Обзор фильмов, просмотренных мной в 2018 году

Екатерина Ульянова 2
«Необычный день» Этторе Скола.
 
 На фоне поголовного сумасшествия - одержимости идеями фашизма в Италии 30-хх гг. XX века случаются сбои, когда люди и рады бы со всеми вместе, но не могут…
Так случилось с героем Марчелло Мастроянни и с прекрасной героиней Софи Лорен.
Благодаря таким сбоям рождаются личности.
Гениальна фраза героя Марчелло Мастроянни:
«Нет, это худшее, что можно сделать - стараться казаться не таким, какой ты есть. Тебя заставляют стыдиться самого себя. Заставляют скрываться».
 Фильм смотрится на одном дыхании, наверно, из-за физически ощутимой тревоги непохожести.
Там есть еще вопрос развития отношений между женщиной и мужчиной.
Оказывается, женщина может просить мужчину о любви и не терять при этом привлекательности....

Антониони «Фотоувеличение»

Посмотрела фильм Антониони «Фотоувеличение». Антониони сложен тем, что кажется простым. За этой кажущейся простотой скрывается глубокий смысл.
В какой момент времени человек начинает жить «по-накатанной» и не чувствовать истинный смысл бытия, настоящее тепло, радость.
Модная профессия, превратившаяся в ремесло, осточертевшие женские голые тела, развлечения… И за всем этим стоит пустота, отсутствие связи с реальным миром и людьми…
Может быть, если присмотреться и хорошенько увеличить кадры своей жизни, смысл отыщется? Но нет, пустота повсюду…
Кажется, многие люди готовы и дальше разыгрывать этот фарс и делать вид, что живут….

«Мы так любили друг друга» Этторе Скола
 
Почему то перед лицом смерти легче сохранять себя и дружбу, чем перед лицом жизни…
У товарищей, которые в военное время дружили, спасали друг друга и геройствовали в партизанском отряде, в мирное время дружбу сохранить не получилось.
Почему же так происходит?
Смерть очищает от всего наносного и ненастоящего… От стремления накопить денег, от любви к статусу и успеху. А дружба и любовь дарят тепло и наполняют смыслом.
Но когда смерть отступает, то люди начинают жить по другим правилам...
Все ли люди живут в стиле «человек человеку волк» («кто выигрывает битву со своей совестью, тот выигрывает и борьбу за существование»), или каждый делает свой выбор и несет ответственность за него?
Получается, что жить в мирное время сложнее. Постоянно приходится выбирать.
Выбирать любовь к искусству, знания, или ради семьи поступиться ими, соглашаясь с мнением не очень умного руководства.
Или оказаться перед выбором между настоящими чувствами и стремлением жить комфортно.
Соглашаться на все, ради нужных знакомств и ролей, или уважать саму себя.
Взрослая жизнь состоит из постоянных выборов, которые определяют дальнейшее направление жизни.
Можно избежать проблем выбора, например, уйти в алкоголизм или любую другую зависимость, или даже болезнь.
Можно всецело полагаться на всемогущего бога, родителей, президента или правительства.
Можно жить утопичными мечтами, критикуя ужасную действительность.
Можно убегать от себя, меняя страны и города.
Мы придумали огромное количество способов не взрослеть.....
Но, все-таки, реальность лучше даже самых красочных иллюзий.
Ведь, преодолевая очередной кризис, мы чувствуем, что можем это сделать. У нас появляется чувство компетентности в части проживания собственной жизни....
Это я уже расфантазировалась насчет преодоления кризисов и компетентности, сюжет фильма до этого не доходит…
И все же, большую симпатию у меня вызывают незрелые, бедные и уязвимые «неудачники» Никола, Антонио и Лучана, чем красивый, богатый и успешный Джанни.

"Бассейн" Француа Озон
 
Невозможно создать что-то новое не будучи в ладах со своими чувствами.
Творчество это уязвимость, это готовность воспринять нестандартное.
А главная героиня фильма Озона "Бассейн" писательница Сара Морган слишком закрыта от внешнего мира и своих чувств. Она живет в безопасном, комфортном и правильном мире своих защит.
Поэтому писать у нее перестало получаться....
И вот, постепенно, она сталкивается в себе с тем, что было заморожено, с сексуальностью, любопытством, завистью, беспечностью, безудержностью, агрессивностью.
Падают защиты и мир становится непредсказуемым и пугающим.
И тогда она начинает творить и пишет лучшую свою работу, которая уже рассчитана на нового читателя. Поэтому со старым издательством ничего не вышло. Слишком шаблонно было мышление главного редактора. Возможно, именно из-за него она и стала такой зажатой в свое время...
На протяжении всего фильма Озон сталкивает нас с собственными чувствами, не всегда приятными, и конфликтами. Это очень познавательно. Лично я у себя обнаружила целый пласт неизведанных чувств (ну это для психотерапии).

