Тайна императора или послесловие...

Владимир Конюков
Тайна императора или послесловие…
                К окончанию одесского цикла Пушкина.
                Послесловие «Почему «Евгений Онегин» на русском?


     Даты… Всё дело в датах. Аксиома исследования исторического сюжета.
Документальное независимое литературоведение, основа объективной биографии поэта Пушкина и его бесценных произведений.

     19 век, становление православия в Северном Причерноморье.
Край заполнен переселенцами со всего мира, разными религиями. Земли стали российскими, требования русской православной церкви одно: всем гражданам стремиться быть православными, не пожелавшими стать, покинуть земли.
Жёсткость требований обусловлена боязнью властей, через разнобой в религии, обратного ухода территорий в Османскую империю.

     Города Одесса, Николаев, Херсон, Кишинёв, выходы к Чёрному морю, были наводнены разведками разных мастей.
Совет Митрополита опасался коварной религиозной резидентуры не зря. Расчёт разведки на незнание населением русского языка. Пропаганда на нищету и бедность переселенцев при «двуглавом» и легко можно было воздействовать на обещания стать богатыми, если взбунтуются русскому царизму и перейдут обратно под правление ислама.
     … Почти целое столетие минуло с первых переселенцев, родилось и выросло первое, второе поколение. Родилось третье

     Ещё раз обратимся к документу конца девятнадцатого столетия.
«В отчете императору Александру III, временный Одесский генерал-губернатор Иосиф Гурко отмечал, что трудно назвать край «русским по духу» из-за большого количества «чуждых русскому народу элементов».
 К этим элементам Гурко (сам выходец из белорусско-литовской шляхты) относил молдаван, татар, греков, евреев, болгарских и немецких колонистов».
Генерал-фельдмаршал Гурко, «с 9 января 1882 года по 7 июня 1883 года был временным Одесским генерал-губернатором и командующим войсками Одесского военного округа».

Отметим дату депеши императору…, 1883 год.
Русский дух столицы Северного Причерноморья не отмечался, отсутствовал… О гражданах,  ставших «русскою душою» речи  не шло.

     Как проходило становление православия в Одессе?
Трудно, с потугами, с местными религиозными войнами. Каждая вера возводила себе храм, церковь, молельный дом на каждой своей улице, греческой, еврейской, итальянской, болгарской, немецкой, татарской…, другой.
Шла торговля населения  товарами, домами, улицами. Не своей религии до бойкота, просто не продавали.
Город стремительно разрастался, корабли, грузы – международная торговля. Доход империи рос, регион становился стратегическим международным торговым и политическим центром. Язык общения, французский, итальянский, английский.
Наплыв дипломатов, представительства разных стран, норма.

     Объединяющего языка общения для внутренних нужд, как не было, так и не было. Этнических русских мало, пропаганду православия вести некому. Церквей единицы, приходы мизерные. Позднее правление от середины столетия, городской голова из русских, несколько управленцев, а язык иноземный…
В Одессе главенствовала католическая вера. Руководители города были католики изначально, заложили духовную основу – христианский город, значит, и всё Северное Причерноморье. Что правят христиане, но пока не православные, как – то устраивало царский двор.
Попытки не христиан на лидерство или крайними старой веры христианами - агрессивного крыла, захватить управление, торговлю, мгновенно пресекались религиозными большими или малыми погромами: немецкими, еврейскими, греческими, другими. Силовыми предупреждающими действиями властей,  совместно с отрядами торговых общин.
     Нередко случались провокации, организованные через Бессарабию, турецкой разведкой из Румынии, местные бунты мусульманской диаспоры, якобы за притеснения ислама.

     Проблема властей, как массово ввести православие… в православном государстве? Думы и действия Митрополита, давление на правящий императорский двор.
Работа главы империи на присоединённых землях по итогам войны.
Принято считать по записям в справочниках, все Государи посещали Одессу с одной целью…, отдохнуть.
Частично, да. Как государственный визит, не афишировался. Рабочая поездка по царским владениям, не говорилось.
     Цари приезжали лично для стимулирования работы администраций, по вовлечению края в православие. Цель поездки, зачем, было тайной… Поэтому и осталось в истории, праздно пышные посещения царей на воды, полюбоваться морем, отдых царствующих особ.

     Цель поездки, напористые решения по насильственному действию власти царя по вовлечению в православие, были особо секретные, грозили к религиозному протесту. Восстанию.
Насилие в вере недопустимо, давление, но рассудительное. Процесс не скорый, постепенный, медленный.

