Цветы и музыка - посланники любви -дама с камелиям

Ольга Сергеева -Саркисова
 
 Вы задумывались когда-нибудь, как много в жизни человека значат цветы? А деревья, кустарники? Смотрю на них и вижу за каждым цветком свою жизнь, и тех, кто встретился мне на лестнице жизни. Цветы свидетели всех событий, которые происходят с нами ежедневно… Вы только родились, - а у вашей кроватки уже корзинка с цветами, а вот вы уже в лесу или в заливных лугах собираете красивые полевые цветы с бабушкой, а она рассказывает значение каждого цветка и просит не путать, какой цветок, что означает. Цветы- послание любимых. Время летит, и вы уже идёте в школу - вот и первый букет первому учителю. Как важно, кто возьмёт тебя за руку и поведёт по верному пути, распахнёт окна мудрости в твоей душе, ну, и конечно, первые влюблённости… открытия в искусстве, в музыке, концерты, театры…сколько красивых букетов вы подарите вашим любимым артистам кино и театра, музыкантам. Но и вам много разных цветов
 
     подарят на свиданиях те, кто оценил вас, почувствовал в вас родную душу и увидел вашу красоту не только внешнюю, но и души. Сколько прекрасных цветов мне посчастливилось увидеть в разных странах! Столько всего происходит в жизни, разных историй, и везде с нами цветы…цветы… цветы, ну и деревья, кустарники.  Столько будет поздравлений и встреч, дней рождений своих, членов семьи, друзей, торжественных событий, юбилеев, праздников, ёлок- самый прекрасный праздник и взрослых, и детей.  Но самое главное воспоминание,- это воспоминания о любви, которую ты испытываешь всю жизнь и которая украшена цветами… или воспоминания о путешествиях, в которых ты встретишься с прошлым и легендами любви, в которых цветы играли особую роль… А сколько грустных событий бывает в жизни человека и тоже с цветами и музыкой, прощаний навсегда… с близкими и родными, друзьями. Сколько музыки печали написано в мире. Традиция под музыку и с цветами провожать в последний путь относится к 15 веку, всё началось с григорианского хорала. Любовь всегда оплакивала смерть. Все знаем, что, когда любимого теряешь, всегда слезу из сердца ты роняешь. Я посчитала, всего написано композиторами известных 28 реквиемов, а самый знаменитый Моцарт написал, дописывал Зюсмайер, а ещё «Адажио» Альбинони и   вспоминаю Марш Шопена… его слышали все неоднократно за жизнь. «Вокализ» Рахманинова… божественная музыка… Брожу по саду и каждое растение мне что-то сообщает. Я продумываю, что я ещё должна посадить в своём саду, какие деревья, цветы, кустарники, чтобы мне было совсем комфортно, как с друзьями… Идёшь по саду, с растениями разговариваешь, вспоминаешь и рассказываешь детям, внукам, друзьям, почему так тебе дороги именно эти растения, ведь - за каждым из них история, привязанность, доказательство дружбы и любви, драгоценные воспоминания жизни. Я думаю, что человек за жизнь должен посадить не одно дерево, а сад… чтобы сделать мир ещё красивее и в него вложить всю душу, чтобы диалог состоялся.
   На окне –камелия…  вот и подсказка… В Париже на окнах у многих этот цветок растёт, и в Норвегии тоже…. Помню, как долго рассматривала эти незатейливые цветы на окнах в Бергене... Вспомнила про Париж, город любви… про даму с камелиями, парижскую куртизанку, красавицу Мари Дюплесси… (Роза- Альфонсина Плесси). Как её назвал изысканно Дюма- «жрицей элегантного порока».  Почему камелия? – Запах других цветов она не переносила, камелия не пахла, практически, а у неё, очевидно, была аллергия на другие цветы.
 Внешне Мари была обворожительно прекрасна, об этом говорили все в Париже! Сколько молодых творческих личностей она вдохновила и заставила их сердца биться учащённо. Какие страсти разгорались вокруг неё! Но, роковая любовь, болезнь- чахотка, и смерть забрала её в 23 года! А какие имена приходят на ум… Дюма-сын, Ф. Лист, Сент-Бёф, Ф. Шопен... К её красоте многие приглядывались и мечтали о ней… делали предложения. Сколько прекрасных произведений было создано, связанных с ней. Она стала прообразом романа Дюма - сына «Дама с камелиями» (1848г), который считают, практически, документальным, ведь больше года они были вместе… ему было 24 года. Почти ровесники, оба молоды и влюблены, гуляли по ночам по Парижу, он всегда осыпал её камелиями, она их очень любила. Но жизнь создаёт свои препятствия. Почему расстались- неизвестно. Он уехал, а когда вернулся, то её уже не было на этом свете. Он был потрясён, горевал и написал стихотворение:
 Расстался с Вами я, а почему – не знаю,
Ничтожным повод был: казалось мне, любовь
К другому скрыли Вы... О суета земная!
