Самоубийцы

Александр Гаджиев Малаховка
      Что-то на эту тему я уже писал, но немного под другим углом. Сейчас вот как оно вышло (то есть не сейчас, полгода назад оказывается написал, а сейчас наткнулся, захотелось поделиться).

    Самоубийцы

Лучше хоть немного жить, чем совсем умереть. Пока ты хоть немного жив, у тебя ещё есть шансы - шансы на всё, на любое чудо. Жизнь - случайность и волшебство. Ты случайно жив, случайно бываешь счастлив. Лови эти мгновения, благодари за них все высшие силы - и тогда, когда они происходят, и после того, как они закончились. Ты не знаешь сколько оно продлится, и ты бессилен это продлить - лови с благодарностью каждый миг, каждую его дольку, пока ты там.
  Самоубийство - следствие отчаяния. А отчаяние - следствие гордыни:
-Ах, меня НИКТО не понимает!
 (А разве ты познакомился со всеми живущими на Земле людьми? Как много сил ты потратил на поиски тебе подобных? Или удовлетворился случайными взаимоотношениями?)
-Ах, этот Мир ужасен!
 (Батюшки, так ты утверждаешь, что познал весь Мир?)
-Ах, я исчерпал все возможности, и всё бесполезно!
 (Серьёзно? Ты испытал себя, свой потенциал на всю катушку? Ты попробовал себя во всех ипостасях, и в каждой - на всех уровнях сложности?)
-Ах, так жить больше нельзя, всё бессмысленно!
 ( Гм. Ты просто не бывал в сто раз более чудовищных условиях, в которых люди выживают, и благодарят Бога за каждый прожитый день. А если тебе не нравятся твои смыслы, найди другие! Или ты ещё и вдобавок считаешь себя самым умным - то, что ты считаешь смыслом, то, что считаешь достойным твоего королевского внимания, то и есть единственный достойный смысл? Серьёзно?)
 То есть гордыня на гордыне сидит и глупостью погоняет. Отчего так происходит? От отсутствия должного воспитания, в первую очередь в детстве, в семье. А у родителей - отсутствие должного духовного уровня развития.
Все силы в лучшем случае тратятся на образование, а образование по внушаемым в наше время понятиям нужно для того, чтобы больше зарабатывать и комфортнее жить. Отовсюду только и слышно: деньги, деньги, экономия, эффективность, оптимизация, проценты роста, экономические показатели... И это главные люди страны повторяют. Наверное, в институте по философии "тройку" имели. И эти троечники задают тон всей общественной жизни.
  А ведь совершенно ясно, что материальный достаток без образования - это разврат и деградация. Но образование без воспитания, без духовного стержня - это граната в руках обезьяны! Таким человеком легко манипулировать. Его можно подкупить, обмануть, заставить предать свою страну. Какой бы он ни был образованный и богатый, это никак не гарантирует, что он не станет последней сволочью.
  Тысячи лет наши предки по крупицам собирали эту мудрость, и передавали из поколения в поколение: во главе угла - воспитание! Потом образование. Потом уже всё материальное. Я думаю, что касты и сословия формировались по этим критериям, а не как принято сейчас думать, будто бы по уровню богатства и власти. Я думаю, что богатство и власть были следствием, а не наоборот. Историки и литература нас обманывают. И, вероятно, сначала себя. Я думаю, было понимание того, что человеку без достаточно крепкого духовного стержня и много знаний давать ни к чему. А невоспитанному и необразованному и материального достатка много иметь не следует. И это правильно.
  И вот мы сегодня далёких наших предков считаем дикими, а себя такими образованными и культурными, а простую базовую иерархию понятий соблюсти не умеем. Позволили её растоптать и пользуемся чужой убогой идеологией. И позволяем управлять собой людьми, которые с удовольствием и с чувством собственной важности эту  убогость исповедуют. Мы заблудились в трёх соснах. Умники.