     Цари и  Одесса, по энциклопедиям.
«Император Александр I посещал Одессу дважды, в 1818 и 1824 гг.
Император Николай I посещал Одессу в 1828, 1837, 1842, 1847 и 1851 гг. как с царской семьёй, так и без неё.
Император Александр II за время своего царствования и до вступления на Престол посещал Одессу многократно, большей частью проездом на летний отдых в Крым или возвращаясь из Крыма в Петербург вместе со своей семьёй — в 1850, 1855 (23 октября), 1859, 1861, 1863, 1869, 1872 (четыре раза — 20 марта, 6 апреля, 26 мая и 25 октября), 1873, 1875, 1876, 1877 (дважды — 20 апреля и 18 августа) и в 1879 году. Посещать Одессу стало легче и удобнее с вводом в эксплуатацию железнодорожного сообщения Одессы с Центральной России, которое было открыто в конце 60-х годов XIX века.
Александр III не был в Одессе ни разу.
Николай II посещал Одессу 3 ноября 1892 года (ещё будучи наследником), затем 17 сентября 1904 года, 7 октября 1909 года, 2 июня 1914 года, 14 апреля 1915 года и 10—11 мая 1916 года».

     Введение православия на Северном Причерноморье не один главный вопрос царей…
Второй наиважнейший – охрана морских путей, морская торговля, морской порт, доходы империи, международные связи страны.
И решение разгадки, а с нею и тайны города Одессы, как многие тысячи переселенцев из разных стран начала 19 века, многочисленных национальностей, а их потомки стали вдруг русскими, а, значит, православными к концу этого же столетия.
По переписи (ревизии) населения, на самый конец века, 1899 год, Одесса была русской ровно на 50%! Значит, на 50% православной.
Люди, разного цвета кожи, других этнических разновидностей, стали православными русскими.

     Тайна императора.
Не совсем верно, тайна императоров.
«Александр II Николаевич, старший сын императорской четы Николая Павловича и Александры Фёдоровны.
Освободитель (в связи с отменой крепостного права и победой в войне за независимость Болгарии, соответственно). Погиб в результате террористического акта, организованного тайной революционной организацией «Народная воля».
     Правление Александра II, к концу его царствования, историками признаётся неудачным. Отмена крепостного права привнесла хаос, отразившийся на экономике, внутриполитической жизни страны.
Последний раз посетил Одессу в 1879 году. Убит в 1881 году.

     Его частое появление в городе, историками последующего века, не давал вопрос, зачем?
У него было масса неотложных дел в других регионах огромных территорий империи, а он лично регулярно посещает Одессу, почему?
Всё дело в датах. Апогей царских визитов.
Окончательная разгадка в подготовке и праздновании торжеств, юбилейных мероприятиях к 80-летию поэта, Александра Сергеевича Пушкина в 1879 году.
Человека, который был проводником русификации Северного Причерноморья!
С начала века он лично, позже его дело продолжили произведения на русском языке. Литературная общественность, а с нею и жители города особенно чтили поэму «Цыганы» о защите православия в Бессарабии и роман в стихах «Евгений Онегин», где видели становление веры в родном городе в образе русского бога – православия.
Поэт жил в городе, писал об Одессе, «Я жил тогда в Одессе…»
Император был юным цесаревичем, когда преподаватели придворной школы, руководитель Жуковский В.А. и некоторое время учил жизни будущего императора, поэт Пушкин.
Был Первым поэтом империи во времена правления его отца, Николая I. Поэт активно участвовал в разработке документов по отмене крепостного права.

     Тайна частого посещения города Одессы императора Александра II, в подготовке торговой прослойки – купцов разного вероисповедания. От уговоров к делу - принять православие в православном государстве, к настоятельным требованиям, пройти крещение…
Секретная, деликатная обязанность самодержца, принуждение верующих к единой правящей вере.
Город становился богатым, торговым, кто занимался торговлей, а это большая часть населения, были выше среднего достатка, до зажиточной прослойки и выше – почти капиталисты, правили городом. Зажиточная Одесса и такое определение было в её истории.

     Истоки. Император Павел I, после личного посещения Николаева, Одессы, в октябре 1797г., внезапной проверки южных владений империи. Оценки вновь присоединённых территорий по итогам войн с Османской империей, заключённых мирных соглашений его матерью Екатериной II, издал ряд указов.
Основной из них.
Чёрное море, крупные реки, корабли и грузы. Южные города торговли: Херсон, Николаев, Одесса, Бессарабия с выходом к морю и ответственные за доход в казну государства – купцы. Спрос с них, контроль, хвалить и наказывать.
Купцы были определены изначально, со дня образования города в 1794 году, ответственными за развитие Северного Причерноморья.

