Теория вероятностей

Владимир Элконин
Что такое  математическая теория вероятностей я узнал из курса обучения в технологическом университете. Честно говоря тогда меня, искавшего  в математике прямой прикладной смысл, этот её раздел никак не впечатлил, представился странным и совершенно непригодным в инженерном деле.
Моя инженерная карьера вначале складывалась удачно. Работа в исследовательском институте была интересной, наукоёмкой,  и вдобавок подпитывала амбицию сказать своё слово и в науке. Там у меня зародилась мысль о докторате. К тому же  в семье были примеры удачной научной карьеры. Среди родственников оказался и профессор геофизики из города Баку, разработавший методологию волнового сканирования недр. Как-то я был направлен в Баку по делам моей работы. И тогда я  познакомился достаточно близко с родственником - геофизиком. А он со всей убедительностью доказал мне, что в области моей специализации, то есть -  в измерительной  технике, без владения теорией вероятности и математической статистики научные исследования бессмысленны. Я впал в крайнее уныние. С одной стороны, мне верилось, что я достаточно способен для научной работы. Но с другой, уж больно не хотелось садиться за изучение этой столь неуловимой теории, к которой с самого начала не лежала душа. И тут моя сестра обратилась ко мне за советом, который мог повлиять на судьбоносное решение, касающееся её профессии.
Дело в том, что именно тогда младшая меня на пять лет сестра подбиралась к выбору специализации на математическом факультете государственного университета. Ну я возьми и убеди её специализироваться по теории вероятностей и матстатистики, уже осознав, что хоть через сестру, но доступ к инструментам этой хитроумной науки, может оказаться полезным и самому. Действительно, совет оказался дельным. Сестра получила путёвку в карьеру прикладного математика и никогда не страдала от незапрошенности, куда бы её не бросала судьба. А я всегда имел бесплатного и абсолютно терпеливого консультанта, что в конечном счете сказалось и на моих научных успехах.
Короче, профессиональные  карьеры  и моя и сестры сложились достаточно удачно, чтобы сейчас, будучи пенсионерами считать свою старость обеспеченной, а жизнь в целом сложившейся и интересной. В какой- то степени благодаря теории вероятностей, которая занимается хотя и неуловимыми но вовсе не невероятными количествами.
Конечно, рассказ мой - не место для углубления в научные или технические
категории, скучные для  большинства.
Собственно, именно рассуждение  о превратностях судьбы определило это моё желание высказаться под таким странным названием.
И тут я привлекаю альтернативную историю на тему применения  теории вероятности в жизни компетентного человека. Человеком этим оказался мой другой родственник, который в лихие девяностые перебрался из родного Ленинграда в Соединнные Штаты Америки вместе со всей своей семьей. А был этот родственник весьма одаренным математиком буквально с младенческих лет, блестяще закончил
Инженерно - экономический институт, причём владел инструментом матстатистики в полном совершенстве.
К нашему великому сожалению, его выдающиеся способности  оказались не запрошенными  ни в каком американском  Штате. Поэтому ему пришлось зарабатывать на жизнь малоквалифицированным трудом, в чем ничего такого постыдного нет.
И вот как-то мы встретились после долгих лет разлуки. А случилось это там, в том самом американском штате, где моему родственнику удалось осуществить свою американскую мечту. Я впервые оказался на этом далеком континенте, не знал придётся ли повторить трансатлантический перелет в жизни ещё раз . Поэтому стремился во что бы то ни стало повидать всех своих родственников, разбросанных по разным  Штатам, порой весьма удаленным.
На эту встречу выделялись ровно сутки. Приняли меня тепло и радушно. Старались успеть рассказать все что произошло с каждым за последние 20 лет, говорили наперебой. Но самое интересное, что мой талантливый родственник сумел  поведать, какое  практическое  применение он умудрился найти для  той самой пресловутой теории вероятностей , подкреплённой пониманием массового поведения людей в условиях постоянной спешки, навязанной сумасшедшим  темпом американской действительности. А дело тут вот в чем. Оказывается, трудясь  разнорабочим при неком торговом  центре, он обязан выгружать содержимое мелких мусоросборников в большие контейнеры, установленные ближе к рампе заднего двора. Один из таких мусоросборников стоит
рядом с лотерейным киоском. И, как правило,  основным содержимым его являются выбрасываемые «невыигрышные» билеты моментальной лотереи. Думаю все знают и даже пробовали поймать счастливый билетик такого «Спринт» или подобного розыгрыша. Что касается меня самого, то слово «розыгрыш» вызывает у меня двойственные чувства. Может поэтому  в никакие лотереи и азартные игры вообще с юных лет не играю. Но видимо я - социальная аномалия, поскольку желающих попытать счастье , недопив бутылочку пива, в нашем мире великое множество. А массовые явления - это как раз по части теории вероятности. Ну и социальной психологии - тоже. Так что будучи наблюдательным и пытливым, мой родственник сразу смекнул, что  суетная атмосфера большого шоппинга не слишком способствует сосредоточенности. Особенно, когда в конце рабочего дня усталые глаза читают краткие выводы или
сверяют абстрактные числа .
Вот наш герой и проникся идеей проверить эту гипотезу на деле, то есть перепроверить как можно больше выброшенных билетиков и  попытать уже своего счастья , как говорится, со «второй руки», но зато совершенно бесплатно. Могу представить , каков был его восторг, когда  при  уже в первой тысяче «забракованных» билетиков он встретил сразу два выигрышных, причём один совсем даже в несимволическом денежном  эквиваленте. Короче, по его  родственным откровениям получается, что за несколько лет таких «раскопок» ему удалось приобрести семейный автомобиль, и что и в дальнейшем ему везло и везёт настолько, и что он уже совсем не жалеет о том, что чванливая Америка не оценила его истинной ценности, закрыв перед ним двери в академическую и прочую престижную деятельность на благо трепаного свободного общества. Ведь  он применил свои знания и таланты себе во благо. И поэтому не собирается уступать своё место мусорщика никому из бродяг, просящихся на любую работу.
Летят годы. Но всякий раз, когда я вспоминаю этого моего  американского родственника, душа моя наполняется гордостью и за советскую высшую школу,  и за те креативные наши гены, которые так хорошо работают на благо всех членов нашего славного и дружного семейства. Конечно, в меру возможностей теории вероятностей.