Якутская пуско-наладка

Дмитрий Поздеев
     Мы с другом кое-что понимаем в электричестве. Работаем в уважаемой компании, «Чайка» называется. Почему Чайка? Парим, потому что, легко и свободно на просторах электротехники и чувствуем себя в этом полёте уверенно, как рыба в воде.
     В одно прекрасное бабье-летнее утро вдруг приходит из Москвы письмо в нашу Чайку от другой не менее уважаемой компании, «Респектабельная, Неформальная, Гармоничная» называется, в простонародье «Ренегат» – любит же русский человек аббревиатуры… Мол, вы нам поставили в Якутию два преобразователя частоты, мы давно уже должны с их помощью нашу НЕФормальносТЬ в трубу качать. Приезжайте наисрочнейше на пуско-наладочные работы, мы из-за вас простаиваем, несём убытки, вы виноваты.
     Непонятно, думаем, из-за чего они простаивают, если только что письмо прислали. -- А всё остальное готово для пуско-наладки? – спрашиваем, – насосы, двигатели, система управления, протоколы испытаний, сама труба с задвижками-заслонками, наконец?  -- Гой-еси, добры молодцы, -- отвечают в повторном письме, – всё давно готово, представители завода-поставщика двигателей вас ждут-дожидаются, приезжайте наискорейше, мы простаиваем, несём убытки, вы виноваты!
     – Вот заладили про свои убытки... Однако, письмо подписано уважаемым менеджером уважаемой компании Тунцевым… Раз пуско-наладка, думаем, раз наисрочнейше – надо ехать…
     Через всю страну на перекладных самолетах примчались в якутский аэропорт. О, машина встречает. Круто!
     – Едем же быстрее, – торопим водителя, нам надо наискорейше!
     – Нет, – отвечает, – ждём ещё 4 часа, следующим рейсом представители завода прилетают, тогда и поедем вместе.
     – Ты что-то путаешь, – спорим мы, – они уже давно дожидаются нас на объекте. У вас же убытки, – тычем ему пальцем в письмо Тунцева.
     – Не-ет, – опять лениво тянет заспанный парень, – мне сказано встретить два рейса, я и встречаю. А вашего Тунцева пошлите куда-нибудь… далеко, – выразил он свою мысль по-русски.
     – Да не наш он, а ваш, – пробормотали мы, ничего не понимая… Исходящие из Москвы набаты в колокол «Наискорейше!» на месте превращались в «Ну, как уж получится…»
     Через четыре часа нашего безделья, наконец, прибыли ожидаемые представители завода. Поехали на месторождение. – Теперь уже быстро, думали мы. Но…дороги-то в Якутии – «прыг-скок», сильно не разгонишься, а расстояние – почти 200 километров, поэтому пока прыг-скокали почти 5 часов, стемнело. Уснули по дороге.
     – Всё, приехали, вылезайте с вещами, – бодрый голос водителя привёл нас в чувство. Вышли в темноту, а куда идти?
     – Это промежуточная база, я тут заночую, у меня рабочий день кончился, а вам еще километров 20 до конечной точки.  Надо было раньше приезжать…
     – ???, – немая сцена. – Ты что, спятил? – но этот наш возглас был уже в пустоту, вдогонку рванувшему с места четырехколесному коню, стремительно скрывавшемуся за воротами проходной…
     Кому-то звоним, что-то объясняем, с кем-то договариваемся, нам обещают ответить… Благо, вышка МТС на месторождении стоит. В голове один вопрос: зачем мы сюда так спешили? Наконец, нашёлся адекватный водитель джипа, который согласился нас довести. Уф, всё-таки будем ночевать под крышей!..
     – Посмотрим завтра их протоколы готовности, за 3-4 дня наладим два своих преобразователя частоты и – домой, – спланировал мой друг. Действительность оказалась весьма трагичней.

          * * *
     – Вместо четырех протоколов у вас только два, к тому же из них следует, что один из двух двигателей не годен для работы, – негодуем мы наутро. – О каких испытаниях может идти речь? Так и быть, мы начнем пока делать, что можем, но где готовность объекта к пуску, как нам расписал менеджер Тунцев?
     – Пошлите вашего Тунцева… далеко, – опять советуют нам по-русски, – что велено, то мы и делаем. Сейчас будем третий двигатель подключать вместо второго негодного, так что отойдите, не мешайте кабель тянуть, что вы притащились раньше времени?
     – Вообще-то не наш он, а ваш, – опять напоминаем мы, – а вот с последней постановкой вопроса полностью согласны… Ситуация из «Ну, как уж получится…» превратилась в «Вы тут никому не нужны…»
     Ждём… Ясно теперь, что обманул Тунцев и нас, и наше руководство. Кое-как урывками выполняем свою работу, готовимся к пуску того, что есть.