Зачем уехал я? Зачем вернулся вновь?
Потом я Вам писал о скором возвращенье,
О том, что к Вам приду и буду умолять,
Чтоб даровали Вы мне милость и прощенье.
Я так надеялся увидеть Вас опять!
И вот примчался к Вам. Что вижу я,о Боже!
Закрытое окно и запертую дверь.
Сказали слуги мне: в могиле черви гложут
Ту, что я так любил, ту, что мертва теперь.
Один лишь человек с поникшей головою
У ложа Вашего стоял в последний час.
Друзья к Вам не пришли. Я знаю: только двое
В последнем шествии сопровождали Вас.
Благословляю их. Они одни посмели
С презреньем отнестись к тому, что скажет свет,
Умершей женщине не на словах – на деле
Отдав последний долг во имя прошлых лет.
Те двое до конца ей верность сохраняли,
Но лорд её забыл и князь прийти не мог;
Они её любовь за деньги покупали
И не могли купить надгробный ей венок.
А. Дюма
Это была единственная любовь всей его жизни, как он признался позднее, после неудачного брака на Надежде Нарышкиной. Несчастная девушка много пережила невзгод с детства... Затем, было создание оперы «Травиата»,- с итальянского-"падшая, заблудшая", написанная великим Джузеппе Верди. Это моя любимая опера. Говорят, он обливался слезами, когда читал роман, и смотрел постановку Дюма, созданную на основе романа. Он сразу написал музыку после его прочтения и просмотра постановки, гениальную музыку... Для того времени это была неслыханная дерзость и смелый поступок, ведь он выводил на оперную сцену не добропорядочную мадам, а "падшую женщину" в качестве главной героини. Это был взрыв в обществе и сознании людей. При этом, она была куда благороднее и чище в своём противостоянии, чем всё лицемерное светское общество. Я тоже плачу, когда слушаю его божественную музыку, арии из этой оперы... Столько эмоций! По мотивам романа созданы фильмы- в 1912 г. был создан немой фильм Андре Кальметта с Сарой Бернар в главной роли, а мне очень нравится фильм Ф. Дзеффирелли - это просто роскошный фильм с чудесными богатейшими декорациями, блестящими актёрами и музыкой, сцены потрясающе представлены. Главным героем была музыка в этом фильме и роскошь всего: музыки, пения, интерьеров, массовости сцен, звёздный состав актёров, хор Метрополитен опера, и ещё там приняли участие наши артисты балета Екатерина Максимова и Владимир Васильев. Столько страсти в каждом звуке, столько любви и слёз...(1982 г.) Режиссер Франко Дзеффирелли, дирижер Дж. Ливайн; Т. Стратас - Виолетта, П. Доминго - Альфред, К. Мак-Нейл - Жорж Жермон). Мы все были в потрясении после просмотра фильма. А в Ла Скала роль Виолетты исполняли М. Каллосс и М. Кабалье, А. Нетребко. В одном из фильмов играла Грета Гарбо. Это было грандиозно. Как правильно сказал Г. Гейне - " Что отнимает жизнь, возвращает музыка ". Ещё были поставлены балетные спектакли, написаны картины. Вообще, весь Париж тогда погрузился в траур... Хотя общество и осуждало такую любовь, но проявляло интерес к необычным отношениям и их оценкам у современников. Все как бы "подглядывали в замочную скважину" ...
 Английский писатель Чарльз Диккенс посмеивался над парижанами, оплакивающими смерть Мари Дюплесси - дамы непристойного занятия. Она была героиня не его романа. Но он не забыл посмеяться над обществом, и с иронией описал аукцион, на котором распродавали вещи Мари: «Там собрались все парижские знаменитости, – писал он графу д’Орсэ. – Было много великосветских дам, и все это избранное общество ожидало торгов с любопытством и волнением, исполненное симпатии и трогательного сочувствия к судьбе девки… Говорят, она умерла от разбитого сердца. Что до меня, то я, как грубый англосакс, наделенный малой толикой здравого смысла, склонен думать, что она умерла от скуки и пресыщенности. Глядя на всеобщую печаль и восхищение, можно подумать, что умер национальный герой или Жанна д’ Арк. А когда Эжен Сю купил молитвенник куртизанки, восторгу публики не было конца». В подобном высказывании я вижу в Диккенсе какого-то грубого, бесчувственного солдафона, а может, даже какую - то зависть... Многие художники писали её портреты, так как такая красота не могла быть незамеченной, она их вдохновляла, и часто её изображали с камелией на портрете. Цветы тоже оставили свой след. Когда её хоронили, то весь Париж был усыпан камелиями, все дороги и кладбище просто утопали в её любимых цветах: небольших, трогательных, белых, нежных цветах, какой была и сама Мари, хотя за гробом шли только два человека. Её хоронили 5 февраля 1847 г.  С неба падали крупные снежинки, похожие на камелии.

28.11.2018.*. Альфонс Муха. Афиша к спектаклю "Дама с камелиями" с участием Сары Бернар