Сартр на Куршской косе

Юрий Вигнер
Фрагмент статьи А. Ритупса «Обрезанные тени прошлого» (Ригас лайкс, осень 2018).
Неприязнь автора к персонам, о которых он пишет, объясняется, видимо (не в последнюю очередь), тем, что Сартр и Бовуар лояльно относились к советской власти и «оккупации» прибалтийских стран.

«Зонина одевалась так же, как Бовуар, по французской моде, поэтому немного напоминала модель Бовуар нового выпуска – правда есть какая-то как будто советская беззаботность в том, как она сидит, в отличие от от француженки: поза завершается открытым в широкой улыбке ртом, в противоположность умно сомкнутым губам Бовуар. (У Сартра рот почти все время открыт: кажется, ему жаль времени на то, чтобы его закрывать, и его, очевидно, не беспокоит гримаса легкого идиотизма на расслабленом лице. В свою очередь, когда в открытом рту становятся видны несколько желтых зубов, он как будто превращается в сморщенного вампирчика. И в том, как он сидит – скажем так, богемно, на подсунутой под зад ноге, – тоже есть что-то от бескостного животного. Вообще внешность Сартра – это акт предательства тела, эксгибиционизма.)
 
Л. Зонина – переводчица, сопровождавшая Сартра в поездках по СССР.

Фото А. Суткуса. 1965