     Александр II завершал начатое по Одессе, введение православия через купцов.
Применил метод порто – франко, беспошлинную торговлю к… физическим лицам – купцам. Богатеете лично во много раз ещё больше, при минимуме промежуточных индивидуальных налогов, без всяких пошлин, но при фиксированном государственном налоге окончательного цикла, с оборота в торговле товаров в доход казны страны.
Взамен, принимаете крещение православия сами, организуете обряд всех своих работников.

     Закрытые страницы становления православия среди переселенцев, не афишируемые, секретные, в большинстве устные распоряжения государей.
… И чудо свершилось, получилось. Тихо, без шума, вдруг, русское население стало прибавляться в геометрической прогрессии. Русские не приезжали на постоянное жительство, многие не русские стали русскими. Александр II этого уже не увидел, трагически погиб.
Про одесское порто – франко, необычное явление девятнадцатого века, молвы, суждений всегда было множество. На слуху прошлого века, как можно в одночасье богатым стать, бесконфликтные жители Одессы от… мирных переговоров, умении договариваться.
В чём – то соглашаться или поступиться принципами… Даже в вере, успокаивая себя, Бог – один, ведь…

     Город при всех разновидностях беспошлинной торговли, порто – франко, развивался, строился, рос в то время, как все приморские города. Улицами по национальностям: польская, немецкая, еврейская, итальянская, болгарская, прочая. Большими семьями на этой улице или даже районом с главой, выбившимся в «люди» - заматеревшим влиятельным купцом – главой, старшим начальником, становились… все русскими.
Идеология на богатство, быть зажиточным, будет ещё лучше и так надо, вслед за купцом обращались в русских православных всем районом. Старики бастовали, умрут со своей верой, к ним не применялось, была снисходительность, им прощалось.


     Отступление в начало девятнадцатого столетия. Пример принятия православия.
Томас Кобле, англичанин, лютеранин, брат бабушки Марии Столыпиной, тётки М. Лермонтова.
Принял русское подданство, перешёл в православие, после крещения стал зваться,
 «Фома Александрович Кобле (Томас Кобли, англ. Cobley 1761—1833) — русский военный и государственный деятель».
Был временным главой Одессы, долгие годы комендантом города. Многое сделал для становления государственности в Южной Пальмире.

     Отправная точка, 1879 год, год 80-летия поэта Пушкина в Одессе.
1880 год, центральная улица Итальянская переименовывается в Пушкинскую. Без протестов многочисленной итальянской диаспоры, без возражений. Многие из диаспоры и итальянцами уже не были…
За 80 лет со дня образования города, народилось третье поколение. Смешение национальностей влияло, переженились соседними улицами с православными сербами или болгарами. «Разбавленные» католички замуж повыходили…
Обещание преференций блага на лучшую жизнь при новой вере – православии, под «двуглавым» и личное порто – франко в индивидуальной торговле, одессит особо не заморачивался. Принимали крещение, становились русскими православными бывшие и итальянцы. Становились одесситами,
национальность – одессит! Летучее выражение и сейчас.

     Яркий пример, становления родовы, известная поэтесса Белла Ахмадулина.
«Имя поэтессы, полученное при рождении, - Изабелла. Вот что она сама рассказывала о его появлении: "Моя мать в тридцатых годах была помешана на Испании. Она бабушку просила найти для новорожденной испанское имя. Но в Испании все-таки Изабель. Бабушка даже думала, что королеву называют Изабелла, а по-настоящему королеву называют Изабель. Но я рано спохватилась и сократила все это до Белла».

 «Происхождение Беллы Ахмадулиной было весьма специфическим. В ней объединились русская, татарская и итальянская кровь. Татарами были ее предки по линии отца, крупного таможенного начальника Ахата Валеевича… Итальянцы, обосновавшиеся в России, присутствовали в роду со стороны матери, майора КГБ Надежны Макаровны».

     Итальянцы в России, итальянцы в Одессе, католики, ставшие русскими православными. Мусульмане, принявшие православие. Принявшие крещение, получили новые русские фамилии и имена.
По идее, по стремлению своего духа и оправданная выгода, обусловленная поисками лучших условий существования, чтобы жить.
По принципу выживания, «роднее место, где сейчас живёшь, не найти».
Ахмадулина, её татарские, итальянские корни..

