Александр Ананичев о поэзии Николая Коновского

Николай Коновской
ГЛУБИНА И ДОЛГОВЕЧНОСТЬ ПОЭЗИИ НИКОЛАЯ КОНОВСКОГО

Надеюсь, подборка Николая Коновского на сайте "Российский писатель" убедит многих, что перед нами поэт.  Поэт русского, а значит, небесного духа. Вот стоит он Смоленском кладбище Петербурга после того, как прошел насквозь «великий чудный город», где «ни Зимний, ни столп Александрийский, ни Нева, ни в высоте пустынной Исаакий» не пробудили в нем «отрадного мечтания», стоит возле часовенки блаженной Ксении и прозревает белыми стихами: «Под неприютным леденящим небом // Среди простых, потерянных, убогих // Вдруг понимаешь, - кто, зачем ты сам // И всё вокруг на этом белом свете».

Остановиться, оглянуться, задуматься об ускользающей жизни – не о том ли призывает нас Бог? Выйти из реки на берег и посмотреть на суетность всего проходящего, что не ведет нас к главному, к смыслу бытия и поиску святости.
Вспоминаются строки Леонида Мартынова:

«Дерзайте, чтоб на ваши грёзы
Стремилось небо быть похожим!» –

Высокое пожелание, обращенное к молодым собратьям по перу, перекликается со словами учителя Церкви Афанасия Великого: «Бог сошёл на землю, чтобы человек стал богом».

Юрий Кузнецов, помнится, на творческих занятиях в Литературном институте, часто говорил, эпитет – определяющее слово в стихотворении. «Вот у Бродского, - говорил он, -почти нет эпитетов. Если есть, то никакие. А ведь эпитет передаёт отношение автора к предмету…» Эпитеты у Николая Коновского неожиданны и точны. Посмотришь внимательнее – в самом деле, лучше слова не подберешь. Например: коршун «в слепой необозримости кружит», «…орел, плывущий над землей сурово», «сосен дикий, пронзительный шум», ветер в бору гудит «медленно и безраздельно», «медленные облака»… Слово «медленный» часто встречается в стихах Н.Коновского. Наверное, потому что «Служенье муз не терпит суеты; // Прекрасное должно быть величаво»… Почему-то вспомнился Заболоцкий:

               Есть в этом мире праздник изначальный -
               Напев волынки скудный и печальный
               И эта пляска медленных крестьян...
                («Болеро»)
 
Многие строки, слова Николая Коновского физически ощущаешь: «Леса, объемлющие гудом // Равнины, к осени пусты…» или: «Седой, вневременный полет. // Не тающий на скалах лед // Ущелия в полдневной бронзе…»

               Или:

               О, хищная медлительность полета,
               Прочерченная над подвластной далью!
               Из пустоты немого зазеркалья
               Он зрит ему лишь видимое что-то,
               И рушится неотвратимой вестью,
               Как тяжкий сон, как вещий дух возмездья!
                («Коршун»)
 
Читатель невольно делает паузу перед словом «рушится» и, камнем вместе с хищной птицей, срывается вниз…
Павел Флоренский в своей работе «Столп и утверждение истины» сказал: «Бывают одни только слова. Их складывает рассудок и ими наводнена печать. От этих серых порождений головы засорилось и многое не видит духовное око. От безжизненных продуктов литературных фабрик запылилась душа. Эти слова могут претендовать на величие. Но пышность их – пышность бумажных и тряпичных цветов, запылённых, выцветших и загаженных мухами. Такие слова – фальсификация. Но есть иные слова – рождающиеся от души и отрывающие с собою частицу души… Они часто неказисты на взгляд, но они – будто грозовые облака, несущие электрический разряд. И при встрече с другою душою они гремят, сверкают молниями, и встречаемая душа пронизывается ими насквозь. Такие слова пишутся кровью, а не чернилами».

Уверен, что за каждым сказанным словом в приведенной подборке, присутствует неповторимая личность Николая Коновского. И такие слова не ловятся на лету, а отрываются от сердца. Потому они глубоки и долговечны.

Александр АНАНИЧЕВ