Запах книг. Новости библиотеки. Тирасполь

Поэты Прозаики Приднестровья
Запах книг

…он не меняется – как когда-то, еще первоклассником, впервые зашел в школьную библиотеку, и такой же сейчас, уже в центральной городской библиотеке Тирасполя. И как в детстве, кажется – вот-вот из таинственного сумрака между стеллажами выйдет, бормоча что-то по-латыни, ученый старец в мантии со свитками в руках, сурово глянет на непосвященного и скроется среди бесконечных стеллажей хранилища Знания.

Однако вместо древних книгочеев в ЦГБ встречают милые дамы, вполне современно одетые. И пергаменты с письменами они не носят, а пользуются компьютерами.

Хотя библиотека в Тирасполе – учреждение весьма почтенное, ей уже 116 лет. Что примечательно, среди «уполномоченных по делу об учреждении библиотеки» – земский врач и податной инспектор. В переводе на современные понятия это примерно как «главврач поликлиники и начальник налоговой инспекции решили открыть районную библиотеку».

Книжный фонд Тираспольской Общественной Библиотеки (так она тогда называлась) состоял из 1648 книг и 68 газет и журналов, а в библиотеку записалось 87 человек. По тем временам это немало, ведь 120 лет назад в нашем регионе читать умел лишь каждый четвертый. И еще не значит, что этот четвертый любил читать.

Сегодня на полках ЦГБ 450 тысяч единиц хранения (так библиотекари называют свое имущество – книги, журналы, газеты и прочее). А вместе с филиалами фонд уже 600 тысяч. То есть свитки свитками, а без компьютеров уже не обойдешься – хотя бы для учета имеющегося.

Стало побольше и читателей – сегодня в ЦГБ записано почти 24 тысячи человек (кстати, ненамного меньше, чем население всего Тирасполя 120 лет назад). Это понятно, ведь тираспольская библиотека – одна из самых больших городских библиотек в Приднестровье, в ней работают 74 человека, а собственно библиотекарей – 52. Но вообще специалистов не хватает. И это большая проблема для библиотеки. Впрочем, не только столичной.

Раньше кадры для библиотек готовили в ПГУ и в Бендерском педагогическом колледже. А лет 7-8 назад, по словам директора ЦГБ Татьяны Ряписовой, учить этому делу перестали. Пытаются решать проблему – учат сами. Ведь работа библиотекаря – не просто выдал-принял книгу. И не просто учет и контроль. (Хотя это тоже весьма непростая задача – на каждую единицу составляется несколько формуляров, да еще есть проблема невозврата.  Да попробуйте хотя бы проверить наличие имущества, если этого имущества – сотни тысяч наименований.)

Библиотекарь должен знать, что он хранит, что посоветовать читателю. Поэтому стараются брать на работу специалистов близких по духу профессий – историков, филологов.

Вторая, а может, и главная проблема библиотек – нехватка фондов. Вернее, отсутствие возможности их пополнять. Например, последнее пополнение было в августе этого года – 100 экземпляров. Есть еще, конечно, подарки – вот в октябре благодаря акции «Дар души бескорыстной» библиотеки города получили еще 200 экземпляров книг.  Причин множество – и экономические, и политические. Как один из вариантов решения – подключиться к электронному книгохранилищу. Например, к такому, как Российская национальная электронная библиотека. Это Федеральная государственная информационная система, которая объединяет фонды публичных библиотек. Сегодня в этом проекте участвуют десятки российских библиотек самого разного уровня, а общее количество книг и документов превышает 4 миллиона. Фактически любую книгу можно прочитать на мониторе, и все, что нужно, – это иметь доступ к Интернету. Работу по подключению библиотек Приднестровья к НЭБ ведет Днестровско-Прутский информационно-аналитический центр. По словам его исполнительного директора Альберта Доржеева, сейчас главный вопрос – для включения во всероссийскую систему знаний нужно, чтобы приднестровские библиотеки были приравнены к российским.

Кстати, в ЦГБ уже сейчас есть доступ к специализированной библиотечной системе – ZNANIUM.COM. Она была создана в России 6 лет назад для обеспечения онлайн-доступа к электронным версиям самых популярных учебников, методичек или научных журналов. Основная масса пользователей – студенты и преподаватели учебных заведений.

Но если с учебниками можно как-то решить вопрос с помощью Интернета, то художественную и детскую литературу в основном приходится закупать. Детские книжки изнашиваются быстрее всего.  И периодические издания – в наши дни не всем по карману оформить подписку на российские журналы, но в ЦГБ есть из чего выбрать. Кстати, подписку удается оформить во многом благодаря помощи госадминистрации Тирасполя.

