Дух Высоцкого

Наира Саркисян
   Этот случай произошел в начале восьмидесятых прошлого века. Мои родители решили, что мы должны  поменять место жительства и переехать из города Шахты Ростовской области в город Степанакерт, столицу Нагорного Карабаха, и жить на родине.
   В Степанакерте выпускные классы я продолжила в русской школе номер три имени А. С. Грибоедова. В столице было несколько русских школ, но мне предложили именно эту, как самую лучшую. Я так и не поняла, чем она хороша. Может быть строгим директором, которого ученики втайне прозвали Фантамас, благодаря которому в школе сложилась железная дисциплина. Однако то, что уровень знаний в этой школе был высок, не вызывало сомнений. Почти все выпускники этой школы поступали в вузы с высокими баллами, а парни, привыкшие к железной дисциплине, легко проходили армейскую службу и обучались в высших военных училищах.
   Я оставила своих близких подруг, родной класс, учителей, к которым привыкла и успела полюбить там, в такой далекой, но близкой мне России. Поначалу даже скучала по глубокому российскому снегу, такому теплому... В новом классе я тоже хотела приобрести близких подруг, незаметно присматривалась к каждой, но первая сделать шаг не решалась, потому что  заметила, класс был "разделен" на группы, как это часто бывает. Отмечу, мой прежний класс был очень дружный. Присматривались и ко мне, как к новенькой. То, что вошла в класс уже комсомолкой, все поняли, что учусь хорошо. Отмечу, что никогда не была отличницей, но всегда старалась по мере своих сил понять и пересказать изучаемые темы предметов.
   Каждое утро я заходила в класс и, поздоровавшись со всеми, садилась за свою парту. Как обычно, все беседовали друг с другом уже в своих создавшихся за годы учебы компаниях и на мое приветствие не все отвечали. Я была одиночкой, хотя со всеми поддерживала хорошие отношения, но ни с кем близко так и не успела подружиться. Так прошло наверное полтора года...
   И вот однажды, как обычно войдя в свой класс, я заметила что-то необычное в поведении одноклассников. При виде меня в классе почему-то стало непривычно тихо, мое спокойное "здравствуйте" услышали все, хотя как и прежде не все отозвались. Сев на свое место и почувствовав пристальные взгляды одноклассников, я удивленно спросила у подруги по парте:
   - Карина, почему все на меня так смотрят?
   И она мне рассказала:
   - Вчера мы с несколькими девочками были дома у Эйбатовой Гюльнары и решили развлечься. Мы вызвали дух Высоцкого, спросили кто самая лучшая девочка в классе и дух указал на имя Аракелян Нуне, Сильвы Саркисян и твоё.
   Я вспомнила, что накануне девочки договаривались собраться по поводу гадания, но никак не отреагировала на их заявления. Не люблю заниматься магией, категорически против во вмешивания в потусторонние миры. Тогда мы почти все быки атеистами, религии были запрещены, исторические христианские церкви разрушались, а наши верующие бабушки и прабабушки тайно ходили на развалины церквей. Вера была запрещена, была единая железная коммунистическая идеология.
   Я поняла, почему атмосфера в классе изменилась. Аракелян Нуне, дочка  народной артистки АзССР (1982), певицы Алавердян Наируи, скончалась после восьмого класса от перитонита, когда летом ездила в Баку на концерт своей мамы. Рассказывали, что у девочки начался приступ аппендицита в зале уже во время концерта и родные не сразу заметили это. Девочку  доставили в больницу слишком поздно, врачи уже не смогли ничего сделать. Я проучилась в одном классе с Нуне почти год. Она была очень красивой и талантливой девушкой, после восьмого класса поступила в Степанакертское музыкальное училище имени Саят-Новы, но так и не успела там проучиться.
   С Сильвой Саркисян, очень привлекательной, стройной девушкой, я близко подружилась уже в студенческие годы, в школе как-то не получилось. Сразу после окончания медицинского она вышла замуж за парня метиса, у которого мать была армянкой, а отец азербайджанцем. Во время арцахского движения они насовсем уехали в Саратов. Мы дружили с ней до последнего дня ее пребывания в Степанакерте.
   Конечно, я не верю во всю эту ерунду с гаданиями. Я верю в Бога, верю в христианскую религию, иногда хожу в церковь. Но не это главное, совесть должна быть чистой.
   Да, я очень люблю стихи Владимира Высоцкого, читаю их, с удовольствием слушаю его песни в авторском исполнении, мне нравится слушать его дрожащий хриплый голос...  Сама пишу со школьной скамьи... Но для меня так и осталась не угаданная загадка:  как могло случиться такое?