Завтрак на траве. Эдуард Мане

Яков Соловейчик
Заманчиво искусство плагиата,
Но что в искусстве значит плагиат?
Творение, рожденное когда-то,
Используют под новый стиль и лад.

Возможно ли назвать такое кражей?
Художник, вдохновившись, входит в раж,
Завистники его измажут сажей,
За смелость, за талант и эпатаж.

В действительности, все намного проще:
Лишь первый пробирается на ощупь,
Учителя - предшественника нет.

Потомок - ученик идет по следу,
И каждая грядущая победа,
Рождается из прошлого на свет.

20.11.2018.


В сюжете знаменитой картины "Завтрак на траве" Эдуард Мане использовал фрагмент гравюры Маркантонио Раймонди, созданной по утраченной картине Рафаэля "Суд Париса". Мане был обвинен в плагиате, а картина, которая, как выяснилось позже, открыла собой новое направление в искусстве (импрессионизм), подверглась резкой критике и остракизму.

Иллюстрация
Сверху:
"Завтрак на траве", Эдуард Мане, 1863, холст, масло, 208х264,5 см.
Музей Орсе, Париж, Франция.

Снизу: "Суд Париса", (фрагмент), Маркантонио Раймонди, резцовая гравюра на меди по одноименной картине Рафаэля, между 1510-1520г., 44х29,5 см.