Теософия и поэтика начала XX века

Ольга Чернорицкая
Символисты , Блавацкая, Маяковский и судьба России... Связано, заверяю. Страшным узлом. Параллелизм поисков Блока, Белого и Маяковского.
Юрий Кузнецов говорил, что они влияли, нечисть неправославную привносили, губили. В стихах бездаря нечисть эта, с его точки зрения, безвредна. В стихах гения - опасна, он владеет магией слова, он и носитель тьмы, если взялся ее нести, принесет. Та же философия ответственности, что и у Штейнера, о котором далее пойдет речь: «Что же мы можем, что может каждый из нас в отдельности, со всеми его особыми качествами, с отличительными его чертами, что же мы можем сделать перед лицом этого чувства всеобщей ответственности?" Оба они знают, что такое магия слова.
Страна моя
Есть
Могила,
Простершая
Бледный
Крест,-
В суровые своды
Неба
И -
В неизвестности
Мест.
А.Белый, отрывок из первого опыта создания лиро-эпоса на гиперболе - поэмы "Христос воскрес". Все в ней гипертрофировано и сатирично, все содержит тот же символизм блоковской поэмы "Двенадцать", они словно сговорились играть Россией, розами, политическими лозунгами и Христом. Обоих далее обвинили в присяге идеям коммунизма.
Но что это было? Игра в буриме... символов, опасных для страны с неизменной фрагментацией телесности? телесной магией внедрения? запросто.
"Это жалкое, желтое тело
Проволакиваем:
Мы -
- В себя:-
Во тьмы
И в пещеры
Безверия,-
Не понимая,
Что эта мистерия
Совершается вами –
- в нас" (А.Белый).
Ужь я темячко
Почешу, почешу...
Ужь я семячки
Полущу, полущу...
Ужь я ножичком
Полосну, полосну!..
(А. Блок)
Все это связано с искупительной силой крови, которую Штейнер связывал с Христом. Роза и Крест - этим все примиряется, возносится в тьму предполагаемого небытия, в звериную пасть вечности, куда несется гоголевская птица-тройка. У каждой из стран мира свой путь. Великое искушение – пойти по стопам Запада. Или по стопам Востока. Но Импульса Христа может быть пойман флейтами- позвоночниками лишь непосредственно. Не через Восток, не через Запад, а с неба, в виде музыкальных импульсов, ложащихся на слова, образы, звуки.
Христос у оккультистов круга Блавацкой особенный "Западные народы восприняли некоторые наиболее внешние проявления христианства, завладели именем Христа … «Вы говорите „Христос“, а подразумеваете вы все еще то же, что и древние среднеевропейские народности, говорившие о своем боге Саксноте».(Р.Штейнер)
Символисты пели другого Христа, своего, их магией,
революцией, воскрес Новый Христос, Христос для избранных, гностический и символистский. Они – его инструменты. Потому и ритм у них необычный – похож на прием импульсов вселенной.
У Белого концовка:
"Сыны
Возлюбленные,-
Христос Воскрес!"
У Блока:
В белом венчике из роз —
Впереди — Исус Христос.
Это я,
Маяковский
Владимир,
пьяным глазом обволакивал цирк.

Простите меня!

Воскрес Христос.
Свили
одной любовью
с устами уста вы;
Маяковский
еретикам
в подземельи Севильи
дыбой выворачивал суставы.

Простите,
простите меня!
Влияние ясновидящего и мистика Р.Штейнера - его слушал Белый о Христе и об особом значении России ХХ века. "Три модификации Импульса Христа в Европе", "Дух русского
народа не достигает отдельных индивидуумов своего народа" - немного не хронологично, но для этих двух поэм именно такая последовательность имеет значение.
Таким образом, Белый, Блок и Маяковский, согласно учению Рудольфа Штейнера, занимались важным для истории народов делом: трансляцией. Штернер учил их стать народом и слушать импульсы подлинного Хорошо, в его небиблейской ипостаси, их эксперименты с ритмами - это просто фиксация "небесных импульсов" в звуке слова.
Их поэтика избегла искушения влияния Востока, влияния Запада. Потому традиционная привнесённая религия их не устраивала. Они искали сами пути прямого разговора со своим гностическим богом.
Для того, чтобы их трансляция не была отражением, они разными путями, каждый по своему сбросили Пушкина, несшего культуру Запада, с парохода современности.
Они ловили импульс Христа непосредственно, как учили теософы. Только непосредственный импульс с самих небес позволяет звучать в флейтах-позвоночниках особой музыке, родственной каждому народу. Привести в действие духов народов можно лишь тогда, когда каждая страна в отдельности будет иметь таких трансляторов, прямых посредников и улавливающих импульсы космоса.
Мы видим ужасные смерти этих поэтов. Они остались в России. Они судьбой не могли покинуть территорию трансляции