Расскажи, Мастер Гаджи...

Кирьянов Алексей Евгеньевич
Мастеру Гаджи посвящается

Небольшое предисловие:

О Мастере Гаджи, или уж если быть точным, Гаджи Курбанкадиеве, Народном Мастере республики Дагестан, я узнал от своего друга. Как рыбака и охотника, тема клинка мне всегда была интересна. Тот, кто увлекается этим, меня поймёт. Потом прочитал книгу «Тайна амузгинского булата. Исповедь последнего Мастера». А потом, весною 2017 года, на выставке «Клинок» в Сокольниках, я познакомился с Мастером.
Этот человек уникален во всём. Сегодня, он является единственным хранителем тайны амузгинского булата. Кто-то скажет, ну и что? Железка, она и в Африке железка. Так вот такой железкой, можно перерубить ствол винтовки. Не вдаваясь в подробности качества изделий Мастера, скажу одно – его клинки присутствуют в коллекциях всех известных собирателей холодного оружия. Список большой. От президента США и шейхов ОАЭ, до нашего с вами президента. Не в этом суть. В своей жизни, Гаджи становился Мастером во всём, чем бы он не занимался! Удивительное дело, но к кузнечному искусству Мастер Гаджи приобщился в возрасте сорока лет. А до этого? До этого, он был самым известным (и самым высокооплачиваемым) фотокорреспондентом бывшего СССР.
Ряд обстоятельств, подтолкнули Мастера к тому, что бы заняться семейным делом. Дед с отцом, были категорически против. Причина простая, в бывшем СССР за это сажали. Три долгих года, Мастер Гаджи самостоятельно работал над тайной амузгинского булата. Ни дед, ни отец подсказок не давали. А потом наступил один из самых счастливых дней в жизни Мастера, отец взяв клинок в руки сказал одно единственное слово – молодец. Горцы вообще, скупы на проявление чувств.
Мне сложно писать об этом человек не восторженно, знаете почему? Я его видел в жизни, я общался с ним. Удивительной скромности, с прекрасным чувством юмора, очень искренний и общительный человек. Вы, дорогие друзья, много знаете таких? Я нет, увы.
И ещё пару пояснений к стихотворению. По тексту упоминаются две сороки, это фамильное клеймо Курбанкадиевых. Сколько лет этому клейму? Похоже, сам Гаджи, до конца не знает.
А ещё, красный весенний мак. Свою молодость Мастер Гаджи провёл в Казахстане, где мальчишкой ухаживал за лошадьми. Вот там, в степях, на вольных выпасах и полыхали удивительные майские маки.


Расскажи, Мастер Гаджи,
Как весной полыхает мак.
Как булатный клинок звенит,
От удара.

Не просто так,
Отступает, уходит ночь,
Наших страхов родная дочь.
Сумрак гор пробивает свет,
Дышит горн, и сомнений нет,
Будет сталь как душа крепка.
Дай Аллах, чтоб на все века!

Амузги среди строгих гор,
Песнь закончил трудяга горн.
Вот и уголь почти погас,
Сеть морщиночек возле глаз.
Мастер держит в руках клинок:
- В добрый путь, мой стальной сынок.
- Стать булатом – и честь, и суть,
  Две сороки покажут путь.

Мастер веки прикрыл:
- Скажи,
  Мак весенний в цвету,
  Гаджи,
  Так хорош,
  Но, при чём тут сталь?

- Ты не понял,
  Немного, жаль…
- В прочем, нет тут ничьей вины,
  Ты рождён не в горах, увы.
- Степь ласкает весенний мак,
  Час придёт, будет добрый знак,
  Меж вершин этих самых гор,
  Запоёт многозвучный хор.
- Всё что сердцем ты смог впитать,
  Будет здесь, и сейчас звучать!
- И не важно, куёшь ты сталь,
  Или рифмой плетёшь спираль,
  Божьей нитью вперёд скользя,
  Познаёшь самого себя,
  А иначе уже нельзя.

Может быть, через сотни лет,
Новый день разожжёт рассвет.
Мак в степи головой качнёт,
И булат в Амузги сверкнёт.

Расскажи, Мастер Гаджи…


Москва, июль 2018г.
Фотография из интернета, определить сайт не удалось.