Фантазия фа минор Франца Шуберта

Юлианна Лизогуб-Малахова
Тема фантазии вне времени.
В ней тихое "пиано" вначале,
В нем тоска человека гения
В музыке печалью зазвучала.


Тема Шуберту дарена свыше...
В ней нету пауз между частями.
Пел фагот и вальтерна, боль слышим.
В нотах тайна с двумя именами*.


Часть вторая - иная  тональность*.
Тут уже звучит - фа диез  -  мажор.
В этом смысл, Шуберта гениальность.
В первой ее части был фа минор.


Контраст разителен и двоякий,
В нем озноб и мурашки по коже...
Все между светом и жутким мраком.
Миг чувства Каролины и слезы...

 
Скерцо из двух колен в части третьей,
За ним слышится трио контрастность,
Как параллель реальных трагедий,
Ужас страданий и их  реальность...


Снова струится в четвертой части
Сила больших эмоций и восторг,
Музыка завершается страстно...
Вместо светлого, падает  в минор.

               -"-

Музыку пишет при одной свечке...
Ноты, как будто, сами искрятся,
В бешеном ритме со злостью в сердце.
Шуберт умолк, чтобы отдышаться*...
         

                Текста фантазии фа минор нет, мною писано это стихотворение на основании музыки сочинения Шуберта " Фантазия фа минор" и исторических материалов жизни композитора и человека Франца Шуберта.
         Чтобы лучше понять содержание фантазии, я даю некоторые пояснения:

Шуберт написал ее в 1828 году за 9 месяцев до трагической кончины. Годы его жизни ( 1787 - 1828 ). Свою фантазию Шуберт посвятил Каролине Эстерхази, в которую был влюблен. По популярности это музыкальное произведение для фортепьяно в четыре руки , стоит наравне с хрестоматийным пушкинским " Я помню чудное мгновение", посвященное - Анне Петровне Керн. Любовь Шуберта к Каролине не была с первого взгляда. Будучи в возрасте 19 лет, он был принят в должности учителя в дом ее отца для обучения игре на фортепьяно  его дочерей. Каролине в ту пору было 13 лет, как и Татьяне Пушкина, писавшей знаменитое письмо к Онегину...Спустя 6 лет Шуберт приезжает в этот дом обучать игре на фортепьяно, будучи уже композитором, и он влюбляется ( взаимно ) в Каролину. Позже, заметив взаимные чувства, ему отказывают и Шуберт уезжает с разбитым сердцем, написав эту фантазию фа минор.
       " В нотах тайна с двумя именами" * -  Главные темы фантазии строятся из двух нот - Фа  и До . Где Фа - тоника, а До - доминанта.В немецком языке эти буквы обозначены f  и c , а это инициалы Шуберта и Каролины.
       Иная тональность * - большое внимание Шуберт уделял тональностям.
Для него важно применение краски, освещение материала - всего, из чего соткана
его музыка фантазии.
       В фантазии главная тема - тот стержень, на который нанизана вся форма
и каждый раз она проходит в миноре, а затем просветленно, но более горько звучит в мажоре, повторяясь неоднократно. Шуберт умудряется использовать мажор для большего драматизма.
       в третьей  части музыка подвижная, энергична, трагическая. Это параллельная реальность, которая ничем не соприкасается с большей частью,
посвященной неразделенной любви.
      *В последнем катрене мною сказано, что Шуберт пишет свою фантазию всего при одной свечи ( он был беден и экономил даже на свечах). здесь же показано и его состояние души и сердца при сочинении этой музыки. Он устал и болен. Франц Шуберт умер от брюшного тифа.