          * * *
     – Ну, мы готовы, давайте запускать ваш двигатель на холостом ходу, – говорим, наконец. 
     – Нельзя без испытаний нового кабеля, – отвечают, – а у нас некому и нечем испытывать. Надо ждать. Может, для ускорения своим оборудованием хоть как-то кабель испытаете для пробного пуска? А потом наши электрики прибудут, протокол вчерашним числом напишут…
     Идем навстречу, кряхтим, испытываем: надо же помочь, у людей убытки… Почему только из-за нас, непонятно…
     Слава Богу, дали возможность запустить первый двигатель, наш преобразователь работает без сучка и задоринки. Поднимаем частоту вращения до 40 Герц – начинаются вибрации двигателя, с таким дальше работать нельзя. Запускаем третий двигатель, поднимаем частоту до 40 Гц затем до 50 Герц – вибрации есть, но меньше, на грани допустимого, работать можно.
     – Давайте запустим этот третий двигатель с насосом, как указано в программе испытаний, – говорим мы, – вашу Неформальность будем качать по технологическому контуру.
     – Ой, мы опять не готовы, – уже привычный ответ, – двигатели с насосами не центрованы, протоколов нет.
     – А как же письмо вашего Тунцева? Ах, да-да, мы уже слышали, куда его послать…
     Ждём… Центруют, пишут протокол…  – Ну что, теперь запускаем? Очередное:
     – Ой, система управления насосным агрегатом не готова, её еще отлаживают… Затем:
     – Ой, у главного технолога Быборова труба не готова, они обтюраторы*  в неё врезают.
     А где же вы раньше были, Респектабельные, Неформальные и Гармоничные? Про письмо Тунцева мы уже не говорим. Просто ждём и ждём… Сообщили руководству Чайки о неготовности объекта. Оно в свою очередь обратилось за разъяснением к руководству Респектабельных – ответа нет. Уже столько дней напрасно потеряны! Наконец – о, счастье, врезали обтюраторы. Запускаем третий насос, постепенно разгоняя его до 30, 35, 40 Герц, это 80% нагрузки двигателя.
     – Стоп-стоп, дальше не надо, – пугается Быборов, – как бы чего из-за повышенного давления с моей трубой не вышло. Давайте оставим на обкатку при 40 Герцах на сутки.
     Через сутки все продолжало работать как швейцарские часы. Довольный Быборов остановил третий насос. Можно рапортовать в Москву, что он молодец (Быборов, конечно, не насос)…
     – Но ведь нам надо проверить и свой второй преобразователь частоты, – говорим мы, – к какому двигателю его подключать?
     – Ой, пока ни к какому, сейчас будем ремонтировать один из оставшихся, ждите… Отремонтировали (просушили изоляцию) двигатель №2, исправили протокол четырехнедельной давности так, что, оказывается, «двигатель уже четыре недели назад был готов к работе». Как это Чайка его до сих пор не испытала? Ладно,  проверяем на холостом ходу, идем к Быборову, мол, готовь второй насосный агрегат, будем качать Неформальность по твоему технологическому контуру.
     – А мне это уже не надо, я ведь испытал свой контур предыдущим насосом, – отвечает.
     –Так НАМ надо испытать свой преобразователь.
     – Это ваши проблемы.
     – Тогда вот окончательный акт, что мы работы закончили, подписывайте.
     – Но вы же не испытали на полную нагрузку 100%.
     – Но вы же нам ее не даете.
     – Но у меня нет полной готовности, когда будет – неизвестно, ждите.
     – Тогда вот промежуточный акт, что мы все возможные на сегодняшний день работы закончили, подписывайте. Мы поедем ждать домой. Как будет готовность, заключим дополнительное соглашение на оплату, мы вновь приедем.
     – А вам никто на даст машину отсюда уехать, ха-ха. И вообще, уберите мою подпись из акта, моя хата с краю, я ни за что не отвечаю… Пусть энергетики подписывают, я не при делах.
     Пока шли к энергетикам, смотрим – Ворон летит, у него на хвосте листок сложенный привязан. Сел Ворон на ветку, клювом отвязал листок, сбросил на землю, а там вот что крупными буквами написано:
         
          Как хорошо, что Быборов
          Освобождён от выборов:
          Когда голосовать бы стали,
          Его б с позором освистали.

