История нашего родства. Глава 12

Андрей Женихов
         Род Андрея Никитича Добренко (продолжение).      
   
                Исторические справки.

   Документально известно, что в 1921 году Андрей Никитич Добренко участвовал в боях на стороне "красных", в Акмолинской области в Казахстане. Был взводным командиром в составе 2-го Кавалерийского полка, отдельной Кавалерийской бригады. 5 апреля 1921 года в дом Добренко пришла беда. Мария Григорьевна получила похоронку (извещение о смерти) на своего мужа, оставшись вдовой с четырьмя детьми.
   Сохранился текст и форма этого страшного документа (смотреть в конце предыдущей главы). Такое извещение получила Мария Григорьевна Добренко 5 апреля 1921 года. Документально сохранилось и описание событий того времени.
   С 2 марта по 17 апреля 1921 года на Октябрьской площади города Петропавловска в Братской могиле были похоронены 217 человек. К сожалению, не все имена известны, некоторых некому было опознавать. А некоторые были изуродованы до неузнаваемости, разбиты головы, вывернутые руки и ноги, на телах многочисленные проколы и следы калёного железа. Многие были опознаны только по одежде. Трупы лежали грудами. Некоторые из них разобрали родственники и хоронили на кладбищах. "Затем каждого положили в отдельный гроб. Некрашеные, простые, стояли они один за другим печальными рядами". Так вспоминает об этих похоронах известный писатель Сабит Муканов в своем романе "Школа жизни". В то время он был бойцом Чоновского отряда(ЧОН - Части Особого Назначения). Убитых хоронили на станциях, в деревнях, селах. Многие погибшие остались неизвестными, никто никакой статистики не вёл. Как отмечено на траурной табличке монумента, эти люди были жертвами так называемого  "кулацкого мятежа." Этот ярлык держался на упомянутом событии до девяностых годов 20 столетия.               
   Что же произошло в это время в Петропавловске и почему доведенные до отчаяния крестьяне с вилами и топорами столкнулись в городе с отборными частями Красной Армии. Тяжёлое положение крестьян усугубило засушливое неурожайное лето 1920 года.  Урожай прошлого 1919 на три четверти ушёл под снег из-за военных действий на территории Петропавловского уезда (административная единица нынешнего района). Первой реакцией крестьян на царивший произвол в деревне были жалобы во все инстанции. "Покорнейше просим дать содействие бедному крестьянству, которое остаётся в полном разорении". Такими словами заканчивалось коллективное письмо, адресованное Петропавловскому ревкому (сокр. Революционный военный комитет) жителей соседних сел Богдановка, Петровка, Святодуховка. Не ограничиваясь письменными жалобами, крестьяне посылали ходоков в Петропавловск. В июле 1920 года группу крестьян принял в своём кабинете видный большевик, член Президиума Петропавловского уездного исполкома В.И. Гозак. Выслушав сельчан, он лишь прочитал им краткую лекцию о едином верном курсе партии. Покидая кабинет, один из посетителей бросил: "Раз так, мы ведь и за вилы можем взяться". На это Владимир Иосифович спокойно ответил "А мы вас уничтожим".
   К середине февраля 1921 года ситуация настолько усугубилось, что десятки тысяч крестьян объединившиеся в "Народную армию", оставляя за собой кровавый след, двинулись на Петропавловск. А уже 15 февраля полк Красной Армии вошёл в Токуши. Вечером того же дня отборные части подошли к Петропавловску. В распоряжении командующего  сводного войска находились 249-й, 250-й, 253-й стрелковые полки из Алтайской губернии. Из Омска двинулся Коммунистический отряд в сопровождении бронепоездов "Красный Сибиряк" и "Мститель", а также Кавалерийский полк "Кубанцы". Из Иссык-Куля взвод артиллерийского дивизиона. Вся эта мощь противостояла армии крестьян, которые сражались вилами и топорами. Никогда ещё Петропавловск не видел столько пролитой крови как в этот день 16 февраля, ставший первым днём "красного террора". В городе, застывшем в оцепенении от холоднокровных массовых убийств, раздался лишь один голос, взывающий к милосердию и разуму. Это был голос Петропавловского епископа Мефодия. Прервав литургию, с высоко поднятым крестом, он вышел на паперть Вознесенского собора. Вышел для того, чтобы остановить группу обезумевших от крови и лёгкой победы бойцов, которые в поисках противника устремились в храм. Речь священника была прервана ударами штыка и потом уже в бездыханное тело наносились удары ещё, ещё и ещё...      
   Тело Добренко Андрея Никитича была привезено в Петропавловск вместе с телами других военных людей, павших на полях сражений. Их похоронили в Братской могиле, на Октябрьской площади с воинскими почестями.               
   После гибели отца вся семья Андрея Добренко уехала из станицы Спокойной в станицу Невинномысскую. Дальнейшую их судьбу хочется передать, как говорится, из первых уст. Давно ушедшие в вечность люди расскажут о себе и своих близких в письмах, написанных в прошлом столетии и адресованных сестре Андрея Никитича, Пелагеи Никитичне Лысаковой и её дочери Анне Иеремеевне Макейкиной.