«Слезы на продажу» Уроша Стояновича

 
Посмотрела фильм сербского режиссера Уроша Стояновича «Слезы на продажу».
Есть такие фильмы или книги, которые душу наизнанку выворачивают и после них, ты уже никогда не будешь прежней. Это одна из таких вещей…
Во-первых, фильм очень красивый. Красивые девушки, красивые виды, красивое кладбище, красивая музыка и язык.
Во-вторых, черный юмор. Очень необычно для меня, но, кстати, гармонично.
Наверное, дело, в одной из моих тетушек, которая иногда любит такие черные шуточки. Например, после похорон бабушки, на кладбище, она отмечает, что место рядом с бабушкой на кладбище – её, чтоб никто не занял.
Смысл данного фильма очень прост. Хочешь отношений с мужчиной, сначала сепарируйся от своей семьи.
Сделать это совсем непросто…
Поэтому столько вокруг несчастливых семей.
Если сестра твоя сделала выбор в пользу родительской семьи, а не своей, не надо ее спасать, сама погибнешь.
Очень живо описано то, что происходит, когда новый мужчина (свежая кровь) попадает в матриархальную семью, где правят женщины. И как недостаточно сильные мужчины начинают играть в игры той семьи, в которую попадают.
Мужчины погибают, женщины прокляты и несчастны.
Очень мудрая цитата бабки главной героини, ради одной которой только стоит посмотреть этот фильм: «Ты плюнула на мужчину, и на Белград и на будущее нашего рода, чтоб гоняться за бабкиным призраком и еще и гордишься этим, хвалишься?… Останешься старой девой с разбитым сердцем, дура!»...
Еще очень понравились образы мужчин. Один такой благородный, говорил благородные, красивые слова и повел себя "как свинья" в нестандартной ситуации. Второй не говорил благородных слов, более приземленный, однако в сложной ситуации именно он и не подвел. Да так и бывает в жизни, где много слов, мало дела и наоборот....


«Осенняя соната» Бергмана или что вы знаете о боли…
 
Однажды я уже смотрела фильм на эту тему – это фильм Звягинцева Нелюбовь. И если в том фильме ребенок погибает, то фильме Бергмана героини вырастают. Младшая дочь (Хелена) уходит в болезнь и становится инвалидом. Старшая дочь (Эва) просто несчастна. Она хорошая жена, хорошая сестра, помогает людям, она старается изо всех сил, все еще надеясь, что мама полюбит.
Очень узнаваема черта Эвы – когда она злится на мать, то начинает усиленно о ней заботиться. Разозлившись, что мать за ее спиной обсуждает ее семейные отношения с зятем, она быстро берет себя в руки и уточняет, что подать матери на завтрак. Как будто ее гнев может мать разрушить.
Эва боится собственных чувств, потому что мать никогда не могла ее выдержать. И поэтому она не может быть самой собой рядом с матерью. Она все время должна притворяться, чтоб ее не потерять.
Трудно пройти через такое без помощи психотерапевта. Даже любовь ее мужа не помогает Эве простить себя.
Простить за то, что не смогла стать любимой для матери, хотя для этого она отказалась от себя. Простить, что не уберегла собственного ребенка.
Эва пугает своей яростью, болью и сильной жаждой любви. Однако взять ее она не в состоянии. Любовь и восхищение своего мужа она, как бы, не замечает.
Прекрасно осознавая умом тщетность своих усилий, эмоционально Эва, все-таки надеется получить любовь своей матери. Поэтому и позвала ее в гости, не сказав, что забрала младшую сестру-инвалида к себе.
В конце фильма, испытав снова боль отвержения, когда мать, не выдержав гнева и притязаний дочери, опять уезжает, Эва свой гнев обрушивает на себя, думая о суициде.
И лишь обязательства перед мужем и сестрой оберегают ее от этого шага.