Люди как звери

Юрий Василенко-Ясеновский
Рецензия на конкурсное стихотворение Эллы Аляутдиновой «Ель»
http://stihi.ru/2015/02/10/11635

Осенний сезон – 2018 подарил читателям стихи.ру целый сонм великолепных творений, воспевающих это унылое «очей очарованье»!

И в каких только образах не появлялась на страницах сайта эта чаровница: от «смешной девчонки в платьице тонком» до светской львицы в нарядах от лучших кутюрье; и каких только на этом ярком осеннем фоне мы не услышали признаний:
 
"Случайно встретила я Вас, когда вода в реке рябила...
В парчу рядились и атлас ирга с подругою рябиной,
в ту осень я любила Вас. Ох, как безумная, любила"!

И совсем неожиданный образ осени – злобного хирурга-убийцы с окровавленным скальпелем – показала нам  Элла Аляутдинова в своем стихотворении «Ель», очень скромном по объему (вся история – 13 строк).

В этом творении чудесно все: великолепно сотканный из слов нетривиальный образ осени, экспрессия, оригинальность, неожиданный "скачок" во времени и пространстве; и, наконец, совершенно уместный в контексте образ "распятой" елочки, как напоминание нам о том, что распять можно кого-угодно, любого человека, даже самого невинного; а также и эту елочку, которой, конечно же, грозит не зима, а человечество, привыкшее украшать свое жилище в Новый Год вечнозелеными деревьями...

"Девятый месяц лето упразднил,
И с этих пор - согласно этикету -
Всё позже появляются рассветы,
Всё раньше зажигаются огни...".

Да, именно сентябрю в установленном природой порядке выпадает высокая честь "упразднить" лето, заявив о наступлении календарной осени, и пусть уже с лета "позже появляются рассветы, и "раньше зажигаются огни», но только осенью это действительно хорошо и больше заметно, потому что убийца-осень реально «укорачивает дни»:

«По лучику, по градусу ворует;
С несуетной поспешностью хирурга
Деревьям шевелюры кровянит»…

Но вот в стихотворении появляется антитеза в образе гордой и без вины виноватой ели, собственно, главной героини, перед которой осень-хирург бессильна, поэтому и пытается вступить в сговор с ближайшей более суровой и жестокой соседкой-зимою:

"На крест её! И осень бесновато
Кричит зиме - как Понтию Пилату
Толпа зверей: - Распни её, распни!"

Казалось бы, очень эффектная концовка. Но здесь моя логика «споткнулась» о "толпу зверей".  Скажу откровенно: вначале я решительно не принял метафору, согласно которой толпа людей, волею которых был распят Царь Иудейский Господь наш Иисус Христос, не люди, а звери.

Дело в том, что эта озверевшая толпа, кричащая Понтию Пилату: "Распни его, распни!" при ближайшем рассмотрении оказывается сборищем таких же людей, как и мы с вами.
Во-первых, это хорошо прописано в библии, во-вторых, хорошо видно на объемном   полотне Александра Иванова «Явление Христа народу».

Давайте же представим, что мы стоим в самом центре этой толпы, состоящей в основном из свободных по тогдашним меркам людей, владеющих рабами и другим движимым и недвижимым имуществом, занимающихся каким-никаким бизнесом, или работающих по найму, и верящих в своих богов.

И вот первосвященники, которым мы верим, говорят нам, что появился в наших пенатах инакомыслящий умник, заявляющий на не санкционированных митингах, что он Мессия, посланец неведомого нам единого Бога, что все люди братья, всякая власть насилие, торговать в храмах нельзя, а изменить мужу своему и не быть побитой камнями, можно; ну и несущий в прямом смысле тогдашнего слова другую экстремистскую ересь.

Как бы мы поступили, понимая, что человек этот покушается на «конституционные» основы и нашу государственную безопасность?

Получается, что это были вполне вменяемые добрые люди, не осознающие своего счастья и не верящее в свое светлое будущее, то есть ровно такие, какие мы – продолжатели славных традиций "распинателей" прошлых веков и тысячелетий.

И разве нас периодически не призывают к распятию тех или иных неугодных «первосвященники» с Первого или любого другого федерального канала?

Вышеизложенное дает мне основания полагать, что эта кучка, подчеркиваю, людей, а не зверей, олицетворяет собой, условно, само человечество: прагматичное, живущее своими узкокорыстными интересами, довольно консервативное, погрязшее в грехах. И хоть кол на его голове теши, оно таким и останется!

В подтверждение своих слов небольшой тест: уже через пару недель мы понесем с елочных базаров очередные погубленные человечеством на свою утеху елочки-сосенки. И что, обязательно уроним на ароматную хвою умирающих медленной смертью красавиц свою скупую мужскую или обильную женскую слезу? Конечно, нет!

Так, значит, мы все-таки люди?

Да нет, все-таки звери! Все человечество, по сути, скопище зверей: постоянные захватнические войны; не дружественные поглощения и распятия одних стран другими; бесконечные интриги, внешние и внутренние; межнациональные конфликты; геноциды, революции, коллективизации и раскулачивания; голодоморы, концентрационные лагеря, перестройки... Список можно продолжать еще очень долго…

Но в заключение еще раз о главном:  Элле Аляутдиновой удалось, бесспорно,  создать свой индивидуальный образ осени, показать ее "вороватый" и даже "убийственный" характер дорвавшегося до скальпеля "хирурга от природы", пускающего кровушку детям ушедшего лета, ворующей по лучику и градусу свет и тепло; и очень эффектно завершить свое произведение, погрузив читателей одновременно и в мир природы не живой, и в их человеческий мир; и напомнить всем нам о том, что все-таки надо соответствовать высокому званию человека, а не быть зверями.