Газ. Труба дело

Василий Панченко
                Экспорт газа. Труба дело.


        Россия будет прирастать Сибирью. М.В. Ломоносов


    Природным газом пользуется не только химия или котельные для подогрева
 воды и подачи тепла, газом заправляют автомобили с двигателями внутреннего
 сгорания (ДВС). Причём в автомобилях газ используется в двух видах,- в га-
 зообразном состоянии и сжиженный газ.

    Газообразное автомобильное топливо идёт непосредственно в камеры сгора-
 ния ДВС. Жидкообразное топливо газ перед поступлением в камеру сгорания дви-
 гателя автомобиля преобразуется в газообразное состояние, пройдя через спе-
 циальное оборудование - редуктор, подогреваемый двигательной горячей охлаж-
 дающей жидкостью, не смотря на то, что сжиженный газ испаряется немедленно.

    В том и другом виде газ в камере сгорания ДВС или котла сгорает не пол-
 ностью и около 20% топлива уходит в выхлопную трубу. Для улучшения процес-
 са сгорания, вводят газ в камеры сгорания  ДВС и котлов через системы впрыс-
 ка (форсунки и т.п.), усложняя конструкцию моторов и котлов.
    Однако тоже газ сгорает не полностью и около 5-10% уходит в выхлопную
 трубу.

    Только в химической промышленности газ используется до 100%.
    Чтобы довести газ до потребителей,- котлов (промышленных, домашних, ку-
 хонных печей), до автомобильных заправок (АГЗС), до предприятий химической
 индустрии и вообще до всех потребилей внутри и за границей, удалённых раз-
 личных пунктов потребителей (так называемых хабов) используются газотранс-
 портные системы,- магистральные газотрубопроводы, специализированные авто-
 мобили ("бочки"), газовые баллоны (от 3 л до 60 л).

    Обычно самым распространённым  способом использования газа в автомоби-
 лях и в бытовом хозяйстве является применение сжиженного газа в баллонах.

    Для снабжения газом удалённых потребителей, пользующихся газом в бал-
 лонах, применяются специализированные автомобили - баллоновозы, у которых
 вместо кузова установлена клеть с ячейками для каждого баллона в отдель-
 ности. Обычно это шестидесятилитровые баллоны, располагающиеся в отдель-
 ной ячейке горизонтально.

    Такой баллон для потребителя с кухонной газовой плитой также подключают
 через редуктор. Такого баллона (55-57 литров макс.) достаточно на один ме-
 сяц. В автомобиле без впрыска сжиженный газ расходуется из расчёта 13-14 л
 на 100 км (по городу).

    Из всех участников внутреннего потребления сжиженный газ поставляется с
 автомобильными или "бочками" или контейнерами с баллонами со строгим учётом
 посредством счётчиков и расчётом на месте. Природный газ внутренним потреби-
 телям также поставляется со строгим учётом и расчётом по счётчикам.
    И только поставки за границы страны производителя теряют обычное правило
 точного учёта и общего контроля потребителей.

    Наперёд можно сказать, что прошлые времена "плановой экономики" и не были
 рассчитаны на строгий учёт в международных поставках  (просто физически не
 достаточными бы оказались циферблаты, грубо говоря) и царил приблизительный
 расчёт между "братскими" потребителями. Традиция сохраняется и между "небрат-
 скими", просто для упрощения расчёта.

    Но, строгие правила игры в рыночной экономике заставляют задумываться над
 принципами учёта и контроля и беречь свой карман.

    Конечно, трубопроводный транспорт самый выгодный способ доставки товара к
 потребителю. Но, в таком  виде транспорта по различным причинам поставщик то-
 вара несёт определённые потери, в том числе и прочие затраты. В итоге произо-
 дитель товара получает всего лишь около 50% чистой выгоды, по сравнению с тем
 распределителем, который первым становится у раздачи (на границе или у хаба)
 со счётчиком.

    Во времена "плановой экономики" этот показатель совершенно не учитывался.
 Главное в этом бизнесе экспорта за границу (газо- и нефтеснабжения) были прос-
 тота и быстрота доставки, не считаясь с затратами и потерями (никто их не счи-
 тал, как оказывается и ныне).

    Кроме всего прочего, давалась работа многичисленным транзитёрам, которая
 оплачивалась, например, тем же газом. Так, в расчётах при транзите через тер-
 риторию Словакии, её заработок за транзит природного газа равнялся цене по-
 требляемого газа всей страной! Так называемый баланс "транзит-газ".

    Другие транзитёры зарабатывали миллиарды долларов, иногда составлявших до
 половины их ВВП.

    Дружественная международная политика, идущая в ущерб национальной экономи-
 ке страны добытчика и производителя, застой в технологических процессах транс-
 портировки, продолжают преобладать и верховенствовать трубопроводному транс-
 порту при экспортных поставках товаров.


   Однако, технологии развиваются, в том числе и транспортные. Кроме того, со-
 временный всеобщий капитализм, которому в обозримом будущем альтернативы нет,
 новые технологии транспортировки подсказывают новые способы передачи товаров,
 что значительно выгоднее продавцу, если не на все 100%.

   В дополнение, новые технологии транспортировки подводят производителя к мыс-
 ли о диверсификации своего бизнеса, например, к созданию новых отраслей про-
 мышленности, таких как производство автомибильных и железнодорожных цистерн.
   Среди новых видов производств возникло не виданное ранее подразделение судо-
 строения, производящее суда-газовозы. Семь таких судов уже построено.

   Преимуществом такого вида транспорта с применением судов-газовозов является
 их экономичность по многим параметрам и, следовательно, выгодность для произ-
 водителя товара, транспортирующего товар к удалённым потребителям. Это приём
 товара немало как почти у места производства (добычи) и доставка до конечного
 потребителя (до порта назначения). Так, первый газовоз доставил сжиженный газ
 от точки добычи (почти) до порта потребителя в Китае, по Северному морскому
 пути за двадцать суток, не "расплескав" при этом на  различных  транзитёров
 ни капли товара.

   Диверсификация производства газовой отрасли, вызванная потребностью сокра-
 щения огромных потерь на транзит за границу, повлечёт за собой  не только соз-
 дание современного судостроения, но и организацию совершенно иной инфраструк-
 туры транспорта: строительство заводов для сжижения газа, строительство пор-
 тов специализированных для загрузки-выгрузки танкеров-газовозов, строитель-
 ство (обустройство) морских путей,- использующих дополнительное судостроение
 ледокольного флота, морских и портовых, аварийно-спасательных буксиров; уст-
 ройство маяков, других систем навигации, средств радиосвязи. А в итоге, колос-
 сальное количество, десятки тысяч новых рабочих мест непосредственно в бизне-
 се, а также в подготовке кадров в различных учебных заведениях.

   Вся система газового и нефтебизнеса  уже требует основательного поворота в
 рациональной не только торговле, но и в потреблении природных ресурсов, защи-
 те окружающей среды, в том числе такого ресурса как земля, которая отчуждалась
 под магистральные трубопроводы, также и экономии ненужных производителю затрат
 на транзитную транспортировку.

   Новые способы транспортировки будут исключать различные необоснованные пре-
 тензии транзитёров, политические скандалы с конкурентами, а рынок сам будет
 определять выбор поставщика потребителями.

   Новые способы транспортировки сжеженного газа достигнут более широкого рас-
 пространения доставки, даже в точки недоступные для конкурентов ввиду их эко-
 номической нецелесообразности,- от Китая до стран АСЕАН.


     ноябрь, 2018 Василий Панченко (vipanch)