     Ну и Ворон, в самую точку!
     Пришли к начальнику энергоцеха Гаштанову. Хороший человек, вроде.
     – Евгений Евгеньевич, претензии к нашему оборудованию, к обучению персонала есть?
     – Нет претензий, – говорит.
     – Чья вина, что нагрузки нет? – спрашиваем.
     – Нашего Ренегата вина, – говорит.
     – Факт выполненной работы есть?
     – Есть.
     – Промежуточный акт по факту выполненной работы подписать надо.
     – Нет-нет, – замахал руками, – не могу зафиксировать факт без указаний менеджера Тунцева из Москвы, он запретил. Да и смена вахты у меня, уезжать надо, недосуг… Идите к руководителю проекта.
     Вдруг видим, Ворона летит, жена ВОрона, видимо, к лапе листок привязан, болтается на ветру. Села на ветку, клювом нитку перегрызла, листок упал, а там вот что про Якутию написано:

          Тут нет ни пальм, и ни каштанов,
          Но есть Евгеньевич Гаштанов,
          Он с фактами не видит сходства
          Без указаний руководства.

     Надо же, какая у воронов поэтическая семья!..

     Пришли к руководителю проекта – надо акт подписать – Пусть технологи с энергетиками сначала подписывают, я никак не буду первым подпись ставить, как бы чего плохого для меня потом не вышло…
     Расстроенные такой недоброжелательностью, повторно сообщаем в нашу Чайку о том, что работы нет, акты не подписывают, машину для выезда не дают, держат в заложниках, в связи с этим мы работу приостанавливаем. Второе письмо от Чайки летит уважаемому руководству уважаемого Ренегата – ответа нет. Ждём.
     В одну из длинных осенних якутских ночей прибегает вдруг руководитель проекта, глаза круглые:
     – Пришло распоряжение из Москвы, быстрее пойдём работать, первый насос отремонтировали, нам надо срочно Неформальность качать в магистральный трубопровод, простаиваем, несём убытки, вы виноваты, – запел старую песню.
     – Во-первых, ночь уже, во-вторых, сначала надо подписать акт, – отвечаем…
     Круглые глаза его сделались еще круглее, он не понимал, как Высокое Распоряжение Высокого Начальства из Москвы можно ставить на одну ступень с какой-то ночью и тем более с каким-то актом. Понеслись звонки в Москву, оттуда – в нашу Чайку, опять в Москву, опять сюда: петух клюнул, то место, куда он клюнул, зашевелилось, колесо завертелось… Вторая волна ажиотажа дошла до нас: дают трубку, на проводе сам Тунцев. За хитросплетениями его речи просматривались два аспекта:
     1. У меня была задача выставить Чайку виновником всех бед, задержек и понесенных убытков, но вы своей быстрой работой все мне портите;
     2. Сейчас подо мной стул качается, если я не рапортую о пуске Неформальности в трубопровод – мне крышка. Помогите…
     – Но Вы же нам выслали письмо с ложной информацией, – напоминаем.
     – Эх, кто старое помянет, тому глаз вон, – отвечает. – Ваши акты: и промежуточный, и окончательный – у меня, я уже их подписываю одной рукой. Рядом – дополнительное соглашение от ваших менеджеров на увеличение стоимости работ, я уже и его второй рукой также подписываю. Я всё вам подписываю, только сохраните подо мной стул, чтоб не упал…
     – Надо дать шанс Тунцеву исправиться и продемонстрировать свои качества делового и честного человека, – звонят нам из нашей Чайки. 
     Ну, ладно… Вышли в ночь, затем во вторую, затем в третью. По максимуму что могли, сделали для Респектабельной, Неформальной, Гармоничной… Из Чайки приехал наш менеджер вызволять нас из плена: мол, если не дадите теперь машину для выезда и вывоза оборудования, поднимем вопрос о насильственном удержании наших специалистов на объекте. Наверное, это подействовало, ибо… Неужели мы, наконец, вместо 5-6 через 25 дней, но дома?
     Недели две спустя встречаем в коридоре нашего технического директора и менеджера, вызволившего нас из неволи. Просим:
      – Дайте нам хоть копию подписанных обеими руками Тунцева актов и дополнительного соглашения на оплату наших работ. Наверное, он теперь наш лучший друг?
     – Нет подписанных актов и допсоглашения, – отвечают они. – Чайка виновата во всех задержках, простоях и убытках, а Тунцев с премией уехал в отпуск…

     Есть же на свете порядочные компании и честные люди в них…


* Обтюратор - механическое устройство, служащее для перекрытия потока