  Но моя сегодняшняя печаль не о тех самоубийцах, что по глупости своей и гордыне лишают жизни своё тело, ни в чём не повинное, кстати. И не об обществе в целом.
  Моя печаль о тех, кто, продолжая жить жизнью тела, лишают свою душу радости творчества, самопостижения и самореализации, кто, имея талант и призвание, предают его в угоду пошлости и неразвитому вкусу толпы лишь потому, что толпа за это платит. И не важно какого рода эта плата: деньги, аплодисменты, комплименты, улыбки и одобрительные возгласы - это всё формы оплаты. Я о "братьях" авторах - тех, кто собирался стать поэтом, музыкантом, композитором, подавал надежды, уже ступил на этот путь, но в какой-то момент дрогнул. О тех, кто, вписавшись в современную систему ценностей, решил с помощью своего таланта стать богаче и успешнее, но понял, что если писать так, как пишется, если пытаться донести до людей то, что тебя самого глубоко волнует, разбираться с этим, то не просто может оказаться, что эти исследования не интересны большинству людей, а так оно и будет! И испугался. И стал изучать совсем другое: а что надо делать и как, чтобы нравиться большинству, чтобы стать желанным, популярным, любимым. А то ведь жизнь пройдёт, а ты так и не войдёшь в этот золотой список самых известных и самых успешных! И люди начинают копировать успех, подражать, использовать "проверенные схемы", "надёжные шаблоны", надеясь вскочить на гребень какой-нибудь проходящей волны, и взлететь на вершину.
 Не взлетает никто. Или почти никто. Это как надеяться выиграть в рулетку в казино, в котором хозяева казино контролируют с помощью магнитика движение каждого шарика за каждым игровым столом. Люди спускающие свой талант и свою жизнь в этот унитаз - отчаявшиеся люди, резко сменившие свою, формирующуюся систему ценностей на чужую только потому, что та выглядит успешнее и привлекательнее. А отчаяние и страх, как мы помним, это следствие глупости и гордыни.
 Это всё равно как отдать свой талант, свою судьбу и всю жизнь Мавроди, и сидеть и ничего не делать, и ждать баснословной прибыли и сногсшибательного успеха.
  Я знаю это, сам несколько раз пробовал: ааааа, была ни была, куда ставить - на красное? На чёрное? Да чего там, можно сразу на зеро! Я же могу не хуже, лучше могу! А там не надо лучше. А делать так же - не имеет смысла: как в том анекдоте:
 - Папа, я стану генералом?
- Станешь.
- А маршалом?
- Нет. У маршала свои дети есть.
На моих глазах гибнут люди. Сами шагают в эту пропасть. И ничего нельзя сделать. Даже сказать, предупредить. Единственное, чего ты добьёшься, - станешь врагом. Они ведь уверены, что карабкаются вверх. А ты просто дурак и завистник. Нельзя никого спасать, если тебя не просят. Это закон. Раньше я с ним не соглашался, не верил, что всё так однозначно. Считал подобное утверждение не справедливым, жестоким. Но за 20 с лишним лет наблюдений и тайных экспериментов моего не согласного с этим "Я", убедился, что он работает на сто процентов. И остаётся только наблюдать, и провожать самоубийц печальным взглядом. И признать, что моя печаль - это только моя проблема. Особенно, если самих таких авторов радует их новое направление творчества, они полны призрачных надежд, и эти их надежды - прямо сейчас для них главная ценность! А тут я прихожу и отнимаю её! Варвар!
Так ведь и мои радости часто являются моими иллюзиями, но попробуй их у меня отними! Ох, как тяжело жить.

 Не отнимай иллюзию у человека! Иллюзии - это всё, что-то нас есть!

 Но есть и другая сторона это "медали". Те талантливые люди, что не стали хоронить свой талант в обыденной суете и в угождении вкусам обывателя, те, чьё сердце полно огня, кто бесстрашно шагает в бездну неведомых лабиринтов тонкого мира, без какого-либо руководства, без ориентиров и карт, без каких-либо знаний, ступают на очень опасный путь, часто обрекающий их на самоубийство.
 Есенин, Маяковский, Блок, Цветаева, Высоцкий... Даже Пушкин и Лермонтов, убитые на дуэли, а ещё много наших современников - я считаю, что способ ухода в Мир иной для этих и им подобных людей - формальность. Настоящая причина в их неумелом движении в тех, невидимых для большинства, пространствах тонких миров, в которые они проникли. Они, как безбашенные молодые, полные сил, сами себя назвавшие альпинистами, люди, рванули без подготовки сразу в Гималаи. А так нельзя. Нужна подготовка, тренировка.
 Сразу поясню, что графоманы, даже талантливые, не входят в число тех, о ком речь. Настоящая поэзия приоткрывает дверь в Мир иной - в такие пространства, которые не описываются логикой, где ум и образование этого мира бессильны. Поэтому графоманы, удачно рифмующие слова, оригинально подбирающие образы и мысли, успокойтесь - нам ничего не угрожает.
Поэт - это тот, кто стоит за чертой. Поэзия - это путь, ведущий к мистицизму. Поэт - уже наполовину мистик. Мистик-дилетант, случайно забредший туда, куда забредать простому смертному не следует.
 Выдержать то, что там поджидает и с чем встречается человек, неподготовленной душе не под силу. А на внешнем уровне это у всех проявляется по-разному: от самоубийств и бессознательной организации собственного убийства и сумасшествия - в случае негативного сценария; до плавного выхода из этих пространств и сознательной жертвы глубиной творчества, или поиск учителей и прохождение подготовки для нового, уже аккуратного, входа - в случае разумного позитивного сценария развития событий.
 Вы заметили, что многие талантливые и знаменитые авторы, празднующие свои свои юбилеи, в качестве самых главных произведений представляют то, что они написали десятки лет назад, в молодости? А потом что? А ничего особенного. Потому что побывали Там, и хватит! Благополучно выскочили. Сохранили жизнь и здоровье.
  Не завидуйте талантливым и, особенно, гениальным. И никому такой судьбы желать нельзя. Счастливы люди, не обременённые подобным даром. Бедняга оказывается меж двух огней: отступил - предатель, изменил своему призванию. Принял и пошёл до конца - можешь потерять равновесие и самое дорогое - жизнь. Поэтому мудрецы и предупреждали: всего в меру, соблюдай золотую середину. Сию опасную ношу не бросить и достойно пронести может лишь сильнейший.
 Выходит, те мои печали были лишь моими проблемами. Всё хорошо. Всё в мире происходит правильно. Каждый интуитивно занимает своё место в жизни: тот, кто отступил и стал графоманом - значит так и надо ему для сохранения жизни. И не надо его от этого спасать.
    Никого ни от чего не надо спасать без его ведома и настоятельной просьбы - чтобы не случилось настоящей беды.

9.05.2018