 «Моя родословная», автобиографическая поэма, фрагмент.
 -----
 «Читатель милый, поиграй со мной!
 Мы два столетья вспомним в этих играх.
 Представь себе: стоит к тебе спиной
 мой дальний предок…
 -----
 Ах, итальянка, девочка, пра-пра-
 прабабушка…»


     1880 год, Одесса, поэту Пушкину 80 лет. Главную улицу города Итальянскую, власти переименовывают в Пушкинскую.
Нужны были определённые условия, доводы, основания, чтобы именно центральную улицу сделать другой по названию.
Изменилось время, падение влияния и в названии – итальянская Одесса. Русская администрация утвердилась к середине столетия во всех сферах жизни. Православие решительно вытесняет другие веры, территория российская православная…
Необычное мероприятие, отмена названия главной улицы города, скандальное, имеющее международное значение. Морские страны влияние Италии, могло сказаться на торговых сношениях.
Даже возможен бунт, восстание многотысячной диаспоры юга царства Северного Причерноморья со столицей – Одессой.
Этого ничего не произошло.

     Итальянцы с грустью попрощались с ведущей ролью в Южной Пальмире, со своим влиянием.  Легко приняли новое название, Пушкина они считали своим, родиной католического влияния Италии районом Абиссинии, откуда родом предок поэта, арапчёнком, привезённым в Россию.
Поэта сравнивали и называли своим Овидием. Пушкин знал итальянский, учился слагать стихи у итальянских поэтов Петрарки, Алигьери. Была гражданская жена итальянка Ангел, их сын был отправлен в Италию.
Поэт хорошо, уважительно писал об их родине Италии,  страну называл «златой».
Об Одессе, итальянцы в ней, «Язык Италии златой звучит на улице веселой».
С восхищением.
"Кто знает край, где небо блещет неизъяснимой синевой... Италия, волшебная земля, страна высоких вдохновений"

     1823 год, поэт в Одессе, переезд из Кишинёва, его шумно и бурно встретили итальянцы на Итальянской улице, поселили в итальянский отель, обеспечили безденежное проживание.
… На восьмидесятилетие поэта, центральная Итальянская улица Одессы, стала Пушкинской.
Итальянская диаспора восприняла событие, как знак, улица Пушкинская будет вечной!
В этой вечности и их начало, итальянское.
Потомкам оставят:  архитектуру города, здания итальянских умельцев 19 века, некоторые свои названия, среди зданий красивая Пушкинская улица, как в Италии…

     Тайны царей, загадки истории. Тайна императора…
Государь Александр II,  успел перед смертью увидеть свои преобразования юга империи. Вслед за столицей края, Одессой, район Северного Причерноморья стремительно становился русским.
Значение произведений поэта Пушкина, его имя,  непереоценимо после 1880 года.
Вдруг значительные территории переселенцев со всего мира заговорили по – русски.
Район стал русским, с ведущей верой – православной. Относительно других территорий империи, стал богатым, успешным.
За 20-ть лет, до 100-летия Пушкина в 1899 году, статистика населения Одессы показала, 50% русского населения в городе.

     Пушкинское личное участие и через произведения, русификация Северного Причерноморья, как явление, иногда отмечалась в прошлом веке в зарубежной «пушкинистике» или запрещённых для Союза, религиозных обзорах проникающих через границу, после разносилась по умам в отечественном «самиздате»..
Всё от того, по школьной программе поэт был борцом с самодержавием. А русификация юга страны в 19 веке, была программой царского правительства. Православие населения, церковной идеологией российской империи .

     Тайна императора.
В прошлом веке, на книжной толкучке «книжка», где я иногда бывал, историю города вспоминали старики – старожилы. Как Одессу посещал Николай II несколько раз до начала Первой мировой империалистической войны.
Ветераны жизни пересказывали впечатления своих родителей, ровесники века, что помнили. В красках незабываемое, заслушаешься…
Приезд, кортёж, пышное шествие, впечатление. Комментарий беседующих на эту тему… разный.
И возникали споры от загадки, город жаловали своим присутствием все императоры по нескольку раз и только один не был ни одного раза, Александр III!
Почему?
Раскладывали варианты и так, и эдак, ответа не было. Обращались к известным знатокам истории, без ответа.
Много позже что – то сложилось в единое целое, с получением дополнительной информации с появлением Интернета.
Связав время конца 19-го столетия с логикой действий самодержца, сложился вывод…