Конечно, сегодня есть масса интернет-библиотек, но ведь далеко не все хотят читать книги с экрана. И вообще это не для истинных книголюбов. Вечер, мягкий свет лампы, уютное кресло, тихий шелест страниц – холодный пластик с электронной начинкой никогда этого не заменит.

И тираспольские (и не только) библиотекари стараются, чтобы настоящих ценителей книги было больше.

Только за прошлый год провели 619 мероприятий. То есть в среднем – примерно 2 в день. Это только те, которые организованы централизованной библиотечной системой Тирасполя. А по республике – более 5 тысяч, не считая книжных выставок. И из этих мероприятий   почти половина – для детей. Тематика – самая разная. Исторические, патриотические, экологические, посвященные писателям-юбилярам, и даже костюмированные праздники книги. Это когда дети переодеваются в героев любимых книжек и разыгрывают сценки. Библиотекари сами делают презентации, видеоролики, устраивают интеллектуальные марафоны, всевозможные конкурсы и выставки… В общем, интерактив, как он есть.

То есть уже никто не читает унылых лекций типа «Книга – источник знаний».

Это дает свои результаты – каждый читатель приходит за новой книгой примерно 7 раз в год. Неплохо для эпохи засилья Интернета. И что особенно радует, половина нынешних читателей – дети.

– А им интересно, когда они сами участвуют, – говорит Татьяна Ряписова. – Мы их этим и привлекаем – детям нравится что-то делать самим, а ведь чтобы сделать фигурку книжного героя, нужно сначала прочитать саму книжку. Так и становятся читателями.

Особое внимание, конечно, детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. ЦГБ плотно работает с коррекционными школами, детским центром «Петрушка», комплексом имени Макаренко.

К слову, с тем же Интернетом современные библиотекари не враждуют – у тираспольской ЦГБ есть свой сайт: biblioteka-pmr.ru, где и можно узнать о планируемых мероприятиях.

– И в планах у нас – новые мероприятия, и даже на постоянной основе. Например, создать музей книги, также планируется открытие театральной студии «Театр книги». Цель этого проекта – формирование любви к чтению и книге через театральную деятельность, – делится мыслями директор ЦГБ. – Да и литературное кафе – тоже вполне реальное дело. Хотя, конечно, более сложное – потому что, с одной стороны, это будет культурное заведение для культурных людей, где можно будет в кругу единомышленников выпить кофе и послушать стихи. А с другой – это все-таки кафе, и нужно будет выполнять множество требований контролирующих организаций.

А с художниками тираспольская библиотека сотрудничает уже давно – и с признанными мастерами (их картины украшают стены здания), и детской художественной школой имени Фойницкого, детской школой искусств имени Рахманинова.

– Библиотека из места, где книжки хранят и выдают, должна превратиться в такой многонаправленный социокультурный центр. Ведь читатель сегодня приходит в библиотеку не только за книгой, но и за общением, за реализацией своих способностей и талантов, за интеллектуальным досугом и информацией. И мы поставили себе задачу – превратиться в такой центр, – говорит Татьяна Ряписова.

И вроде бы уже ясно, как и чем живет сегодня наша главная библиотека. Но вот старинные свитки не давали покоя.

– А какая у вас самая старая книга?

– «Летопись о многих мятежах и разорениях Московского государства от внутренних и внешних неприятелей» 1788 года издания, – говорит Татьяна Ряписова.

То есть в тираспольской библиотеке есть книги старше самого города. Конечно, их хранят в особых шкафах в особой комнате, регулярно проветривают, берегут от прямого солнечного света и ведут специальный каталог раритетных книг. Сами сделали – и весьма симпатично получилось. Кстати, сотрудники библиотек многое делают сами. И видно, что делают с любовью – традиция такая. И люди такие.

– И самый главный вопрос, который мучил меня со школы: почему библиотечный штамп всегда на 17-й странице?

– Это уже традиция, и очень древняя, – отвечает Татьяна Ряписова. – Когда книги начали печатать на бумаге, их собирали из блоков по 8 листов, получалось 16 страниц – этот блок назывался тетрадью. И выяснилось, что первая тетрадь чаще всего рассыпается или рвется, то есть штамп на первом листе может пропасть. Вот и решили штамповать начало второй тетради – 17-ю страницу: чтобы и недалеко от начала, и не потерять. И хотя книги уже часто переплетают по-другому, а обычай остался.

Впрочем, верность традициям – это тоже традиция библиотекарей.

Сергей Ирошников,
21.11.2018 г., рубрика "Культура".


ИСТОЧНИК:
http://pridnestrovie-daily.net/archives/35549