержке Министерства иностранных дел России и Государственного Департамента США, загруженных многими иными вопросами).
   
  Продолжение см.: Есть лишь одна для Мира директриса II