     Сверх меры набожность царя. От, главным образом, покушение и убийство его отца, Александра II. То есть, цари не застрахованы от террора, психология – обращение к Богу, «огради».
Как следствие, предпринятые шаги его правящего двора и лично им самим.
Действия царя.
Усилить многократно религиозное воспитание народа. Посыпались указы о реорганизации религиозно – приходских школ, обязательный Закон божий и обучение грамоте. До него о грамоте не говорилось.
Трансформировал лозунг националистов «Россия для русских» в защиту от наплыва иностранного капитала.
Этот же лозунг применил косвенно для русских евреев, категорически выступил против вспыхивающих регулярно, еврейских погромов. Дал сигнал, в России будет место и для евреев.

     По справочникам.
«Евреи не принимались в гимназии, университеты и прочие учебные заведения. А в некоторых губерниях им было просто запрещено проживать или поступать на государственную службу. В России в то время проживало пять миллионов евреев. Репрессии и преследования привели русских евреев в значительном количестве в ряды революционеров, поставивших перед собой цель свергнуть царизм. Но, хотя Александр III и не любил евреев, и как-то сказал даже, что «мы не должны забывать, что именно евреи распяли нашего Господа и пролили его драгоценную кровь», к погромам он отнесся весьма отрицательно и потребовал у министра внутренних дел произвести следствие по всем этим случаям и восстановить порядок».
Царь говорил, «Если бы возможно было главных зачинщиков хорошенько посечь, а не предавать суду, гораздо было бы полезнее и проще».

     Православие из под палки. Вовлечение силой, принуждение в обмен на уступки облегчения жизни. Не добровольное духовное, а навязанное, император категорически не принимал и осуждал.
А было,
«… когда прибалтийские немцы, поляки, евреи меняли свою веру лишь бы продвигаться вверх по служебной лестнице или вообще удержаться на своем посту».
И не только они, и ввёл такой порядок в норму, его отец, император Александр II, с помощью выгодных обещаний купцам Северного Причерноморья, администрациям городов и губерний Польши в обмен на ускоренное принятие православия.

     Император Александр III не посетил Одессу ни разу…
Она была центром легко меняемых вер в обмен на личное благополучие, где купцы торговались и доторговывались духовным, легко меняли любое вероисповедание горожан и своих работников на православие.
Крещением обращали гражданина любой страны мира в русского.
Отступления, некоторые нарушения церковных канонов, при обращении в православие, особенно не христиан, на православном государстве не отражалось никак. Географически районы были окраинами империи, малая, даже мизерная часть огромных российских территорий…

     Устойчивая молва веком позже,  весело комментировалась союзным народом: в Одессе достать можно всё, купить, обменять. За «пару копеек» обратить в любое состояние, даже… духовное.
Одесса – коммерческая была всегда, индивидуальные товарно – денежные отношения в Союзе осуждались, но только не для одесситов. Одесса особенная и начало дал со дня образования города, император Павел I, когда указами определил приоритеты государственности в регионе Северного Причерноморья,
за всё отвечают торговые люди – купцы.  Править в регионе торговле, они главные…

     Для самодержца Александра III – набожного сына, явление было принципом, не поступиться догме «не принуждай», для его отца Александра II, было государственной политикой – русификация Одессы и ускоренное принятия православия любыми методами в сложном регионе  юга страны.
Александр II последний раз посетил Одессу в 1879 году, в год празднования одесситами 80-летия Пушкина.
Александр III за девять лет правления в городе не побывал ни разу.

«Александр III Александрович (1845 – 1894) - император Всероссийский, царь Польский и великий князь Финляндский. Сын императора Александра II и внук Николая I; отец последнего российского монарха Николая II.
В царствование Александра III Россия не вела ни одной войны. За поддержание мира монарх получил официальное прозвание Царь-Миротворец».

     Александр Сергеевич Пушкин – поэт, словом поэзии в поэме «Цыганы», фрагментами поэмы «Братья – разбойники», в романе в стихах «Евгений Онегин», многих жизненных стихах, обращался к русскому духу на земле, где живёшь…
Проживал в ссылке три года в Бессарабии, 13 месяцев в Одессе, по должностным обязанностям русской администрации, занимался русификацией окраины империи, Северное Причерноморье. Оставил наследием своему народу, императорам царства, руководство к действию в истине, как стать в многонациональной стране гражданином империи с «русскою душою».
Обосновал,
Русский Бог – Православие.